Энеаграмма

Это важная и ин­те­рес­ная часть уче­ния чет­вер­то­го пу­ти. В за­пад­ных кни­гах, по­свя­щен­ных энеа­грам­ме, по­че­му-то пол­но­стью опус­ка­ют­ся прин­ци­пы воз­ник­но­ве­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния энеа­грам­мы. Наиболее полное исследование этого раздела ЧП было произведено учеником Гурджиева и Успенского - Джоном Бенетом. Оно изложено в книге «Enneagram studies» (изучение энеаграммы). Книга интересная, но сути энеаграммы она не раскрывает.

По-видимому, Георгий Иванович сдержал своё слово, данное им в 1917 году на Кавказе о роспуске всей группы и прекращении всякой работы. С этих пор невозможно найти никаких конструктивных сведений ни в книгах самого Мастера ни его учеников об энеаграмме.

Читая же современные книги посвященные, так или иначе, энеаграмме соз­да­ет­ся та­кое впе­чат­ле­ние, что-либо учение об энеаграмме зна­ют все, либо ав­то­ры таких прин­ци­пов не зна­ют со­всем. Вполне возможно, что в результате экспериментов Родни Коллина по применению энеаграммы к нашей планетарной системе сим­во­лы нот энеаграммы в аме­ри­кан­ских кни­гах сто­ят уже на дру­гих мес­тах, чем это из­на­чаль­но бы­ло по­ка­за­но П.Д. Ус­пен­ским. Со­вер­шен­но не по­ня­тен из этих книг смысл внут­рен­них ли­ний энеа­грам­мы. В этом слу­чае уче­ние об энеа­грам­ме не мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но ре­аль­но. Оно воз­ве­де­но в ранг “мис­ти­че­ско­го зна­ния, не по­сти­жи­мо­го обыч­ным умом”. Современный российский исследователь «мистики, повседневности и науки» В.А. Малышев в своем труде «Цепочки качественной сложности» М.: КМК Лтд., 1997. на странице 206 определяет энеаграмму только как: «геометрическую фигуру, состоящую из девяти равноудалённых вершин на окружности и связывающих их отрезков-хорд». Из этой книги видно, что автор введён в заблуждение относительно смысла энеаграммы западными авторами.

Со­от­вет­ст­вен­но глав­но­му прин­ци­пу чет­вер­то­го пу­ти: “Не при­ни­мать ни­че­го, че­го не по­ни­ма­ешь”, — та­ко­го ро­да зна­ние долж­но быть от­верг­ну­то. Здесь мы, по-ви­ди­мо­му, име­ем де­ло с ис­ка­же­ни­ем уче­ния чет­вер­то­го пу­ти от­но­си­тель­но энеа­грам­мы.

Энеа­грам­ма как спо­соб пе­ре­да­чи идей объ­ек­тив­но­го зна­ния, вы­ра­жа­ет идею все­об­ще­го един­ст­ва, един­ст­ва в мно­го­об­ра­зии. Эта идея, по ут­вер­жде­нию уче­ния чет­вер­то­го пу­ти, бы­ла най­де­на бла­го­да­ря вы­со­чай­шей фор­ме че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния — объ­ек­тив­но­му соз­на­нию. Ес­те­ст­вен­но, при пе­ре­во­де на язык субъ­ек­тив­но­го соз­на­ния, хо­тя бы и в тер­ми­нах чет­вер­то­го пу­ти, про­изой­дет зна­чи­тель­ное обед­не­ние пе­ре­да­вае­мой идеи. Ус­пен­ский пи­шет: “Лю­бая по­пыт­ка бу­к­валь­но­го по­ни­ма­ния там, где речь име­ет де­ло с объ­ек­тив­ным зна­ни­ем и со свя­зью един­ст­ва и мно­го­об­ра­зия, за­ра­нее об­ре­че­на на не­уда­чу и в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев вве­дет к даль­ней­шим за­блу­ж­де­ни­ям”. Это очень важ­ное по­ло­же­ние, ка­саю­щее­ся не толь­ко чет­вер­то­го пу­ти, но всех дру­гих пу­тей, где име­ет ме­сто ра­бо­та над сим­во­ла­ми, как спо­со­бом пе­ре­да­чи объ­ек­тив­но­го зна­ния. По­это­му про­ци­ти­ру­ем еще не­сколь­ко мест из кни­ги “В по­ис­ках чу­дес­но­го”.

