Описание предметной области:
Разработка и внедрение процедур реагирования на чрезвычайное происшествие и предотвращения его развития.
Функции специалиста:
1. Выявление наличия в организации процедур реагирования на чрезвычайную ситуацию.
2. Разработка процедур реагирования на чрезвычайную ситуацию в случае их отсутствия.
3. Интеграция процедур восстановления деятельности после бедствия с процедурами реагирования на чрезвычайную ситуацию.
4. Определение требований к управлению и контролю при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
5. Разработка процедур управления и контроля с четким определением функций, полномочий и процессов обмена информацией, необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации.
Специалист должен уметь:
1. Разрабатывать процедуры реагирования на чрезвычайную ситуацию, в том числе:
o обеспечивать готовность к чрезвычайным происшествиям:
§ разрабатывать процедуры реагирования, детализированные по типам бедствий, например:
§ природное бедствие,
§ случайное происшествие,
§ преднамеренное действие,
§ определять полномочия руководства,
§ определять средства, обеспечивающие бесперебойность управления,
§ определять функции выделенного персонала,
o регламентировать действия в чрезвычайной ситуации, которые состоят в:
§ уведомлении о чрезвычайной ситуации,
§ эвакуации,
§ оказании медицинской помощи,
§ мероприятиях по обращению с опасными материалами,
§ борьбе с катаклизмами (огнем, затоплением и т.п.)
o обеспечивать:
§ сохранность оборудования и помещений,
§ уменьшение причиненного ущерба,
§ проведение испытаний,
o определять должностные обязанности,
o подготавливать отчеты:
§ внутренние:
§ в рамках отдельного подразделения,
§ в рамках организации в целом,
§ внешние:
§ для общественности,
§ для поставщиков.
2. Определять средства и методы управления и контроля в чрезвычайной ситуации, включая:
o разработку проекта центра для работы в чрезвычайной ситуации и его оборудования,
o определение полномочий по управлению и принятию решений в чрезвычайной ситуации,
o определение необходимых средств связи (радиосвязь, курьерская связь и сотовая телефонная связь),
o разработку методов регистрации и составления документации.
3. Разрабатывать процедуры управления центром для работы в чрезвычайной ситуации и контроля его деятельности, охватывающие:
o открытие центра,
o обеспечение безопасности центра,
o составление графика работы рабочих групп центра,
o управление центром и контроль его деятельности,
o закрытие центра.
Разработка и внедрение плана, обеспечивающего бесперебойное функционирование организации
Описание предметной области:
Разработка концепции, составление и внедрение плана мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование организации.
Функции специалиста:
1. Планирование деятельности по разработке и внедрению плана.
2. Организация работ над планом.
3. Руководство работами над планом.
4. Контроль и корректировка хода выполнения работ над планом.
5. Обеспечение работ специалистами.
6. Внедрение плана.
7. Испытания плана.
8. Ведение плана.
Специалист должен уметь:
1. Определять требования к Плану:
o применять средства планирования,
o использовать:
§ должностные инструкции,
§ планы действий,
§ контрольные перечни,
§ матрицы,
§ формы,
§ другую вспомогательную документацию.
2. Определять требования к руководству и оперативному управлению восстановлением деятельности:
o концепцию группы восстановления:
§ описание,
§ организация,
§ обязанности членов группы восстановления:
§ координатора восстановления,
§ координаторов работы специализированных групп,
§ обязанности обеспечивающего персонала,
§ требования к резервному центру для работы в чрезвычайной ситуации.
3. Определять и описывать форму и структуру основных элементов плана.
4. Подготавливать общее введение к основным положениям плана:
o общая информация:
§ предисловие,
§ содержание,
§ цели,
§ допущения,
§ общие сведения об обязанностях,
§ испытания,
§ сопровождение,
o ввод плана в действие:
§ уведомление:
§ первичное,
§ вторичное,
§ процедуры объявления бедствия,
§ процедуры мобилизации,
§ концепция оценки ущерба:
§ первоначальной,
§ детальной,
o организация группы восстановления:
§ описание,
§ состав,
§ обязанности руководителя,
o изложение политики,
o центр для работы в случае чрезвычайной ситуации.
5. Подготавливать раздел об административном управлении:
o определять функции обеспечивающих подразделений по восстановлению:
§ обеспечение человеческими ресурсами,
§ обеспечение безопасности,
§ страхование и управление рисками,
§ закупка оборудования и материалов,
§ транспортировка,
§ учет юридических аспектов,
o регламентировать назначение координатора по связям с общественностью и средствами массовой информации, определив требуемую квалификацию и должностные обязанности, включая:
§ связь с правительственными органами,
§ связь с инвесторами,
o определять элементы программы создания жизненно важных архивов,
o подготавливать разделы, касающиеся:
§ группы восстановления:
§ состав группы,
§ обязанности членов,
§ необходимые ресурсы,
o разрабатывать планы действий:
§ общие планы отдельных подразделений и индивидуальные планы сотрудников,
§ контрольные перечни,
§ технические процедуры.
6. Разрабатывать план производственной деятельности организации:
o составлять планы оперативного отдела, включая:
§ основные бизнес функции,
§ мероприятия по вводу плана в действие,
§ действия по восстановлению рабочего помещения, пострадавшего от бедствия, и его возврату в первоначальное состояние,
§ обеспечение сохранности и восстановление информации,
§ потребности конечного пользователя в средствах вычислительной техники,
o определять элементы программы создания жизненно важных архивов,
o подготавливать разделы плана, касающиеся действий:
§ группы восстановления:
§ состав группы,
§ обязанности,
§ необходимые ресурсы,
o разрабатывать планы действий:
§ общие планы отдельных подразделений и индивидуальные планы сотрудников,
§ контрольные перечни,
§ технические процедуры.
7. Разрабатывать план восстановления информационной инфраструктуры:
o запуск функционирования резервного центра:
§ управление центром,
§ административное руководство,
§ материально-техническое снабжение,
§ установка нового оборудования,
§ техническое обслуживание,
§ поддержка решения прикладных задач,
§ создание сети,
§ передача данных по сети,
§ оперативная деятельность,
§ обеспечение транспортировки и связи между рабочими помещениями,
§ подготовка данных,
§ оперативное управление производством,
§ установление связи с конечными пользователями,
o удовлетворение требований конечных пользователей,
o определение элементов программы создания жизненно важных архивов,
o планы действий:
§ общие планы отдельных подразделений и индивидуальные планы сотрудников,
§ контрольные перечни,
§ технические процедуры.
o действия группы восстановления:
§ состав группы,
§ обязанности,
§ необходимые ресурсы.
8. Разрабатывать планы обеспечения бесперебойной работы систем связи.
9. Разрабатывать планы обеспечения бесперебойной работы прикладных систем конечных пользователей.
10. Устанавливать процедуры распространения, контроля и корректировки плана.
11. Внедрение плана:
o разработка программы обучения сотрудников:
§ типовые рекомендации,
§ функции и обязанности сотрудников,
§ процедуры,
§ ознакомление с планом и практическое обучение предусмотренным в нем мероприятиям,
§ проведение презентаций,
o выполнение необходимых работ:
§ приобретение дополнительного оборудования,
§ заключение контрактов,
§ подготовка резервных копий и обеспечение хранения данных и документов во внешнем хранилище,
o разработка планов и графиков проведения испытаний, а также процедур отчетности,
o разработка процедур ведения и обновления плана и соответствующей отчетности.