Политические теории прошлого были частью философских систем, а большинство политических мыслителей, как правило, - создатели оригинальных философских учений. Одни из этих мыслителей рассматривали общие философские проблемы в своих сочинениях о политике, другие переносили на сферу политики собственные философские принципы.
В теме рассматривается процесс становления политической мысли как самостоятельной отрасли знания, уточнения предмета исследования, рационализации представлений о государстве и власти. С этой точки зрения в западной политической мысли можно выделить три периода:
- период, включающий идеи античных мыслителей и средневековых богословов, которые;во многом предвосхитили содержание политической науки и ее методы;
- период рационализации политической мысли (ХV - XIX века), охватывающий теории Возрождения и Нового времени;
- период создания теорий, определивший облик современной политической науки (начало XX века). Содержание этих теорий будет рассмотрено в конкретных темах курса.
|
|
Важность изучения западной традиции политической мысли обусловливается богатством ее содержания, актуальностью многих идей для создания в России эффективной системы власти и механизма ее осуществления.
1. Политическая мысль античности и средневековья
Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Во II-I тысячелетиях до нашей эры господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка. Они отражены в таких источниках древневосточной политической мысли, как «пятикнижие» Моисея и другие произведения Ветхого Завета, древневавилонский политико-правовой памятник XVIII века до нашей эры «Законы Хаммурапи», учение персидского мыслителя Зороастры, учение древнекитайского мыслителя Конфуция (ок. 551-479 до н. э.), древнеиндийский трактат «Артхашастра, или Наука политики», составленный примерно в IV веке до нашей эры — III веке нашей эры.
С середины I тысячелетия до нашей эры политическая мысль активно развивалась в философско-этической форме, началось теоретическое осмысление политики. Процесс рационализации и концептуализации политических взглядов отразился прежде всего в трудах древнегреческих ученых Платона (427-347 до н. э.) и Аристотеля (384-322 до н. э.).
Оба мыслителя видели в государстве величайшее воплощение разума. Идеалом для них был город-государство, независимое от остального мира и имеющее все необходимое для жизни своих граждан.
Политические взгляды Платона отражены в диалогах «Государство» и «Законы», в диалоге «Политик». В них он развивал идеи своего учителя Сократа о справедливости, добродетели и знании как абсолютных божественных истинах, способных дать надежный ориентир в политике.
|
|
В диалоге «Государство» Платон одним из первых дал характеристику последовательно сменяющих друг друга форм правления. Он считал несовершенными такие политические формы, как тимократия, олигархия и демократия.
Тимократия — спартанский тип государственного устройства, ориентирована на войну, в которой Платон видел главный источник бед. Неприемлема для него и олигархия, ведущая к сосредоточению власти в руках немногих, перевороту со стороны недовольных и установлению демократии.
Согласно Платону, демократия — это власть посредственности, ведущая к порче нравов, изгнанию всякого благоразумия, воцарению наглости, своеволия и бесстыдства. Продолжением демократии, которая кратковременна, становится тирания, осуществляемая от имени народа. Она представляет собой худший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.
Идеальное государство Платона — это правление мудрецов-философов. Их власть должна быть абсолютной и безусловной. Если из правителей выделится кто-то один, то правление будет царской властью, если у государственного руля окажется несколько лучших, правление будет аристократией. В государстве Платона предполагалась строгая иерархия сословий: философы-правители (высший класс), воины и трудящиеся (ремесленники и крестьяне). У подданных нет ни семьи, ни собственности – все общее.
Платон отдавал себе отчет в том, что даже если идеальное государство будет создано, то не станет вечным и в силу неизбежной порчи человеческой натуры сменится другими формами правления.
Ряд существенных политико-правовых проблем освещены Платоном в диалоге «Политик». Политика — это, согласно Платону, царское искусство, требующее знаний и умения управлять людьми. При наличии таких данных у правителей будет уже не важно, правят они по законам или без них. Во всех иных государствах, где нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы, начертанные по мере сил сведущими людьми. Таким образом, роль законности в схеме Платона скорее вспомогательная.
