Функції оцінки знань, умінь і навичок та методи їх перевірки

1. Оценка должна проводиться с учетом этапа обучения двигательного действия.2.При проверки двигательных действий контроль внимания осуществляется на технике и оценивается только техника.3.Оценивание навыков. При оценки двигательных навыка учитывается осложненные условия выполнения (в условиях соревнования) или при выполнении навыка в комбинации или в соединении с другими упражнениями.При проверке навыков выявляются количественные результаты, проявляются в метрах, секундах, баллах. 4.Самооценка и взаимоотношение важный компонент. Методы проверки знаний, умений и навыков. Метод наблюдения - преднамеренное восприятие учителем различных действий учеников с целью их оценивания. В практике используются следующие формы: 1.открытая форма наблюдений, когда дети знают, за кем будет наблюдать учитель и кого оценивать; 2.скрытая форма - известно, что учитель будет наблюдать за определенными видами деятельности и результаты сообщит в конце урока; 3.смешанная форма - использование открытых и скрытых форм. Метод опроса - объяснение, беседа, описание упражнений, анализ и оценка и т.д. Формы опроса: 1.устная; 2.письменная. В процессе опроса используются следующие способы: 1. индивидуальный - вызов учащихся для ответа на оценку в присутствии своих сверстников или наедине с учителем;2. фронтальный - беглая проверка знаний сравнительно большого количества учащихся. Ответы краткие, лаконичные, приучающие детей быстро мыслить, обобщать и систематизировать учебный материал;3. групповой - в одной.группе опрос, а другие занимаются двигательной деятельностью. Может быть как индивидуально, так и фронтально. Метод упражнений (практический метод) -для проверки и оценки двигательных, организаторских умений и навыков, выполнения домашнего задания, развития физических качеств с использованием индивидуального, фронтального и груп­пового способов организации детей. Большое значение имеет соревновательный метод. Комплексный метод - это сочетание проверки знаний с двигательными умениями и навыками, развитием физических качеств.

34.Значення і сутність планування. Види планування. Вимоги до планування. Планирование - это составление методически обоснованных документов в целях систематизации обучения и воспитания на основе закономерностей ФВ. Планирование предполагает спрогнозировать результат обучения, получить результат, проанализировать его и внести соответствующие корректировки. Виды планирования:1. Перспективное (программы).2. Текущее (на учебный год, полугодие).3. Оперативное (на каждый урок или серию уроков ). Требования к планированию: 1. Специфика планирования учебной работы по ФК обуславливается структурой программы, процессом обучения двигательным действиям, особенностями решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, физическим развитием детей.2.Документы планирования должны опираться на общепедагогические принципы ФВ.3.Быть реальным (учет климатических и географических условий, уровня подготовленности учащихся, материальной базы).4. Конкретность - четко определенные учебные задания, сроки их выполнения, последовательность изучения физических упражнений.5. Оперативность - обеспечение возможности быстрой замены материала, его перераспределения.6. Последовательность и перспективность обеспечение системы уроков, в которых каждый из них опирается на прошедший и является базовым для последующего.7. Наглядность - использование графических форм, таблиц, диаграмм.

16.Характеристика структури уроку фізичної культури. Структура урока ФК. Части урока ФК. Подготовительная: 1.Начальная организация. 2.Функциональная подготовка. 3.Психо-эмоциональная настройка. 4.Воспитание чувства ритма.5. Обучение строевым действиям.6. Опережающее обучение. Содержание: Упражнения в подготовительной части. Основная: 1. Формирование знаний и навыков самостоятельных занятий. 2 Обучение двигательным умениям и навыкам, их совершенствование.3.Воспитание физической культуры и способностей к самоанализу.4.Содействие интеллектуальному, эстетическому воспитанию. Содержание: Упражнения определяются программой. Заключительная:1. Физиологическое снижение нагрузки и создание предпосылок к последующим занятиям.2. Итоги, оценки.3.Домашнее задание. Содержание: Указать и раскрыть время урока и каждой части 8-12', 25-30', 2-5'. Зависимость: 1.Возраст – время: Младший - все части по времени одинаков.+ Средний - сокращается время под­готовительной части.+ Старший - увеличивается время основной части,сокращается время на заключительную часть. 2. Структура - место урока физической культуры в расписании: Наилучшие показатели - в середине дня. Хорошие -урок 1-й.; Плохо - последний при слабом внимании учеников. 1-й урок - удлиняется заключительная часть. Избегать эмоциональных упражнений. Средний - уменьшается время подготовительной части уровень психической и физической дееспособности высокий, сокращается время заключительной части. Последний - подбирается эмоциональное средство.

36.Форми планування й етапи складання планів. Формы планирования:1. Текстовая (разделы программы под­разделяются по семестрам и урокам и пишутся текстом). 2. Графическая (строится наглядный график прохождения учебного материала). Основная форма планирования на современном этапе - это тематическое планирование - разделение программного материала на конкретные темы. Формы планирования учебной работы должны быть наглядными и несложными, что даёт возможность легко ориентироваться в порядке прохождения программы не только учителю, но и директору, завучу. Этапы составления плана:1. Изучение объяснительной записки к учебной программе.2.Анализ содержания программы для конкретного класса.3. Определение последовательности прохождения разделов программы по семестрам и урокам учебного года. При этом следует учитывать:1.количество учебных часов, отво­димых программой на изучение каж­дого раздела; 2. число уроков в отдельных семест­рах;3.реальные возможности (климати­ческие, количество праздничных дней) освоения конкретных видов учебного материала в различных семестрах и уроках.

42.Технологія розробки конспекту уроку. Конспект - завершающий этап планирования учебного материала по физической культуре. Конспект представляет из себя оптимальную программу для практической деятельности учителя и учащегося на уроке с целью реализации задач. Конспект разрабатывается – на основе: годового плана+ плана на семестр+ итогов предыдущего урока. Конспект начинается с 1-й части. В ней предусматривается: 1.Номер урока.2.Задачи урока.3.Тип урока.4.Учебно-методическое оснащение

5. Место проведения. Пример:Конспект урока №10 по ФК для учащихся 6-го класса. Задачи урока: 1. Обучить технике выполнения упражнения "мост".2. Ознакомить с техникой выполнения упражнений в опорных прыжках: "упор присев —соскок прогнувшись".3. Повторить упражнение "кувырок вперед -кувырок назад".4.Принять на оценку лазание по канату в три приема.5. Способствовать развитию выносливости игровыми упражнениями. Тип: смешанный. Учебно-методическое оснащение: методические карточки,учебный инвентарь и др. Место проведения: спортивный зал школы. Задачи урока:1. Определяются на основе программного материала, изложенного в годовом плане. 2. Ставятся в глагольной форме в такой последовательности: образовательные, +оздоровительные, +воспитательные. Образовательные задачи -касаются формирования умений, навыков, знаний+ставятся в повелительной форме +касаются короткого отрезка времени. Термины образовательных задач: ознакомить+научить+ повторить,+ закрепить,+совершенствовать,+оценить. Примеры образовательных задач 1. Ознакомить с техникой передачи мяча от груди двумя руками.2.Научить разбегу в опорном прыжке "ноги врозь".3.Повторить лазание по канату в 2 приема.4. Принять на оценку прыжок в длину с разбега.. Оздоровительные и воспитательные задачи -решаются на протяжении нескольких уроков. Поэтому при их записи используется неопределенная форма глаголов: развивать",+ "содействовать",+ "способствовать", "формировать",+ "воспитывать". Пример формулировок указанных задач: 1 Развивать быстроту и ловкость при помощи подвижных игр и эстафет.2. Способствовать развитию интеллектуальных способностей в процессе учебных игр.3.Содействовать развитию волевых качеств в процессе проведения игр-эстафет.4. Воспитывать чувство ритма при помощи танцевальных упражнений. Структура II части конспекта: части урока+содержание учебного материаладозировка упражне­ний+методические указания+ организационные указания+замечания по уроку. В графе "Части урока" обозначаются структурные составные частей урока. Для этого используются общепринятые терминологические названия составных частей урока - подготовительная, основная, заключительная или римские цифровые обозначения. В графу "Содержание учебного материала " вносятся в определенном порядке те средства ФВ, которые используются для решения задач, поставленных на уроке. К ним относятся теоретические материалы, касающиеся разделов "Основы знаний" и "Навыки, умения, развитие двигательных качеств", строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, основные виды движений (два-три вида на один урок), игры и эстафеты, домашние задания по физической культуре и другие материалы. Запись упражнений и других средств воспитания должна быть грамотной, конкретной, терминологически правильной методической последовательности. В графе "Дозировка упражнений" конкретное дозирование двигательных различных единицах измерения (минуты, метры, количество повторений). В графе "Методические указания" излагаются конкретные и самые необходимые методические рекомендации по формированию правильной осанки и координации движений, регулированию дыхательной и сердечно-сосудистой функции в процессе занятий, изучению более сложных по структуре или трудно усваиваемых основных и вспомогательных движений, развитию двигательных качеств, воспитанию идейно-нравственных черт личности, эстетических вкусов, трудовых навыков и развитию интеллектуальных способностей учащихся. Сюда же записываются возможные (предполагаемые) ошибки при выполнении упражнений и способы их исправления, характер, направление, "интенсивность, траектория, ритм, скорость движений, положение тела, степень усилий при выполнении двигательных действий. В графу "Организационные указания" вносятся наиболее эффективные способы организации учащихся на уроке. К ним относятся методы- организации занятий (фронтальный групповой, сменный, поточный, круговой и др.), способы построений (шеренга, колонна, круг и др.), способы перестроений (поворотами, захождениями и др.), способы передвижений (обход, диагональ, змейка и др.), способы проведения упражнений, способы раздачи и сбора учебно-методических пособий, способы использования технических средств обучения. В графу "Замечания по уроку" учитель записывает свой замечания по методике обучения и организации занятий, результаты наблюдений по усвоению учащимися программного материала, возникшие идеи по улучшению материальной базы и методических пособий, предложения учащихся по совершенствованию учебного оборудования

4.Соціально-педагогічне значення й завдання фізичного виховання у шкільному віці в світлі концепції реформи фізичного виховання у 12-річній школі. Значение связывается с новыми подходами к воспитанию подрастающего поколения на принципах гуманизма, демократизации: 1) здоровье;2) гармоническое физическое развитие; 3) всестороннее физическое образование;4)физическое совершенствование;5) подготовка к жизнедеятельности на основе 12- летнего регулярного ФВ;6) формирование личности ее мировоззрения, жизненной позиции. Конечная цель: с пособность к труду, обеспечение здорового быта, культурного отдыха, поддержание высокой работоспособности. Задачи: Общие+Частные Общие решаются на всех ступенях ФВ школьников; 1Формирование знаний, умений, навыков и развитие физической культуры, формирование двигательной культуры. Содействие нормальному физическому развитию, укреплению здоровья, повышению сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, повышение общей работоспособности. Всестороннее воспитание двигательных и связанных с ними волевых, интеллектуальных, эмоциональных качеств. Приучение детей к рациональной организации физических усилий, разумному использованию физических возможностей в соответствии с задачами и условиями деятельности. Воспитание интереса и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, обучение элементарным организаторским и инструкторским, методическим знаниям и умения, обеспечивающим использование средств ФК.6. Приучение к организованности, дисциплине, ответственности за свои действия, формирование трудолюбия, активности, самостоятельности, эстетических потребностей, взглядов, эстетических чувств.7. Создание условий для саморазвития и самосовершенствования. Частные задачи конкретизируются с учетом возраста, пола, уровня физической подготовки, материально-технических возможностей, климатических условий, программно-нормативных требований. Составляют 4 группы задач: 1.оздоровительные,2. развивающие,3. образовательные,4.воспитательные, конкретизируются по методическим. которые опять соображениям. Процесс решения задач длительный и определяется учителем, который руководствуется знаниями закономерностей физического развития, обучения и воспитания школьников.