“...В ру­ках не­ве­же­ст­вен­но­го и не­ком­пе­тент­но­го че­ло­ве­ка, хо­тя бы и ис­пол­нен­но­го бла­гих на­ме­ре­ний, сим­вол ста­но­вит­ся “ору­ди­ем за­блу­ж­де­ния”. При­чи­на это­го за­клю­ча­ет­ся в том, что сим­вол ни­ко­гда нель­зя брать в окон­ча­тель­ном и оп­ре­де­лен­ном смыс­ле. Вы­ра­жая за­ко­ны един­ст­ва в бес­ко­неч­ном мно­го­об­ра­зии, сим­вол об­ла­да­ет бес­чис­лен­ным мно­же­ст­вом ас­пек­тов, в ко­то­рых его мож­но рас­смат­ри­вать; и от че­ло­ве­ка, под­хо­дя­ще­го к не­му, тре­бу­ет­ся уме­ние ви­деть его сра­зу с не­сколь­ких то­чек зре­ния. Сим­во­лы, пе­ре­ло­жен­ные в сло­ва обыч­но­го язы­ка, ста­но­вят­ся в нем инерт­ны­ми, тем­ны­ми и лег­ко пре­вра­ща­ют­ся в “соб­ст­вен­ную про­ти­во­по­лож­ность”; их смысл ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся уз­ки­ми дог­ма­ти­че­ски­ми рам­ка­ми, а в тол­ко­ва­нии не да­ет­ся да­же от­но­си­тель­но­го про­сто­ра ло­ги­че­ско­го рас­смот­ре­ния пред­ме­та. При­чи­на это­го — в бу­к­валь­ном по­ни­ма­нии сим­во­лов, в при­пи­сы­ва­нии сим­во­лам един­ст­вен­но­го зна­че­ния. Ис­ти­на, опять-та­ки, оку­та­на внеш­ним по­кры­ва­лом лжи, и что­бы от­крыть ее, тре­бу­ют­ся ог­ром­ные уси­лия от­ри­ца­ния, в ко­то­рых те­ря­ет­ся смысл са­мо­го сим­во­ла. Хо­ро­шо из­вест­но, ка­кие за­блу­ж­де­ния воз­ни­ка­ли из сим­во­лов ре­ли­гии, ма­гии, ал­хи­мии, в осо­бен­но­сти ма­гии, у тех, кто при­ни­мал их бу­к­валь­но и толь­ко в од­ном зна­че­нии. А вот пра­виль­ное по­ни­ма­ние сим­во­лов не мо­жет вес­ти к спо­рам. Оно усу­губ­ля­ет зна­ние, оно не мо­жет ос­та­вать­ся тео­ре­ти­че­ским, по­то­му что уси­ли­ва­ет стрем­ле­ние к ре­аль­ным ре­зуль­та­том, к еди­не­нию зна­ния и бы­тия, к Ве­ли­ко­му Де­ла­нию. Чис­тое зна­ние пе­ре­дать не­воз­мож­но; ко­гда оно вы­ра­же­но в сим­во­лах, оно при­кры­то ими, как не­ким по­кро­вом; хо­тя для тех, кто же­ла­ет и уме­ет смот­реть, этот по­кров ста­но­вит­ся про­зрач­ным”.

· Энеаграмма это уни­вер­саль­ный символ уче­ния чет­вер­то­го пу­ти, имею­щий фор­му кру­га, раз­де­лен­но­го на де­вять час­тей, с ли­ния­ми, ко­то­рые со­еди­ня­ют их, и вы­ра­жаю­щий со­че­та­ние за­ко­на ок­тав и за­ко­на трех.

· Энеа­грам­ма — фун­да­мен­таль­ный ие­рог­лиф уни­вер­саль­но­го язы­ка, ко­то­рый име­ет столь­ко же зна­че­ний, сколь­ко су­ще­ст­ву­ет уров­ней лю­дей.

· Энеа­грам­ма — это ор­га­низм или же, мож­но ска­зать, что ка­ж­дый ор­га­низм со­дер­жит в се­бе энеа­грам­му и раз­ви­ва­ет­ся по ее за­ко­нам.

· В энеа­грам­му мож­но за­клю­чить все зна­ние, и с ее по­мо­щью мож­но его ис­тол­ко­вать.

