Помимо финансовой эффективности ABC, существуют и скрытые, но не менее значимые для предприятия преимущества метода. Зачастую руководство компании не проявляет должного интереса к «вспомогательным отделам» (бухгалтерия, отделы маркетинга, снабжения, кадров и т. д.) - внимание сконцентрировано исключительно на производственной деятельности.
Считается, что эти службы выполняют довольно простую и рутинную работу, и порой целые массивы операций, выполняемых данными подразделениями, просто выпадают из поля зрения руководства, что может привести к демотивации персонала и снижению эффективности. В целом ABC позволяет:
· получать наиболее точную и детальную информацию о себестоимости отдельных видов продукции;
· эффективно управлять ресурсами предприятия и бизнес-процессами;
· достигать прозрачности процессов и затрат ресурсов;
· эффективнее мотивировать персонал, поскольку мотивация построена на совместном использовании финансовых показателей и значений кост-драйверов.
Необходимо отметить, что ABC требует наличия высокоструктурированной системы учета и детально прописанных бизнес-процессов и кост-драйверов. При принятии решения о применении ABC следует руководствоваться принципом разумной достаточности: затраты и усилия на внедрения ABC должны соответствовать выгодам, ожидаемым предприятием от его применения. Поскольку, если детально учитывать и анализировать все затраты, существует опасность создания очень громоздкой системы. К достоинствам ABC-метода можно отнести:
· более точное определение себестоимости товара;
· создание учёта по центрам ответственности, если его не было на предприятии;
· помогает в создании бюджетирования, управленческого учета;
К недостаткам ABC-метода можно отнести:
· методическая сложность и интуитивная непонятность результатов
· наличие многих условностей в расчетах, что позволяет иногда сомневаться в полезности результатов
· результаты туманны, может оказаться, что ничего нового ABC не принес, а сил и средств потрачено масса.
· трудоемкость создания модели и определения драйверов
Выводы:
ABC-анализ (его еще называют метод Паретто) хорошо себя может показать в случаях:
ABC-анализ товара. Здесь можно выбрать те позиции, которые приносят 80% (то есть наибольшее число) продаж (прибыли), а в своей массе
составляют только 20 % от всего ассортимента. Такой выбор даст возможность ориентироваться только на эти конкретные товарные позиции и
вести торговлю по ним. Плюсы здесь могут быть по сокращению затрат на хранение ненужных товаров и т.д.
ABC-анализ покупателей. Здесь можно выбрать категорию ключевых покупателей компании, делающих 80% от всего объема продаж компании, а
составляющие всего 20% от количества покупателей. То есть это ключевые покупатели. Для них определить свой стиль работы.
Метод ABC может здесь позволить также выявить тех покупателей, которые не входят пока что в категорию ключевых покупателей компании, но
имеют потенциал быть такими для компании. Здесь можно также определить свой стиль работы с такими покупателями.
В основе метода ABC лежит предположение, что деятельность потребляет ресурсы, а продукция потребляет деятельность. Другими словами,
продукция - результат деятельности, связанной с потреблением ресурсов, учет затрат по которым ведется на соответствующих счетах.
Применение метода ABC обеспечивает гораздо более точное описание затрат и отображает финансовое состояние организации лучше, чем
традиционные методы бухгалтерского учета. Это позволяет организации вырабатывать более точные и обоснованные решения.