Более чем две трети всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Пресса издается на белорусском, русском, английском, немецком, украинском, польском и других европейских языках.
Периодическая печать делится на несколько групп: это республиканские общественно-политические издания, местные общественно-политические издания, а также специализированные СМИ по таким темам, как:
- наука, государство, право
- промышленность, техника, заводские газеты
- сельское хозяйство
- транспорт, связь, строительство
- образование, педагогика
- культура, искусство, литературно-художественные издания
- физическая культура, спорт, туризм
- экология, природа, защита животных
- философия, психология, религия
- молодежные и детские издания
- рекламные издания
- сатира и юмор и др.
Самым тиражным республиканским общественно-политическим изданием по-прежнему остается газета "Советская Белоруссия", число читателей составляет 400 тыс.
Общий разовый тираж других ведущих массово-политических газет: "Рэспубліка" – 57,2 тыс. экз., "Звязда" – 35 тыс. экз., "Народная газета" – 31,4 тыс. экз., "Белорусская нива" – 30,3 тыс. экз., "7 дней" – 37,6 тыс. экз., "Знамя юности" – 32,4 тыс.экз.
Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. Предлагается следующее деление периодики:
– по региону распространения (национальная, региональная, местная пресса);
– по учредителю (государственная и негосударственная пресса);
– по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);
– по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);
– по содержательному наполнению (качественная и массовая).
Универсальные реализуют модель "для всех обо всем". Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни.
Специализированные издания могут иметь модели типа "не для всех не обо всем" (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские).
Количество зарегистрированных в Беларуси печатных СМИ (прежде всего – газет) стало сокращаться. Зато увеличивается число журналов.
Основные тенденции рынка печатных СМИ:
– Улучшение идейно-содержательного уровня, информационной насыщенности
– Увеличение объема изданий
– Переход на полноцветную печать
– Модернизация материально-технической базы
– Развитие интернет-журналистики, создание газетам сайтов.
Проблемы рынка печатных СМИ: – рост затрат редакций, подорожание бумаги и печати; – сокращение аудитории газет; – падение тиражей; – старение аудитории «серьезной» прессы; – проблемы с подпиской; – усиление конкуренции на рынке СМИ
Периодические издания (количество), учредителями которых выступают:
· Национальное собрание совместно с Советом Министров 1
· Администрация Президента 4
· Совет Министров 2
· Конституционный Суд 1
· Министерства и ведомства 121
· Местные Советы депутатов 1
· Местные Советы депутатов совместно с исполкомами 19
· Местные Советы депутатов совместно с исполкомами и редакциями газет 112
· Исполнительные комитеты 7
· Исполнительные комитеты совместно с редакциями газет 1
· Государственные предприятия 45
· Общественные объединения 115
· Научные учреждения и учебные заведения 103
· Предприятия и организации с негосударственной и смешанной формой собственности 525
· Редакции средств массовой информации 111
· Учреждения культуры 3
· Религиозные организации 28
· Граждане 394
Разделение прессы на качественную и массовую, политизированную и «нейтральную», общей ориентации и специализированную, прессу «дела» и прессу развлечений, просветительские издания и прессу масс-культуры.
Основные группы (подсистемы) современной белорусской прессы:
· Общественно-политическая пресса
· Деловая пресса
· Научно-публицистические и научно-популярные издания
· Специализированные издания (здоровье, спорт, профессиональная пресса, спортивная пресса, молодежная печать, конфессиональная периодика и др.)
· Рекреативная периодика и сервисные издания (развлекательная юмористическая журналистика, бульварная пресса сплетен, скандалов, сенсаций, рекламно-рекомендательные газеты и журналы, бесплатные газеты)
Ведущие государственные общественно-политические СМИ:
· «Советская Белоруссия» («СБ. Беларусь сегодня»)
· «Рэспублiка»
· «Звязда» (+ «Чырвоная змена»)
· «Народная газета»
· «Белорусская нива»
· «Знамя юности»
· «7 дней»
· «Беларускi час»
· Журнал «Планета»
· Журнал «Беларуская думка»
Российские общественно-политические СМИ, представленные на рынке Беларуси:
· «Комсомольская правда в Белоруссии»
· «Аргументы и факты в Беларуси»