- Оценка интенсивности теплового излучения
Приступать к выполнению работы можно только с разрешения преподавателя после разогрева источника излучения.
Установите металлическую рамку без экрана (это соответствует площади излучения F =1) на отметке направляющих стойки L =20 см, стойку с актинометром – рядом с металлической рамкой (отметка 20 см) и откройте дверку источника излучении.
Выполните замер интенсивности теплового излучения актинометром. Последовательно изменяя через каждые 10 см положение стойки с актинометром в интервале отметок от 20 до 100 см, выполните замеры интенсивности теплового излучения для каждого положения.
Установите в металлическую рамку экран с площадью отверстия F = 3/4 и выполните замеры теплового излучения, как указано выше.
Выполните такие же замеры интенсивности теплового излучения с экранами, имеющими площади отверстий F = 1/2 и F = 1/4. Полученные результаты занесите в таблицу 3.
Таблица 3
Зависимость интенсивности излучения от площади излучателя и расстояния до него.
|
|
Расстояние L от излучателя, см | ||||||||||
Показания актинометра Qo кал/см2мин | F=1 | |||||||||
F= 3/4 | ||||||||||
F= 1/2 | ||||||||||
F= 1/4 |
Постройте график зависимости Qo = f (L) для каждого значения площади излучения, сделайте вывод о характере изменения интенсивности теплового излучения в зависимости от площади излучателя и расстояния от него, сравните полученные значения интенсивности теплового излучения с действующими санитарными нормами.
- Оценка эффективности защитных средств.
Установите металлическую рамку с экраном F = 3/4 на отметке управляющей стойки
L = 20 см, поместите экран с металлической сеткой в пазы рамки, стойку с актинометром – рядом с металлической рамкой и откройте дверцу источника излучения. Замерьте интенсивность теплового излучения, соблюдая порядок измерений, изложенный в п.3.
Последовательно измеряя через каждые 10 см положение металлической рамки с экраном и стойки с актинометром в интервале отметок от 20 до 100 см, выполните замеры интенсивности теплового излучения для каждого положения.
Снимите экран с металлической цепочкой и установите экран из х/б ткани, выполните замеры теплового излучения в последовательности, указанной выше. Выполните так же замеры интенсивности теплового излучения с экранами из брезента и оргстекла.
По формуле (1) рассчитайте эффективность защитных средств (экранов) используя данные Qo из таблицы 3, полученные значения величин интенсивности теплового излучения и эффективности экранов занесите в таблицу 4.
|
|
Таблица 4
Оценка эффективности защитных средств (экранов)
Расстояние L от излучателя, см | ||||||||||
Показания актинометра (Qo), кал/см2мин | металлическая цепочка | |||||||||
эффективность экрана | ||||||||||
х/б ткань | ||||||||||
эффективность экрана | ||||||||||
брезент | ||||||||||
эффективность экрана | ||||||||||
оргстекло | ||||||||||
эффективность экрана |
Постройте графики зависимости Qo = f (L) для каждого экрана.
Сделайте выводы о характере изменения интенсивности теплового излучения в зависимости от материала экрана, сравните эффективности защитного действия экранов от различных материалов, оцените полученные результаты по действующим санитарным нормам.
Окончив работу приведите в порядок рабочее место.
Контрольные вопросы
- Что представляет собой инфракрасное излучение (физическая сущность)?
- Что является источником инфракрасного излучения?
- Какое воздействие оказывает инфракрасное излучение на организм человека?
- От чего зависит степень воздействия инфракрасного излучения на организм человека?
- Каковы санитарные нормы для инфракрасного излучения?
- Назовите основные меры защиты от инфракрасного излучения.
- Какие материалы используются в качестве теплозащиты для экранирования нагретых поверхностей?
- Приведите зависимость интенсивности инфракрасного излучения от температуры, цвета и гладкости нагретой поверхности.
- Каким образом можно оценить эффективность защитных средств (экранов)?
- Какие приборы используются для оценки интенсивности инфракрасного излучения?
- Приведите зависимости интенсивности инфракрасного излучения от площади излучателя и расстояния до излучателя.
- Дайте оценку эффективности защитных средств (экранов).