Общественные вещатели стран Северной Европы: основные характеристики (2000 г.)

Общественный вещатель, страна Форма финансирования Размер абонентской платы (в местной валюте) Число лицензий в стране Доля общественного вещателя на рынке (%)
DR, Дания Абонентская плата 1894 (DKK)    
NRK, Норвегия Абонентская плата 1640 (NOK)    
RUV, Исландия Абонентская плата, реклама, спонсорство 25200 (ISK)    
S VT, Швеция Абонентская плата 1644 (SEK)    
Yleisradio, Финляндия Абонентская плата, плата коммерческих каналов 982 (FIM)    

Составлено по: Media Trends 2001 in Denmark, Finland, Iceland, Norway and Sweden. Statistics and Analysis. Ed. U. Carlsson, E. Harrie. Göteborg, NORDICOM. P. 104–135.

Уникальную модель национального общественного вещания создала Финляндия. В 1950-е годы, в период становления национальной системы вещания, страна переживала серьезные экономические трудности, вызванные необходимостью выплачивать послевоенные репарации СССР. Ресурсов аудитории было явно недостаточно для организации традиционной системы финансирования общественного вещателя Yleisradio. Очевидно, что установить размер абонентской платы на необходимом уровне не представлялось возможным. Именно поэтому была изобретена «финская модель» финансирования общественного ТВ: наряду с Yleisradio в 1957 г. государство разрешило деятельность коммерческой телекомпании Mainos-TV, которая арендовала время для трансляции своих программ на каналах Yleisradio. Главным источником доходов у Mainos-TV была реклама. За возможность использовать каналы Yleisradio коммерческое Mainos-TV выплачивало общественному вещателю фиксированные 15% от своих рекламных доходов. Но даже и после того, как Mainos-TV получила лицензию на собственный канал, система ее выплат общественному вещателю была сохранена. После создания второго общенационального коммерческого телеканала Nelonen и на него была возложена обязанность выплаты определенного процента рекламных доходов в бюджет Yleisradio. Согласно финскому законодательству сегодня эта плата носит название «выплаты общественной телерадиослужбе» и составляет 24% всех доходов Yleisradio. Таким образом, финскому общественному ТВ удалось создать прецедент, когда реклама используется для финансирования общественного вещания, однако не входит в его программы.

в начало


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: