Политические отношения

Тема 2. Социальные основания и структура политической деятельности

Политические отношения

Фундаментальность этого понятия в том, что «…истина в отношении» (Г.В.Ф. Гегель). Смысл здесь в том, что описать предмет или явление можно, лишь сопоставив его с другими предметами и явлениями. То же и в политике: истина существования политических явлений находится в отношениях. Разница политических позиций и ролей (относительная близость или удаленность от ресурсов власти) конституирует (формирует) и взаимно определяет (противополагает) социальные общности, группы, индивидов в пространстве политики в качестве ее субъектов.

В общем виде политические отношения можно определить как устойчивые связи между индивидами и группами по поводу производства, присвоения, распределения и использованная политических ресурсов. Основанием политических отношений между различными социальными группами выступают политическая, т.е. прежде всего государственная, власть, а также политические права и свободы. Завоевание, удержание и использование государственной власти составляют основное содержание политических отношений.

Некоторые из общественных отношений имеют тенденцию переходить в устойчивые, стабильные состояния. Самовоспроизводящиеся отношения по мере организационного оформления и правового закрепления обретают статус социального института. В общей совокупности общественных отношений они играют роль своеобразного каркаса, который придает упорядоченность и устойчивость всей социальной конструкции. Вне институтов, через которые осуществляются формализованные функции управления и саморегуляции нормальная упорядоченная жизнь просто невозможна. Поэтому степень институциализации общества является едва ли не главным показателем уровня его развития.

К политическим институтам относят государство в целом, институты законодательной, исполнительной и судебной властей, институты политического волеизъявления, представительства, лидерства, лоббирования и т.д. В политических институтах оформившиеся отношения овеществляются в виде организаций и учреждений, выполняющих конкретные политические функции.

Таким образом, политические институты — это устойчивые формализованные политические отношения, овеществленные в соответствующих учреждениях и организациях, исполняющих функции политического управления, политической коммуникации, а также функцию преобразования воли граждан в политическую волю государства и исполнительно распорядительную деятельность его органов.

При этом с политическими институтами происходит метаморфоза. Сформировавшись и обретя самоценность и самодостаточность, они становятся относительно самостоятельной политической величиной, конституируются как полноправные субъекты политического процесса и таким образом из средства политического регулирования превращаются в цель, объект политических усилий.

Позитивное следствие институциализации, таким образом, помимо прочего проявляется в рассредоточении центров власти, поскольку они обретают властные ресурсы в процессе социальных процессов на макро- и мезоуровнях. Негативным же моментом является то, что естественным спутником институциализации выступают бюрократизация и отчуждение. Институты со временем обрастают аппаратами и как самостоятельные субъекты преследуют, прежде всего, интересы аппаратов, отчуждаясь от своей социально-политической основы. Будучи в то же время объектом политических притязаний они способствуют расширению поля политического соперничества и повышению общего уровня конфликтности. Впрочем, все за исключением, пожалуй, постмодернистов сходятся в том, плюсы институциализации перевешивают ее минусы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: