Это важная и интересная часть учения четвертого пути. В западных книгах, посвященных энеаграмме, почему-то полностью опускаются принципы возникновения и функционирования энеаграммы. Наиболее полное исследование этого раздела ЧП было произведено учеником Гурджиева и Успенского - Джоном Бенетом. Оно изложено в книге «Enneagram studies» (изучение энеаграммы). Книга интересная, но сути энеаграммы она не раскрывает.
По-видимому, Георгий Иванович сдержал своё слово, данное им в 1917 году на Кавказе о роспуске всей группы и прекращении всякой работы. С этих пор невозможно найти никаких конструктивных сведений ни в книгах самого Мастера ни его учеников об энеаграмме.
Читая же современные книги посвященные, так или иначе, энеаграмме создается такое впечатление, что-либо учение об энеаграмме знают все, либо авторы таких принципов не знают совсем. Вполне возможно, что в результате экспериментов Родни Коллина по применению энеаграммы к нашей планетарной системе символы нот энеаграммы в американских книгах стоят уже на других местах, чем это изначально было показано П.Д. Успенским. Совершенно не понятен из этих книг смысл внутренних линий энеаграммы. В этом случае учение об энеаграмме не может быть использовано реально. Оно возведено в ранг “мистического знания, не постижимого обычным умом”. Современный российский исследователь «мистики, повседневности и науки» В.А. Малышев в своем труде «Цепочки качественной сложности» М.: КМК Лтд., 1997. на странице 206 определяет энеаграмму только как: «геометрическую фигуру, состоящую из девяти равноудалённых вершин на окружности и связывающих их отрезков-хорд». Из этой книги видно, что автор введён в заблуждение относительно смысла энеаграммы западными авторами.
|
|
Соответственно главному принципу четвертого пути: “Не принимать ничего, чего не понимаешь”, — такого рода знание должно быть отвергнуто. Здесь мы, по-видимому, имеем дело с искажением учения четвертого пути относительно энеаграммы.
Энеаграмма как способ передачи идей объективного знания, выражает идею всеобщего единства, единства в многообразии. Эта идея, по утверждению учения четвертого пути, была найдена благодаря высочайшей форме человеческого сознания — объективному сознанию. Естественно, при переводе на язык субъективного сознания, хотя бы и в терминах четвертого пути, произойдет значительное обеднение передаваемой идеи. Успенский пишет: “Любая попытка буквального понимания там, где речь имеет дело с объективным знанием и со связью единства и многообразия, заранее обречена на неудачу и в большинстве случаев введет к дальнейшим заблуждениям”. Это очень важное положение, касающееся не только четвертого пути, но всех других путей, где имеет место работа над символами, как способом передачи объективного знания. Поэтому процитируем еще несколько мест из книги “В поисках чудесного”.
|
|
“...В руках невежественного и некомпетентного человека, хотя бы и исполненного благих намерений, символ становится “орудием заблуждения”. Причина этого заключается в том, что символ никогда нельзя брать в окончательном и определенном смысле. Выражая законы единства в бесконечном многообразии, символ обладает бесчисленным множеством аспектов, в которых его можно рассматривать; и от человека, подходящего к нему, требуется умение видеть его сразу с нескольких точек зрения. Символы, переложенные в слова обычного языка, становятся в нем инертными, темными и легко превращаются в “собственную противоположность”; их смысл ограничивается узкими догматическими рамками, а в толковании не дается даже относительного простора логического рассмотрения предмета. Причина этого — в буквальном понимании символов, в приписывании символам единственного значения. Истина, опять-таки, окутана внешним покрывалом лжи, и чтобы открыть ее, требуются огромные усилия отрицания, в которых теряется смысл самого символа. Хорошо известно, какие заблуждения возникали из символов религии, магии, алхимии, в особенности магии, у тех, кто принимал их буквально и только в одном значении. А вот правильное понимание символов не может вести к спорам. Оно усугубляет знание, оно не может оставаться теоретическим, потому что усиливает стремление к реальным результатом, к единению знания и бытия, к Великому Деланию. Чистое знание передать невозможно; когда оно выражено в символах, оно прикрыто ими, как неким покровом; хотя для тех, кто желает и умеет смотреть, этот покров становится прозрачным”.
· Энеаграмма это универсальный символ учения четвертого пути, имеющий форму круга, разделенного на девять частей, с линиями, которые соединяют их, и выражающий сочетание закона октав и закона трех.
· Энеаграмма — фундаментальный иероглиф универсального языка, который имеет столько же значений, сколько существует уровней людей.
· Энеаграмма — это организм или же, можно сказать, что каждый организм содержит в себе энеаграмму и развивается по ее законам.
· В энеаграмму можно заключить все знание, и с ее помощью можно его истолковать.
«В этой связи правильно утверждать, что человек по-настоящему знает, т.е. понимает, только то, что он способен заключить в энеаграмму. То, что он не в состоянии заключить в энеаграмму, он не понимает. Для человека, способного ею пользоваться, энеаграмма делает совершенно ненужными книги и библиотеки. Все можно заключить в энеаграмму и прочесть в ней. Человек может оказаться в пустыне в полном одиночестве, и, начертив на песке энеаграмму, сумеет прочесть в ней вечные законы Вселенной, причем всякий раз узнает нечто новое, ранее ему не известное. Если встречаются двое людей, принадлежащих к различным школам, они чертят энеаграмму и с ее помощью установят, кто из них знает больше, и, следовательно, кто из них учитель, а кто ученик». “Понимание энеаграммы и умение ею пользоваться дает человеку большую силу. Это и есть вечное движение, а также философский камень алхимиков”.
|
|
· Энеаграмма — это схематическая диаграмма постоянного движения.
“Чтобы понять энеаграмму, нужно мыслить ее движущейся, в движении. Неподвижная энеаграмма — это мертвый символ; живой символ пребывает в движении”. В группах четвертого пути энеаграмму обязательно изучают в движении. Специально построившись, согласно структуре энеаграммы, и двигаясь определенным образом.
Здесь важно понять, что не столь сложно получить знание об энеаграмме, как, то, что это знание надо ощутить внутри себя и таким образом синтез знания и чувствования даст понимание. Мы иногда очень много знаем теоретически, но это знание не перешедшее на уровеньчувствования не приобретает качества понимания. Для людей с развитым Бытиём справедливо обратное: они не могут интеллектуально осмыслить то, что чувствуют, а значит их мышление также не достигает качества понимания.
П.Д. Успенский излагает знание об энеаграмме с математической точки зрения, мы же попробуем показать энеаграмму с других сторон. Мы увидим, что закон трех, действующий в энеаграмме, является причиной образования внутренних линий. По этим линиям осуществляется взаимодействие между различными нотами энеаграммы. Любой цельный организм, в широком смысле слова, может быть рассмотрен как структура, содержащая полный спектр качеств согласно закону октав. Эту структуру упрощённо можно графически представить в двух формах: как круг и как синусоиду, которые не противоречат друг другу, т.к. являются проекциями спирали сверху и сбоку.
|
|
Если одна часть такой спирали играет роль проводника активной, другая пассивной, а третья нейтрализующей силы, то между этими частями возникает определенное взаимодействие. Разворачивая каждую силу в триаду сил, согласно закону трех, мы получим для каждой части спирали по три силы. Для восходящей октавы, согласно направлению движения октавы, активная сила будет находиться слева, а пассивная справа от ноты ДО. Этот же момент сохранится и после образования 3-х треугольников трех сил. Исходя из того принципа, что взаимодействовать между собой могут лишь наиболее близкие по величине водороды и, обозначив каждую из нот октавы, в соответствии с той ролью, которую она играет в треугольниках сил, получим определенное расширение закона трех в рамках закона октав. Можно увидеть, как соотносятся между собой различные ноты. Мы получили определенный ряд взаимодействующих элементов, который можно соотнести с символами планетарных влияний:
· до, [N N] нейтрализующая сила нейтрализующей части, число 0, символизируется знаком восходящего Солнца (окружность с точкой внутри).
или в виде чисел 0 и 9.
· РЕ; [— N] пассивная сила нейтрализующей части, символизируется знаком луны, число 1.
· МИ; [+ —] активная сила пассивной части, символизируется знаком Марса, число 2.
· [N — ] нейтрализующая сила пассивной части, символизируется знаком Нептуна, число 3.
· ФА; [— —] пассивная сила пассивной части, символизируется знаком Меркурия, число 4.
· СОЛЬ; [+ +] активная сила активной части, символизируется знаком Юпитера, число 5.
· N + нейтрализующая сила активной части, символизируется знаком Урана, число 6.
· ЛЯ; [— +] пассивная сила активной, символизируется знаком Венеры, число 7.
· СИ; [+ N] активная сила нейтрализующей части, символизируется знаком Сатурна, число 8.
· ДО; [N N] нейтрализующая сила нейтрализующей части новой октавы, символизируется знаком заходящего Солнца, число 9.
Взаимодействие между частями энеаграммы происходит так: активная сила пассивной части (+ —) посредством активной силы нейтрализующей части (+ N) взаимодействует с активной силой активной части (+ +). Пассивная сила активной части (— +) посредством пассивной силы нейтрализующей части (— N) взаимодействует с пассивной силой пассивной части (— —). Активная и пассивная части взаимодействуют между собой по двум линиям связи при управляющей роли нейтрализующей части. Для полноты изложения проставим в энеаграмме вместо значений активности планетарные символы.
Десять элементов, включая нижнее и верхнее ДО, составляют спектр качеств любого целостного явления, процесса или организма. Мы видим здесь четыре взаимно уравновешивающих пары: РЕ — СИ; МИ – ЛЯ; (N—) — (N+); ФА – СОЛЬ;
качества, выраженные через символы музыкальной октавы.