Структура любой пейджинговой сети зависит от специфики ее применения (ведомственная, сотовая, на основе роуминга), т. е., на какого пользователя она рассчитана. Эти обстоятельства, в основном, и определяют необходимый набор узлов и модулей и пейджинговой сети связи. Очевидно, что для сетей любой конфигурации обязателен такой компонент, как пейджинговый приемник.
В настоящее время владельцам пейджеров предлагают стандартный набор услуг, стоимость которых обычно включают в абонентную плату. Отметим, что сквозную нумерацию сообщений, их дублирование и архивирование производят практически все пейджинговые компании и большинство из них допускает передачу сообщений, полученных с тонального телефона, факса и через модем, а некоторые — напрямую из сети Internet. Среди других услуг наиболее распространенными являются:
- Возможность общения на английском языке
- Различные секретарские услуги (например, синхронный перевод)
- Информирование о курсе валют на финансовом рынке
- Голосовой почтовый ящик
- Закрепление цифрового автоответчика с отдельным городским телефонным номером
- Сообщение номера телефона звонившего
- Возможность отключения пейджера на заданный период времени по заявке абонента и др.
Однако информационные услуги некоторых компаний, такие как TV-анонс, астрологический прогноз, рекламные блоки или анекдоты, вызывают серьезные сомнения в их целесообразности, так как они противоречат самой идее создания систем персонального радиовызова.
Выбор определенной модели из большого разнообразия пейджеров, представленных на рынке, очень важен. Ведь с пейджером вам предстоит долгое время быть вместе и именно от того, насколько полно он будет отвечать вашим личным требованиям, привычкам, зависит, станет ли он вашим добрым помощником. Фирмы, участвующие в разработке пейджеров, для удовлетворения возрастающих потребностей абонента большое внимание уделяют их функциональным возможностям. При этом у большинства моделей пейджеров основные технические параметры приемных трактов: чувствительность, динамический диапазон, стабильность частоты, избирательность по соседнему, побочному и зеркальному каналам, подавление интермодуляционных искажений и т. п. настолько близки, что пользователям «забивать себе голову» их анализом нет смысла.
Немаловажную роль играют расходы абонента, которые складываются из двух основных частей: стоимости пейджера и оплаты услуг. Следует помнить, что приобретение пейджера, даже стандарта POCSAG, оператора какой-либо пейджинговой компании, не всегда позволяет прямо подключиться к другим пей-джинговым компаниям, поскольку все они работают на различных фиксированных частотах. Поэтому при подключении пейджера к другой компании возникает необходимость не только в относительно несложном перепрограммировании его адреса, но и в перенастройке высокочастотных входных каскадов приемника. Вообще говоря, настройка высокочастотных каскадов приемника является трудоемкой операцией и в большинстве случаев приводит к снижению чувствительности приемника, а следовательно, и к ухудшению основных технических характеристик. Даже в случае успешной настройки высокочастотных каскадов приемника пейджера цена таких переделок, как правило, превышает различие в ценах при замене пейджеров.
Совсем по-другому обстоят дела с пейджерами стандартов RDS и MBS. Дело в том, что адресный код этих пейджеров состоит из двух частей, по шесть разрядов каждая. Первая часть представляет неизменяемый идентификационный номер самого пейджера, а вторая часть устанавливается при подключении его к сети. Поэтому в случае пропажи пейджера или при задолженности абонента номер такого пейджера попадает в соответствующий «черный» список. В рамках упомянутой ранее Ассоциации RDS-операторов заключено соглашение об обмене «черными» списками и отключении таких пейджеров до тех пор, пока их владельцы не решат все вопросы с компанией.
На начальном этапе своего развития пейджинговые сети предлагали очень скромный набор услуг, но стремительное развитие подвижной радиосвязи предоставило пользователю возможность широкого выбора — от простейших тональных пейджеров до буквенно-цифровых, принимающих достаточно длинные текстовые сообщения, а также двухсторонних пейджеров с подтверждением приема информации.
Прежде, чем приступать к рассмотрению различных моделей пейджеров, особо хотелось бы отметить модели, выполненные в корпусе наручных часов (рис. 2.18).
Несмотря на довольно высокую стоимость, такое конструктивное решение можно признать на сегодня одним из наиболее подходящих для понятия «индивидуальное средство мобильной связи», так как именно наручные часы люди привыкли постоянно носить на руке.
Теперь рассмотрим структуру пейджингового приемника, особенности его функционирования, а также наиболее популярные модели пейджеров ведущих фирм: Motorola, NEC, Philips, Samsung и др., которыми по праву может гордиться современная инженерная мысль.
Рис. 2.18. Пейджер в корпусе наручных часов