«В этой свя­зи пра­виль­но ут­вер­ждать, что че­ло­век по-на­стоя­ще­му зна­ет, т.е. по­ни­ма­ет, толь­ко то, что он спо­со­бен за­клю­чить в энеа­грам­му. То, что он не в со­стоя­нии за­клю­чить в энеа­грам­му, он не по­ни­ма­ет. Для че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го ею поль­зо­вать­ся, энеа­грам­ма де­ла­ет со­вер­шен­но не­нуж­ны­ми кни­ги и биб­лио­те­ки. Все мож­но за­клю­чить в энеа­грам­му и про­честь в ней. Че­ло­век мо­жет ока­зать­ся в пус­ты­не в пол­ном оди­но­че­ст­ве, и, на­чер­тив на пес­ке энеаграмму, су­ме­ет про­честь в ней веч­ные за­ко­ны Все­лен­ной, при­чем вся­кий раз уз­на­ет не­что но­вое, ра­нее ему не из­вест­ное. Ес­ли встре­ча­ют­ся двое лю­дей, при­над­ле­жа­щих к раз­лич­ным шко­лам, они чер­тят энеаграмму и с ее по­мо­щью ус­та­но­вят, кто из них зна­ет боль­ше, и, сле­до­ва­тель­но, кто из них учи­тель, а кто уче­ник». “По­ни­ма­ние энеа­грам­мы и уме­ние ею поль­зо­вать­ся да­ет че­ло­ве­ку боль­шую си­лу. Это и есть веч­ное дви­же­ние, а так­же фи­ло­соф­ский ка­мень ал­хи­ми­ков”.

· Энеа­грам­ма — это схе­ма­ти­че­ская диа­грам­ма по­сто­ян­но­го дви­же­ния.

“Что­бы по­нять энеа­грам­му, нуж­но мыс­лить ее дви­жу­щей­ся, в дви­же­нии. Не­под­виж­ная энеа­грам­ма — это мерт­вый сим­вол; жи­вой сим­вол пре­бы­ва­ет в дви­же­нии”. В груп­пах чет­вер­то­го пу­ти энеа­грам­му обя­за­тель­но изу­ча­ют в дви­же­нии. Спе­ци­аль­но по­стро­ив­шись, со­глас­но струк­ту­ре энеа­грам­мы, и дви­га­ясь оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом.

Здесь важ­но по­нять, что не столь слож­но по­лу­чить зна­ние об энеа­грам­ме, как, то, что это зна­ние на­до ощу­тить внут­ри се­бя и та­ким об­ра­зом син­тез зна­ния и чув­ст­во­ва­ния даст по­ни­ма­ние. Мы иногда очень мно­го зна­ем тео­ре­ти­че­ски, но это зна­ние не пе­ре­шедшее на уро­веньчув­ст­во­ва­ния не при­об­ретает ка­че­ст­ва по­ни­ма­ния. Для людей с развитым Бытиём справедливо обратное: они не могут интеллектуально осмыслить то, что чувствуют, а значит их мышление также не достигает качества понимания.

П.Д. Ус­пен­ский излагает зна­ние об энеа­грам­ме с ма­те­ма­ти­че­ской точ­ки зре­ния, мы же по­про­бу­ем по­ка­зать энеа­грам­му с других сто­ро­н. Мы уви­дим, что за­кон трех, дей­ст­вую­щий в энеа­грам­ме, яв­ля­ет­ся при­чи­ной об­ра­зо­ва­ния внут­рен­них ли­ний. По этим ли­ни­ям осу­ще­ст­в­ля­ет­ся взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду раз­лич­ны­ми но­та­ми энеа­грам­мы. Лю­бой цель­ный ор­га­низм, в ши­ро­ком смыс­ле сло­ва, может быть рассмотрен как структура, содержащая полный спектр ка­честв согласно за­ко­ну ок­тав. Эту структуру упрощённо мож­но гра­фи­че­ски пред­ста­вить в двух фор­мах: как круг и как си­ну­сои­ду, ко­то­рые не про­ти­во­ре­чат друг дру­гу, т.к. яв­ля­ют­ся про­ек­ция­ми спи­ра­ли свер­ху и сбо­ку.

