Толщина уплотняемого слоя грунта катками на пневматических шинах определяется по формуле [18]:
hпн = 0,18 , (33)
где W - фактическая влажность уплотняемого грунта, доли ед.;
Wо - оптимальная влажность уплотняемого грунта, доли ед.;
mк - масса катка, приходящаяся на одно колесо, кг;
Pм - давление в шинах, кг / cм2;
ξ – коэффициент жесткости шины, зависящий от давления в ней:
Pм, кг/cм21 2 3 4 5 6
ξ 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1
Толщина слоя грунта при уплотнении кулачковыми катками
hкул = 0,65 (Lk +2,5 d – hp), (34)
где Lk – длина кулачка, см;
d – наименьший поперечный размер опорной поверхности кулачка, см;
hp – глубина разрыхляемой верхней части слоя грунта, образующегося в период выхода кулачка из слоя, см; зависит от длины кулачка и принимается равной 3 - 4 см.
Вибрационные катки оцениваются критериями отношения возбуждающей силы к их весу: P / Q = K. При определенном соотношении P и Q наступает критическое состояние Ко, когда качественно меняется колебание вибрирующей массы или круглого металлического вальца. При K < Ко поверхность вибрирующей массы не отрывается от уплотняемого слоя, грунт испытывает знакопеременное воздействие и происходит виброуплотнение. В случае K > Ко поверхность вибрирующей массы отрывается от поверхности грунта и уплотнение происходит вибротрамбованием.
|
|
Вибрирование способствует поднятию воды из нижней части уплотняемого слоя вверх. Лучшие результаты виброуплотнением и вибро-трамбованием достигаются, когда влажность грунта превышает оптимальную, определенную стандартным уплотнением, на 10 – 20 %.
Масса вибротрамбующей машины выбирается по удельному статическому давлению:
P = 0,1 Q / F, (35)
где P – удельное статическое давление, МПа;
Q – масса уплотняющей машины или масса, приходящаяся на вибровалец, кг;
F – площадь контакта вальца с грунтом, см2 .
Таблица 19
Тип уплотняющей машины | Оптимальная толщина уплотняемого слоя в плотном теле, см (в числителе) и количество проходов по одному следу (в знаменателе) при коэффициенте уплотнения | |||
Связные грунты | Несвязные грунты | |||
0,95 | 0,98 | 0,95 | 0,98 | |
Катки прицепные и полуприцепные на пневматических шинах массой, т: 10 - 16 25 - 35 40 - 60 | 15 – 20 / 6 - 8 30 – 35 / 6 - 8 40 – 45 / 6 - 8 70 - 80 | 10 – 15 / 8 - 12 25 – 30 / 8 - 10 30 – 35 / 8 - 10 45 - 60 | 20 – 25 / 4 - 6 30 – 40 / 4 - 6 45 – 50 / 4 - 6 90 - 100 | 15 – 20 / 6 - 8 25 – 30 / 6 - 8 35 – 40 / 6 - 8 70 - 80 |
Катки кулачковые прицепные массой 9 и 18 т | 20 – 25 / 6 - 8 | 15 – 20 / 8 - 10 | - | - |
Катки решетчатые массой 25 т | 35 – 40 / 20 | 25 – 30 / 20 | 40 – 50 / 20 | 35 – 40 / 20 |
Вибрационные катки массой, т: 3 - 5 6 - 8 10 - 12 | - - - | - - - | 40 – 50 / 12 60 – 70 / 20 80 – 100 / 16 | 25 – 30 / 12 35 – 40 / 20 40 – 50 / 16 |
Виброуплотня-ющая плита массой, кг: 125 - 250 | - - | - - | 20 - 30 35 - 40 | 10 - 15 20 - 25 |
Плиты экскаваторные массой 2 - 3 т при падении с высоты 2 - 3 м | 80 - 90 | 50 - 60 | 100 - 110 | 70 - 80 |
Наибольшие глубины уплотнения достигаются для грунтов при удельных статических давлениях, МПа: переувлажненные пески – 0,003 - 0,004, пески оптимальной влажности – 0,006 - 0,01, супеси оптимальной влажности – 0,01 - 0,02.
|
|
Толщина уплотняемого слоя зависит от коэффициента уплотнения и массы вибрационного агрегата (табл.20).
Таблица 20
Масса катка, т | Толщина уплотняемого слоя при коэффициентах уплотнения для несвязных грунтов | |
1,0 | 1,1 | |
6 - 8 10 - 12 | 40 - 50 60 - 70 80 - 100 | 25 - 30 35 - 40 40 - 50 |
При уплотнении связных грунтов виброкатками эффективность их работы снижается. В зависимости от физико-механических свойств и влажности связных грунтов толщина уплотняемого слоя составляет 35 - 60 см для катков массой 6 - 12 т.
Толщина уплотняемого слоя трамбованием определяется по следующей формуле:
hтр = 1,1 Внаим (1 – е –3,7 i / i ), (36)
где hтр – толщина уплотняемого трамбованием слоя, см;
Внаим - наименьший размер трамбовки в плане, см;
W, Wо – фактическая и оптимальная влажность грунта, доли ед.;
i и in – удельный и предельный импульс трамбовки, кг с / см2 :
i = . (37)
Здесь М – масса трамбовки, кг;
g – ускорение силы тяжести, см / c2;
hп – высота падения трамбовки, см;
К – коэффициент, учитывающий опережающее развитие напряжения относительно развития деформации и нелинейности изменения напряжения (1,7 - 2,0);
F – площадь основания трамбовки, т.е. контакта с грунтом, см2;
τ – время удара, с; зависит от массы трамбовки и разновидности грунта (табл. 21).
Таблица 21
Состояние грунта | Время удара трамбовки (с) при массе трамбовки (кг) | ||||
для несвязных грунтов | для связных грунтов | ||||
Рыхлое | 0,024 | 0,035 | 0,065 | 0,076 | 0,11 |
Плотное | 0,012 | 0,017 | --- | --- | --- |
Экспериментально определенные значения предельных импульсов трамбовки in для разных грунтов составляют: для песков 0,005 – 0,007, для суглинков легких 0,007 – 0,012, для суглинков тяжелых 0,012 - 0,02, для глин 0,02 - 0,027.
Число ударов трамбовок по одному месту для достижения необходимой плотности при толщине уплотняемого слоя
n = hтр in К / hо i, (38)
где hо – оптимальная толщина слоя, см (60 - 80);
К – коэффициент, учитывающий степень уплотнения грунта и его разновидности (табл. 22).
Таблица 22
Требуемая плотность грунта | Связный грунт | Несвязный грунт |
0,95 0,98 1,0 |