Констатируя резонность ряда суждений и проницательность прогнозов Платона, нельзя не увидеть в созданном им учении отчетливо выраженных тоталитарных тенденций. Эти тенденции критиковал его ученик Аристотель, который считал, что государство должно не определять жизнь граждан, а служить им, защищать их права. По мнению Аристотеля, предлагавшаяся Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства.
С именем Аристотеля во многом связано зарождение политической науки как отдельной самостоятельной дисциплины. Его политическое учение изложено главным образом в работе «Политика».
Политическую науку Аристотель не отделял от этики, видя в ней основополагающее начало политики. Главный вывод этики для политики таков: политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми.
Аристотель считал науку о политике высшей по отношению к другим наукам. По его мнению, она обретает истинную ценность тогда, когда теоретическое умозрение объединяется с практикой, направляя поведение людей.
Аристотель рассматривал государство как продукт естественного развития. Человек инстинктивно стремится к совместной жизни в семье, селении и, наконец, в государстве. Государство — высшая форма общения, способная выразить общий интерес граждан.
В зависимости от целей, которые ставят правители государства, и числа властвующих (один, немногие, большинство), Аристотель различал правильные и неправильные формы государственного устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором правители стремятся обеспечить общее благо, неправильным —- такой, при котором правители руководствуются соображениями личной выгоды. Аристотель первым сформулировал идею о зависимости политического устройства от размеров территории государства, численности его населения и характера граждан.
|
|
Лучшей формой государства Аристотель считал политию. Она сочетает основные принципы аристократии (добродетель), олигархии (богатство) и демократии (свобода). В политии в нравах доминирует умеренность, в имуществе — средний достаток, у власти — средний класс.
Худшей формой государства Аристотель считал тиранию. Вместе с тем он резко критиковал крайности демократии, выражавшиеся в принадлежности верховной власти демосу, а не закону. Отсюда одобрение им умеренной цензовой демократии, лежавшей в основе реформ Солона.
Принципиальное значение для науки о политике имеет следующая идея Аристотеля: править в обществе должен закон. Правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же, по его определению,— «уравновешенный разум».
В проекте идеального государственного устройства Аристотеля, как и в учении Платона, отражены и тоталитарные тенденции: человек — частица единой политической общности; личные интересы должны быть подчинены общественному благу. Свобода людей понималась Аристотелем лишь как противоположность рабству. Частная собственность коренится в природе человека, в его естественной любви к себе, но пользоваться ею следует сообща.
Под заметным влиянием идей Платона и Аристотеля формировались взгляды греческого историка Полибия (ок. 200 — ок. 120 до н. э.). В его труде «История в сорока книгах» исторический процесс предстает в виде замкнутых циклов смены государственных форм. Этих форм, согласно Полибию, шесть: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия и охлократия.
Возникновение царства связано со стремлением людей ввериться вождю для совместного выживания. Обогащение царей, превращение царской власти в наследственную приводит к установлению тирании. Эту форму государства Полибий характеризует как время козней против наследников, недовольства подданных и упадка власти.
|
|
Свержение тирана лучшими членами общества ведет к учреждению аристократии. На первых порах аристократические правители руководствуются заботой об общем благе, но постепенно аристократия вырождается в олигархию. Ей сопутствуют злоупотребления властью, корыстолюбие и стяжательство.
Выступление народа против олигархов приводит к установлению демократии. При жизни первого поколения учредителей демократической формы правления высоко ценятся равенство и свобода. Но постепенно народ устраняется от государственных дел, и демократия вырождается в охлократию — власть толпы.
Охлократия, согласно Полибию, является не только худшей, но и последней в круговороте государственных форм. При охлократии воцаряется полный произвол, который длится до тех пор, пока толпа не обретет самодержца.
Круг смены государственных форм, таким образом, замыкается: конечный пункт естественного развития совпадает с исходным.
Полибий отмечал неустойчивость отдельных форм государства, поскольку они воплощали какое-то одно начало, неизбежно вырождающееся в противоположность. Исходя из этого обстоятельства, он считал наиболее совершенной такую форму правления, которая соединяет особенности царской власти, аристократии и демократии. Представления Полибия о смешанной форме правления способствовали разработке в Новое время теории разделения властей.
Весомый вклад в развитие политической и особенно правовой мысли внесли древнеримские ученые. В дидактической поэме «О природе вещей» Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.) развивал мысль о договорном характере государства. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) стоит у истоков широко употребляемого в настоящее время понятия «правовое государство». В трактовке Цицерона государство — это не только выразитель общего интереса его свободных граждан, что было характерно для древнегреческих концепций, но одновременно и общий правопорядок.
Цицерон сделал вывод о том, что условием свободы является всеобщее подчинение закону. Представление о свободном индивиде было использовано им при разработке понятия юридического лица.
В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон выступал за смешанный тип государственного устройства. Оно образуется путем соединения положительных свойств трех простых форм — царской власти, аристократии и демократии.
Таким образом, для политической мысли античности характерны следующие черты:
— поиск идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок;
— рассмотрение политики как формы цивилизованного бытия людей, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;
— отсутствие четкой границы между философией, этикой и политикой, определившее морализаторский характер работ по политической проблематике;
— ограниченный рационализм политической мысли, обусловленный влиянием религии.
В средневековье политическое знание развивалось в религиозно-этической форме. Объектом анализа ученых-богословов были три взаимосвязанные и в то же время противоречащие друг другу проблемы: во-первых, обоснование необходимости сильной монархической власти, отражавшей объективную потребность формирования централизованных национальных государств; во-вторых, поиск путей и средств ограничения королевской власти, вызывавшийся стремлением феодалов и городских коммун к суверенитету; в-третьих, определение приоритета одной из властей — духовной или светской.
Наиболее значительные политические мыслители этого времени — Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский — Аквинат (1225 или 1226-1274). Они, особенно Фома Аквинский, пытались приспособить взгляды Аристотеля для укрепления позиций Католической Церкви.
Совершенствование государственной власти, по мнению Августина, возможно лишь под воздействием христианской морали. Земное государство призвано служить Церкви и приближать мир земной к миру небесному, объединять людей во имя общего блага.
Для Фомы Аквинского государство — прежде всего проявление общественной природы человека, которое должно служить ему. Функции государства состоят не только в охране порядка, но и в заботе об экономике, в контроле над торговлей, в противодействии получению несправедливых доходов и содействии росту богатства народа.
Идеальной формой правления, вслед за Аристотелем и Цицероном, он считал смешанную форму правления, при которой монарх олицетворяет единство общества, аристократия — надлежащие качества и заслуги, а подданные (народ) служат гарантией социального мира.
Власть монарха, по мнению Фомы Аквинского, должна быть ограничена законами, а воля народа — уважаема. Поскольку власть божественна, возмущение ею и выступление против нее являются смертным грехом.
Если же правители приходят к власти с помощью неправильных средств либо становятся тиранами — это противоречит заветам бога и велениям Римско-Католической Церкви как единственной власти на земле. С благословения Церкви такой правитель может быть низвергнут народом.
Фома Аквинский разработал оригинальную теорию закона, согласно которой законы делятся на вечные и человеческие. Первые — это принципы божественного разума, управляющие Вселенной. Они предписывают человеку стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывают искать истину и уважать достоинство людей.
Предназначение законов человеческих — силой и страхом принуждать людей, несовершенных по своей природе, избегать зла и достигать добродетели. В отличие от вечных законов, законы человеческие по своему содержанию меняются.
Римско-Католическая Церковь широко использовала учения Августина и Фомы Аквинского для обоснования претензий на власть. Но к концу средневековья религиозная концепция политики утратила господство.
Таким образом, для политической мысли средневековья характерны поиски основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требование законопослушания. Власть осмысливается как осуществление божьего помысла.