Ес­ли од­на часть та­кой спи­ра­ли иг­ра­ет роль про­вод­ни­ка ак­тив­ной, дру­гая пас­сив­ной, а тре­тья ней­тра­ли­зую­щей си­лы, то ме­ж­ду эти­ми час­тя­ми воз­ни­ка­ет оп­ре­де­лен­ное взаи­мо­дей­ст­вие. Раз­во­ра­чи­вая ка­ж­дую си­лу в триа­ду сил, со­глас­но за­ко­ну трех, мы по­лу­чим для ка­ж­дой час­ти спи­ра­ли по три си­лы. Для восхо­дя­щей ок­та­вы, со­глас­но на­прав­ле­нию дви­же­ния ок­та­вы, ак­тив­ная си­ла бу­дет на­хо­дить­ся сле­ва, а пас­сив­ная спра­ва от ноты ДО. Этот же мо­мент со­хра­нит­ся и по­сле об­ра­зо­ва­ния 3-х тре­уголь­ни­ков трех сил. Ис­хо­дя из то­го прин­ци­па, что взаи­мо­дей­ст­во­вать ме­ж­ду со­бой мо­гут лишь наи­бо­лее близ­кие по величине во­до­ро­ды и, обо­зна­чив ка­ж­дую из нот ок­та­вы, в со­от­вет­ст­вии с той ро­лью, ко­то­рую она иг­ра­ет в тре­уголь­ни­ках сил, по­лу­чим оп­ре­де­лен­ное рас­ши­ре­ние за­ко­на трех в рам­ках за­ко­на ок­тав. Мож­но уви­деть, как со­от­но­сят­ся ме­ж­ду со­бой раз­лич­ные ноты. Мы по­лу­чи­ли оп­ре­де­лен­ный ряд взаи­мо­дей­ст­вую­щих эле­мен­тов, ко­то­рый мож­но со­от­не­сти с сим­во­ла­ми пла­не­тар­ных влияний:

· до, [N N] ней­тра­ли­зую­щая си­ла ней­тра­ли­зую­щей час­ти, число 0, символизируется знаком вос­хо­дя­щего Солн­ца (окружность с точкой внутри).

или в ви­де чи­сел 0 и 9.

· РЕ; [— N] пас­сив­ная си­ла ней­тра­ли­зую­щей час­ти, символизируется знаком луны, чис­ло 1.

· МИ; [+ —] ак­тив­ная си­ла пас­сив­ной час­ти, символизируется знаком Марса, чис­ло 2.

· [N — ] ней­тра­ли­зую­щая си­ла пас­сив­ной час­ти, символизируется знаком Нептуна, чис­ло 3.

· ФА; [— —] пас­сив­ная си­ла пас­сив­ной час­ти, символизируется знаком Меркурия, чис­ло 4.

· СОЛЬ; [+ +] ак­тив­ная си­ла ак­тив­ной час­ти, символизируется знаком Юпи­тера, чис­ло 5.

· N + ней­тра­ли­зую­щая си­ла ак­тив­ной час­ти, символизируется знаком Урана, чис­ло 6.

· ЛЯ; [— +] пас­сив­ная си­ла ак­тив­ной, символизируется знаком Венеры, чис­ло 7.

· СИ; [+ N] ак­тив­ная си­ла ней­тра­ли­зую­щей час­ти, символизируется знаком Сатурна, чис­ло 8.

· ДО; [N N] ней­тра­ли­зую­щая си­ла ней­тра­ли­зую­щей час­ти но­вой ок­та­вы, символизируется знаком за­хо­дя­щего Солнца, число 9.

Взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду час­тя­ми энеа­грам­мы про­ис­хо­дит так: ак­тив­ная си­ла пас­сив­ной час­ти (+ —) по­сред­ст­вом ак­тив­ной си­лы ней­тра­ли­зую­щей час­ти (+ N) взаи­мо­дей­ст­ву­ет с ак­тив­ной си­лой ак­тив­ной час­ти (+ +). Пас­сив­ная си­ла ак­тив­ной час­ти (— +) по­сред­ст­вом пас­сив­ной си­лы ней­тра­ли­зую­щей час­ти (— N) взаи­мо­дей­ст­ву­ет с пас­сив­ной си­лой пас­сив­ной час­ти (— —). Ак­тив­ная и пас­сив­ная час­ти взаи­мо­дей­ст­ву­ют ме­ж­ду со­бой по двум ли­ни­ям свя­зи при управ­ляю­щей ро­ли ней­тра­ли­зую­щей час­ти. Для пол­но­ты из­ло­же­ния про­ста­вим в энеа­грам­ме вме­сто зна­че­ний ак­тив­но­сти пла­не­тар­ные сим­во­лы.

Де­сять эле­мен­тов, вклю­чая ниж­нее и верх­нее ДО, со­став­ля­ют спектр ка­честв лю­бо­го це­ло­ст­но­го яв­ле­ния, про­цес­са или ор­га­низ­ма. Мы ви­дим здесь че­ты­ре взаи­мно урав­но­ве­ши­ваю­щих па­ры: РЕ — СИ; МИ – ЛЯ; (N—) — (N+); ФА – СОЛЬ;

ка­че­ст­ва, вы­ра­жен­ные че­рез сим­во­лы музыкальной октавы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: