Политическая деятельность

Политическую деятельность можно определить как систематическое осознанное воздействие индивидов или групп людей на политическую систему и ее компоненты с целью приспособления их к своим потребностям, интересам, и ценностям. Она предстает как непрерывный ряд конкретных акций, шагов, поступков, намеренно или случайно предпринимаемых индивидами и группами людей с тем, чтобы вызвать те или иные политические результаты и последствия.

В структуре политической деятельности обычно выделяют государственное управление и политическое участие граждан.

Государственное управление. Вовсе не любая государственная деятельность является политической. Государственное управление смыкается с политикой в тот момент, когда принимаемые решения определяют сценарий развития общества (или отдельного региона) в целом. Реализация любой крупномасштабной программы требует поддержки хотя бы основных «групп интересов». Обеспечение такого согласия в самих властных структурах, в политической элите, среди организаций главных политических сил и составляет функцию политики. На это и направлены усилия государства как политического субъекта. Искусство политического управления состоит не в самочинном определении оптимального пути развития, а в создании условий для выбора при максимально возможном согласии заинтересованных общественных групп и индивидов.

Формально государственное управление может быть определено как особый тип социального управления, при котором государственная организация, как иерархизированный политический субъект, во-первых, обладает универсальным комплексом публично-властных полномочий; во-вторых, официально применяет административные методы руководства и принудительные санкции; в-третьих, использует легитимные формы социального общения и легальные способы взаимодействия с группами и индивидами и; в-четвертых, занимается целенаправленным регулированием коллективных ресурсов социума. [5]

Политическое участие. Этот термин означает различные формы вовлеченности индивидов в политический процесс, степень влияния рядовых граждан, на государственную политику, так или иначе затрагивающую их интересы. К типичным формам политического участия обычно относят голосование на выборах и референдумах, участие в политических митингах и демонстрациях, членство в политических партиях и движениях, добровольную помощь избирательным кампаниям конкретных лиц и организаций и т д.

Американский политолог С. Хантингтон различает в зависимости от мотивации действий два вида политического участия: автономное (сознательное добровольное включение в политику) и мобилизованное (вынужденное участие в различных политических действиях под давлением государства, страха и других неполитических стимулов). Первый тип преобладает в западных демократиях, второй распространен преимущественно в авторитарных и переходных политических системах.

По отношению к действующему в государстве законодательству традиционно выделяются конвенциональные (легальные, законные) и неконвенциональные (незаконные, антисистемные) формы политического участия. К ним можно отнести несанкционированные демонстрации и политические забастовки, неповиновение властям, политический терроризм и пр. Предельным случаем такого рода участия являются повстанческие движения и гражданские войны.

По степени реального участия в политике американские политологи С. Верба и Н. Най выделили шесть категорий участвующих в политике граждан: совершенно пассивные, принимающие участие только в голосовании, вовлеченные в решение только местных проблем, активные участники предвыборных кампаний, политические активисты, распространяющие свою деятельность на всю сферу политики, занимающиеся политической деятельностью для решения личных проблем.[6]

Эмпирическими исследованиями выявлено множество корреляций между степенью политического участия и разнообразными социальными характеристиками людей, такими, как пол, возраст, образование, материальное благополучие и пр. Установлено, что степень вовлеченности в политику у среднестатистического человека пропорциональна уровню его образования и материального достатка; мужчины обычно более активны в политических действиях, чем женщины; наиболее активный «политический возраст» — от 35 до 55 лет; молодежь отличает некоторый радикализм в выборе форм политического участия. Однако страновые различия, связанные с культурными и ситуативными особенностями здесь могут быть весьма ощутимыми.

Основная проблема в анализе политического участия заключается в определении его оптимальных пределов. Ее решение находится где-то между двумя полюсами: радикально-демократическим и элитаристским. К первому тяготеют концепции «плюралистической демократии» и «демократии участия», ко второму – различные элитаристские концепции, исповедующие принцип ограниченного участия как гарантию социального порядка и политического профессионализма. Политическая история однозначного ответа на этот вопрос не дает. В одних случаях без мобилизации не обойтись, в других она вредит. Известную аполитичность граждан (если она вызвана отсутствием беспокойства за хорошо отлаженный государственный механизм) вполне можно рассматривать как фактор политической стабильности.


[1] Гоббс Т Сочинения. В 2 т. Т 2. М.: 1991. С. 174.

[2] Comparative Politics Today: A World View / Gen. ed. Gabriel A. Almond, G. Bingham Powell. — 2nd ed. — Boston, Toronto: Little, Brown, 1980 P. 70—75.

[3] Rosenau J. Turbulence in World Politics: A Theory of Change and Continuity. Princeton (N.J.): Princeton univ. press, 1990, P. 119.

[4] См.: Основы конфликтологии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997. С. 32—33.

[5]Дегтярев А. А. Основы политической теории: Учеб. пособие.—М.: Высш. шк., 1998 — с. 164—165.

[6] См.: Политология: Учебник для вузов/Под ред В. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ. 1999.С. 230-231.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: