По состоянию на 1 июля 2011 года в Республике Беларусь зарегистрировано 1382 периодических издания, в том числе 672 газеты, 659 журналов, 43 бюллетеня, 7каталогов и 1 альманах

Более чем две трети всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Пресса издается на белорусском, русском, английском, немецком, украинском, польском и других европейских языках.

Периодическая печать делится на несколько групп: это республиканские общественно-политические издания, местные общественно-политические издания, а также специализированные СМИ по таким темам, как:

- наука, государство, право

- промышленность, техника, заводские газеты

- сельское хозяйство

- транспорт, связь, строительство

- образование, педагогика

- культура, искусство, литературно-художественные издания

- физическая культура, спорт, туризм

- экология, природа, защита животных

- философия, психология, религия

- молодежные и детские издания

- рекламные издания

- сатира и юмор и др.

Самым тиражным республиканским общественно-политическим изданием по-прежнему остается газета "Советская Белоруссия", число читателей составляет 400 тыс.

Общий разовый тираж других ведущих массово-политических газет: "Рэспубліка" – 57,2 тыс. экз., "Звязда" – 35 тыс. экз., "Народная газета" – 31,4 тыс. экз., "Белорусская нива" – 30,3 тыс. экз., "7 дней" – 37,6 тыс. экз., "Знамя юности" – 32,4 тыс.экз.

Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. Предлагается следующее деление периодики:

– по региону распространения (национальная, региональная, местная пресса);

– по учредителю (государственная и негосударственная пресса);

– по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);

– по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);

– по содержательному наполнению (качественная и массовая).

Универсальные реализуют модель "для всех обо всем". Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни.

Специализированные издания могут иметь модели типа "не для всех не обо всем" (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские).

Количество зарегистрированных в Беларуси печатных СМИ (прежде всего – газет) стало сокращаться. Зато увеличивается число журналов.

Основные тенденции рынка печатных СМИ:

– Улучшение идейно-содержательного уровня, информационной насыщенности

– Увеличение объема изданий

– Переход на полноцветную печать

– Модернизация материально-технической базы

– Развитие интернет-журналистики, создание газетам сайтов.

Проблемы рынка печатных СМИ: – рост затрат редакций, подорожание бумаги и печати; – сокращение аудитории газет; – падение тиражей; – старение аудитории «серьезной» прессы; – проблемы с подпиской; – усиление конкуренции на рынке СМИ

Периодические издания (количество), учредителями которых выступают:

· Национальное собрание совместно с Советом Министров 1

· Администрация Президента 4

· Совет Министров 2

· Конституционный Суд 1

· Министерства и ведомства 121

· Местные Советы депутатов 1

· Местные Советы депутатов совместно с исполкомами 19

· Местные Советы депутатов совместно с исполкомами и редакциями газет 112

· Исполнительные комитеты 7

· Исполнительные комитеты совместно с редакциями газет 1

· Государственные предприятия 45

· Общественные объединения 115

· Научные учреждения и учебные заведения 103

· Предприятия и организации с негосударственной и смешанной формой собственности 525

· Редакции средств массовой информации 111

· Учреждения культуры 3

· Религиозные организации 28

· Граждане 394

Разделение прессы на качественную и массовую, политизированную и «нейтральную», общей ориентации и специализированную, прессу «дела» и прессу развлечений, просветительские издания и прессу масс-культуры.

Основные группы (подсистемы) современной белорусской прессы:

· Общественно-политическая пресса

· Деловая пресса

· Научно-публицистические и научно-популярные издания

· Специализированные издания (здоровье, спорт, профессиональная пресса, спортивная пресса, молодежная печать, конфессиональная периодика и др.)

· Рекреативная периодика и сервисные издания (развлекательная юмористическая журналистика, бульварная пресса сплетен, скандалов, сенсаций, рекламно-рекомендательные газеты и журналы, бесплатные газеты)

Ведущие государственные общественно-политические СМИ:

· «Советская Белоруссия» («СБ. Беларусь сегодня»)

· «Рэспублiка»

· «Звязда» (+ «Чырвоная змена»)

· «Народная газета»

· «Белорусская нива»

· «Знамя юности»

· «7 дней»

· «Беларускi час»

· Журнал «Планета»

· Журнал «Беларуская думка»

Российские общественно-политические СМИ, представленные на рынке Беларуси:

· «Комсомольская правда в Белоруссии»

· «Аргументы и факты в Беларуси»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: