Тип двигателя | а | b | c | a1 | b1 | c1 |
Дизели | ||||||
- с неразделенной камерой сгорания | 0,87 | 1,13 | 1,0 | 1,55 | l,55 | 1,0 |
- с вихревой камерой | 0,7 | 1.3 | 1.0 | 1,35 | 1,35 | 1,0 |
- с предкамерой | 0,6 | 1,4 | 1,0 | 1,2 | 1,2 | 1,0 |
Карбюраторные двигатели | 1,0 | 1,0 | l,0 | 1,2 | 1,0 | 0,8 |
Крутящийся момент (Н·м) и часовой расход топлива (кг/ч) находятся по формулам:
Рис. 3. Скоростная характеристика дизельного двигателя
Здесь NEX в кВт, nX в мин-1, gEX в г/кВт·ч.
Расчеты выполняются для 8 – 12 скоростных режимов двигателя от nmin (600 … 800 мин-1) до nН (nN) через 200 … 300 мин-1.
Для построения регуляторных ветвей характеристики дизеля следует задаться степенью неравномерности вращения двигателя (δ = 0,05 … 0,1) или принять ее по прототипу и определить максимальную частоту вращения:
.
Расход топлива на максимальной частоте вращения принимается:
GTXX = (0,17…0,2)·GTH.
В записке дается пример расчета для какого-либо одного скоростного режима. Результаты расчетов помещают в таблицу.
Частота вращения, мин-1 | ||||||
nX1 = nMIN | nX2 | nX3 | … | nH (nN) | nМАХ | |
Nex, кВт | ||||||
МХХ, Н·м | ||||||
gех, г/кВт·ч | ||||||
GTX, кг/ч |
По данным расчетов строятся кривые скоростной характеристики. Отмечаются точки Ммах, gemin и соответствующие им числа оборотов. Для дизеля должны быть построены регуляторные ветви скоростной характеристики.
Коэффициент приспособляемости двигателя:
Для карбюраторных двигателей k = 1,1 … 1,4, для дизелей k = 1,05 … 1,22.
Необходимо отметить, что приведенные выше эмпирические формулы и относительные внешние скоростные характеристики в ряде случаев дают результаты, существенно отличающиеся от действительных значений Ne и ge, полеченные путем испытания двигателей на тормозных установках. Поэтому формулами и соотношениями допустимо пользоваться только в учебных целей.
При построении скоростных характеристик используют масштаб, при котором 10 мм соответствует следующим величинам:
Частота вращения при nmax, об/мин: | |
< 1600 ……………………………………… | |
1600 … 3200 ………………………………. | |
> 3200 ……………………………………… | |
Часовой расход топлива при Gт max, кг/ч: | |
< 10 ………………………………………... | 0,5 |
10 … 20 ……………………………………. | |
> 20 ………………………………………… | |
Эффективная мощность при Ne max, кВт: | |
< 100 ……………………………………….. | |
> 100 ……………………………………….. | |
Крутящий момент Me, Нּм ……………………… | |
Удальный расход топлива ge, г/кВтּч ………….. |
Приложение 1
Фазы газораспределения автотракторных двигателей
(в градусах поворота коленчатого вала)
Двигатель | Впускной клапан | Выпускной клапан | Продолжительность открытия клапанов | Угол перекрытия | Угол опережения зажигания (впрыска) | |||
открытие до В.М.Т. | закрытие после Н.М.Т. | открытие до Н.М.Т | закрытие после Н.М.Т. | впускного | выпускного | |||
ВАЗ-2101 | ||||||||
ВАЗ-2102 | ||||||||
ВАЗ-21021 | ||||||||
ВАЗ-21023 | ||||||||
ВАЗ-2107 | ||||||||
ГАЗ-3102 | ||||||||
ГАЗ-53-12 | ||||||||
ГАЗ-51 | ||||||||
ГАЗ-53 | ||||||||
ЗИЛ-120 | ||||||||
ЗИЛ-130 ЗИЛ-131 | ||||||||
ЗИЛ-164 | 12,5 | 59,5 | 44,5 | 27,5 | ||||
ЗИЛ-375 | ||||||||
МеМЗ-968А | ||||||||
АЗЛК-408 | ||||||||
АЗЛК-412 | ||||||||
А-01 А-41 А-41Т | ||||||||
Д-108 Д-120 Д-144 Д-145Т | ||||||||
Д-160 | ||||||||
Д-240 Д-240Т Д-241Л Д-245.12 | ||||||||
СМД-14 СМД-16 СМД-18 | ||||||||
СМД-60 СМД-62 СМД-63М СМД-66 | ||||||||
ЯМЗ-236 ЯМЗ-238 ЯМЗ-238 | ||||||||
ЯМЗ-240 | ||||||||
КамАЗ-740 |
Приложение 2
Технические характеристики карбюраторных двигателей
Модель двигателя | Номинальная мощность, Ne, кВт | Частота вра-щения колен. вала, n, мин-1 | Число и расположение цилиндров | Степень сжатия, ε | Диаметр цилиндра, D, мм | Ход поршня, S, мм | Рабочий обьём двигателя, VЛ, л | Минимальный удельный расход топлива, ge, г/кВт·ч |
ВАЗ-2101 | 47,1 | 4-Р | 8,5 | 1,197 | ||||
ВАЗ-2102 | 58,7 | 4-Р | 8,5 | 1,197 | ||||
ВАЗ-21021 | 63,7 | 4-Р | 8,5 | 1,197 | ||||
ВАЗ-21023 | 71,1 | 4-Р | 8,5 | 1,197 | ||||
ВАЗ-2107 | 55,6 | 4-Р | 8,5 | 1,197 | ||||
УМЗ-451 | 52,8 | 4-Р | 6,7 | 2,45 | ||||
ГАЗ-52-04 | 55,1 | 6-Р | 6,7 | 3,484 | ||||
Иж-21251 | 58,7 | 4-Р | 8,8 | 1,478 | ||||
ГАЗ-24-01 | 62,3 | 4-Р | 6,7 | 2,445 | ||||
ЗМЗ-53(66) | 84,4 | 8-V | 6,7 | 4,252 | ||||
ЗИЛ-375 | 132,0 | 8-V | 6,5 | 6,959 | ||||
ЗИЛ-130 | 8-V | 6,5 | 6,0 | |||||
ЗМЗ-4022 | 77,2 | 4-Р | 8,0 | 2,445 | ||||
МеМЗ-968А | 33,1 | 4-V | 8,8 | 1,2 | ||||
МЗМА-412 | 55,2 | 4-Р | 8,8 | 1,48 |
Приложение 3
Технические характеристики дизельных двигателей
Модель двигателя | Турбонаддув | Номинальная мощность, Ne, кВт | Частота вра-щения колен. вала, n, мин-1 | Число и расположение цилиндров | Степень сжатия, ε | Диаметр цилиндра, D, мм | Ход поршня, S, мм | Рабочий объём двигателя, Vh, л | Минимальный удельный расход топлива, ge, г/кВт·ч |
А-01 | 80,9 | 6-Р | 16,5 | 11,15 | |||||
А-41Т | 93,4 | 4-Р | 16,5 | 7,45 | |||||
А-41 | 66,2 | 4-Р | 16,5 | 7,45 | |||||
Д-108 | 79,4 | 4-Р | 13,53 | ||||||
Д-120 | 23,5 | 2-P | 16,5 | 2,08 | |||||
Д-130 | 102,9 | 4-Р | 13,53 | ||||||
Д-144 | 4-Р | 16,5 | 4,15 | ||||||
Д-145Т | 62,5 | 4-P | 16,5 | 4,15 | |||||
Д-160 | 117,6 | 4-Р | 13,53 | ||||||
Д-240 | 4-Р | 16,0 | 4,75 | ||||||
Д-240Т | 73,6 | 4-Р | 16,0 | 4,75 | |||||
Д-241Л | 51,5 | 4-Р | 16,0 | 4,75 | |||||
Д-245.12 | 4-Р | 15,1 | 4,75 | ||||||
КамАЗ-740 | 154,4 | 8-V | 10,85 | ||||||
СМД-14 | 55,1 | 4-Р | 6,33 | ||||||
СМД-60 | 116,2 | 6-V | 9,15 | ||||||
СМД-62 | 121,3 | 6-V | 9,15 | ||||||
СМД-63М | 6-V | 9,15 | |||||||
СМД-66 | 6-V | 9,15 | |||||||
ЯМЗ-236 | - | 132,4 | 6-V | 16,5 | 11,14 | ||||
ЯМЗ-236 | - | 6-V | 16,5 | 11,15 | |||||
ЯМЗ-236Г | - | 6-V | 16,5 | 11,15 | |||||
ЯМЗ-236Д | - | 6-V | 16,5 | 11,15 | |||||
ЯМЗ-236НЕ | + | 6-V | 16,5 | 11,15 | |||||
ЯМЗ-236Б2 | + | 6-V | 16,5 | 11,15 | |||||
ЯМЗ-238 | - | 176,5 | 8-V | 16,5 | 14,86 | ||||
ЯМЗ-238 НБ | - | 161,8 | 8-V | 16,5 | 14,86 | ||||
ЯМЗ-238М2 | - | 8-V | 16,5 | 14,86 | |||||
ЯМЗ-238Б1 | + | 8-V | 16,5 | 14,86 | |||||
ЯМЗ-238БЛ | + | 8-V | 16,5 | 14,86 | |||||
ЯМЗ-238НД | + | 8-V | 16,5 | 14,86 | |||||
ЯМЗ-240 | + | 264,8 | 12-V | 16,5 | 22,29 | ||||
ЯМЗ-240М2 | + | 12-V | 16,5 | 22,29 | |||||
ЯМЗ-240ПМ | + | 12-V | 16,5 | 22,29 | |||||
ЯМЗ-240НМ | + | 12-V | 16,5 | 22,29 |