Особливості проведення днів здоров'я. Дни здоровья - это комплексные мероприятия, которые требуют взаимосвязи средств физического воспитания с другими учебными предметами и реализации идеи гармонии тела и духа. Особенности дней здоровья: Проводят в природных условиях+Комплексное использование средств ФВ+Координация действий всех учителей, родителей, общественных организаций. Обязательным условием проведения дней здоровья является:1. разработка программы и содержания дня здоровья.2. создание штаба проведения дня здоровья. Состав штаба: директор школы (возглавляет штаб);+учитель физической культуры;+учителя-предметники; + медработник школы; +председатель родительского комитета. Для проведения Дня здоровья следует предусмотреть такие вопросы: место размещения лагеря;+путь следования к нему; + питание школьников;+программа проведения конкурсов и ответственные;+путь движения домой - самым коротким путем.

54.Особливості проведення фізкультурно-оздоровчих свят. Физкультурно-спортивные праздники — это мероприятия, которые способствуют пропаганде физической культуры и спорта, подведению итогов, демонстрации достижений школы и т.д. Структура праздника: 1. Торжественное открытие.2. Награждение победителей.3. Массовые показательные выступления.4. Выступления спортсменов.5. Игры, конкурсы, развлечения для родителей Торжественное закрытие, вручение призов и наград. Продолжительность праздника 1,5-2'в зависимости от возраста зрителей. В положении о празднике предусматриваются такие вопросы: 1)задачи;2) какой знаменательной дате посвящается;3) руководство подготовкой и проведением;4) время и место проведения, порядок открытия изакрытия;5) участники и программа показательных выступлений. Эффективными документами для организации праздника может быть сценарий или сценарный план.

58.Колектив фізичної культури в школі. Коллектив ФК в школе - это общественная самодеятельная организация учащихся, призванная содействовать школе и семье в осуществлении ФВ детей. Правильно организованная деятельность коллектива ФК позволяет: 1) расширить масштабы внеклассной работы в школе;2) привлечь к систематическим занятиям физическими упражнениями большее число школьников (это имеет большое воспитательное значение - школьники участвуют в организации и проведении различных форм внеклассной работы;3) овладеть инструкторскими навыками, методами самостоятельной работы. Структура:1. организуется из числа учащихся IV-XI классов при наличии не менее 25 желающих;2.руководство осуществляется на основе самоуправления учащихся. Высший орган: собрание, которое ежегодно избирает совет КФК в составе 7-11 человек. Функции совета КФК: непосредственное руководство;+избирает из своего состава председателя и секретаря;+распределяет обязанности между членами. Под руководством совета КФК работает бюро секций (избирается 3-5 человек - председатель, заместитель, секретарь, члены). Совет КФК:1. готовит и проводит общие собрания;2.организует секции и группы, проводит в них работу;3.проводит праздники и соревнования; 4.организует работу по тестам; занимается подготовкой физкультурного актива, пропагандой и агитацией,хозяйственной работой. Бюро секций: пропагандирует свой вид спорта;+ организует членов секций в подготовке и уборке мест занятий, ремонте инвентаря и оборудования, помогает в подготовке команд;+ организует проведение соревнований; + ведет текущую документацию.

Значення та загальна характеристика фізкультурно-оздоровчих заходів протягом навчальної доби. Значение и общая характеристика форм физического воспитания в режиме учебного дня. Снятие напряжения и повышение работоспособ­ности +увеличение объема двигательнойактивности воспитание привычки к систематическим занятиям. Основа - урок физкультуры. Форм много, но они все объединяются одной целью и задачами. Цель - быть здоровым, сильным и выносливым

2.Значення завдання і особливості фізичного виховання дітей дошкільного віку1. Значение физического воспитания дошкольников: 1. Способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, формированию осанки- Закаливание+ Повышение сопротивляемости организма+ Укрепление иммунитета + Болезнь детей+ Низкие защитные свойства. 2. Способствует воспитанию двигательных способностей: Развитие ориентировки в пространстве+ Развивает ловкость+Формирование свода стопы+ быстроты двигательной реакции + Осанка укрепление мышц спины, живота. 3. С помощью ФВ формируются жизненно необходимые двигательные умения, игровые действия, знания.4. Большой путь от хаотических движений до сложных движений, ходьба, бег, прыжки, метание. Задачи физического воспитания. Оздоровительные задачи: Укрепление здоровья+Улучшение физического развития+ Функциональное совершенствование организма+Повышение работоспособности+Закаливание. Обуславливаются- Костная система- слаба; связки,- легко подвижны;, суставы- растягиваются. При искривлении позвоночника, сутуловатости, плоскостопии нарушаются условия работы важных органов. Следует - помогать правильному формированию суставов позвоночника, развитию свода стопы и т.д. Задачи: способствовать развитию свода стопы при выполнении ходьбы на носках; следить за правильными актами вдоха и выдоха при выполнении прыжков. Мышечная система: мышцы слабы, развитие отдельных мышц происходит неравномерно. Следует - развивать все группы мышц и обращать внимание на укрепление слабо развитых групп мышц разгибателей. Задачи: способствовать развитию мышц живота при выполнении упражнений. Дыхательная система: дыхательная мускулатура развита слабо, а это обуславливает частое неглубокое дыхание. Ритм дыхания неустойчив, легко нарушается. Следует: научить дышать через нос. Образовательные задачи: Формирование двигательных умений и навыков+Развитие физических качеств+Формирование правильной осанки+Привитие навыков личной, общественной гигиены. Формирование двигательных умений и навыков - ползание, ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание и т.д. а) Используется в обычной жизни, облегчает связь с окружающей средой. б) Физические упражнения способствуют лучшему развитию мышц, связок.в) Сформированные двигательные умения и навыки позволяют выполнять упражнения легко, меньше тратить физических сил. Это позволяет выполнять упражнение большое количество раз, применять в других ситуациях (прыжки в длину в игре "Волк во рву"), г) Фундамент для формирования более сложных навыков в школе. Физические качества (ловкость, быстрота, равновесие, глазомер, гибкость, сила, выносливость). Это необходимо для того, чтобы прыгать, бегать, метать. Осанка - соблюдать правильное положение тела сидя, стоя, в ходьбе. Значение для нормальной деятельности всех органов, развитие костно-мышечного аппарата. Сообщать знания, связанные с физическим воспитанием (польза физических упражнений,представление о технике физических упражнений, осанке, нормы общественной и личной гигиены). Следует знать названия частей тела, направления движений, названия физкультурного инвентаря, уход за ним и т.д. Воспитательные задачи: Воспитание положительных черт характера,организованности, дисциплины, нравственных и волевых качеств.+Содействие умственному развитию детей воспитание памяти, мышлению, воображению, наблюдению, анализу.+Развитие умения творчески пользоваться приобретенными навыками. Формировать привычку соблюдать режим дня- Эстетическое воспитание. Вырабатывать потреб­ность к ежедневным занятиям физическими упражнениями- Осуществление подготовки к труду. Заниматься самостоятельно, с детьми.

8.Характеристика форм організації фізичного виховання школярів різного віку. Формы организации физического воспитания. Успешность решения задач ФВ школьников требует объединения усилий педагогиче­ского коллектива школы, работников внешкольных учреждений и родителей. В этом случае школьники попадают под воз­действие системы всех форм организации ФВ, обеспечивающих во взаимодействии наибольший педагогиче­ский эффект. Каждое звено этой системы имеет одну целевую направлен­ность, но характеризуется только ему присущими задачами и организационными основами. Звеньями системыФВ детей в школе являются: классно-урочная система занятий, проводимых в виде уроков физической культуры 2 раза в неделю в каждом классе; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене); ежедневные занятия физическими упражнениями в группах продленного дня; внеклассная работа, включающая занятия в кружках физ.культуры (I—IV классы), группах ОФП, секциях по видам спорта, спортивные соревнования, массовые игры, туристические походы и слеты. Система дополняется формами организации ФВ во внешкольных учреждениях: систематические учебно-тренировочные занятия и спортивные соревнования, проводимые в секциях детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), Дворцов и Домов пионеров, добровольных физкультурно-спортивных обществ (ДФСО), по месту жительства, различного типа летних лагерей отдыха; массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, ежедневные купания, игры на местности, туристические походы), предусмотренные распорядком жизни летних и зимних лагерей отдыха детей; массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскурсии походы, организуемые детскими секторами парков культуры н отдыха, на спортивных и туристских базах. Формами организации ФВ детей в семье: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки, процедуры закаливание самостоятельные занятия физическими упражнениями по спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по ФВ; самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные развлечения, в том числе с участием взрослых, в выходные каникулярные дни;участие семей в соревнованиях, проводимых по месту жительства. По признаку обязательности все эти формы подразделяются обязательные и добровольные. К первым относятся лишь уроки -физической культуры (классно-урочная система занятий). По признаку организации обучения и воспитания перечислен­ие формы могут быть или урочными или неурочными. Основными признаками урочных форм организации занятий, служит школьный урок физической культуры и учебно-тренировочные занятия в секциях, являются: наличие квалифицированного педагогического руководства; определяемое учебной программой содержание урока с установкой на решение системы преемственных педагогических задач; обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки; обязательная оценка результатов деятельности; систематичность проведения занятий по стабильному расписанию; относительно стабильный и однородный по возрасту и подготовленности состав занимающих­ся. Наличие перечисленных признаков делает урок наиболее эко­номной и эффективной формой организации систематических занятий.

14.Класифікація і зміст уроків фізичної культури. Классификация по двум признакам: по дидактическим задачам,по содержанию учебного материала. По дидактическим задачам (типы):по этапам формирования двигательных умений и навыков. 1.Вводный.2.Изучение нового материала.3. Повторения.4.Совершенствования 5. Контрольный.6.Смешанный. По содержанию (виды): 1. Гимнастика.2. Легкая атлетика 3.Игры.4.Плавание.5.Ритмика. Предлагается выделить 3 макротемы: 1.Легкая атлетика (быстроту, выносливость, ловкость).2. Гимнастика спортивная, силовая, ритмическая (сила, координация, гибкость, ловкость). 3.Игровые виды спорта (скоростно-силовые показатели, быстрота, ловкость, простые и сложные реакции). Содержание: Физические упражнения- Регламентируются программой и подбираются с учетом контингента, условий, подготовки учителя. Содержание деятельности учителя- Постановка задач+ Организация класса + Установка снарядов,раздача и сбор инвентаря+Помощь, страховка и другая учебно-методическая деятельность. Содержание деятельности учащегося - Слушание,анализ, наблюдение + Выполнение физических упражнений +, Формирование инструктивных навыков.

30. Що можна оцінювати у процесі оволодіння матеріалом з фізичної культури? Вимоги до оцінки. Можно оценивать: Знания+ Навыки+ Умения. Техника выполнения: уровень развития физических качеств;+ домашние задания;+инструкторские умения и навыки;+ профессионально-прикладной физической подготовки. I. Оценивание знаний u по теоретическим вопросам, которые предусмотрены в программе, а также по основным темам при формировании двигательных умений и навыков. Группы теоретических знаний предусмотренных в программе: I группа Общие теоретические сведения: о физической культуре; + медико-биологические основы; +о физическом развитии и физической подготовке;+ о воздействии физической нагрузки на организм. П группа Теоретические сведения по методике: обучения;+ организации занятий;+ правилам игр и соревнований обеспечению безопасности движений;+ материально-техническому обеспечению. Ш группа Гигиенические сведения: здоровый образ жизни;+ закаливание; +вредные привычки; +питание;+ двигательный режим. Знания целесообразно сообщать в процессе овладения конкретным материалом программы. используя проблемное, программированное обучение, элементы исследования, самостоятельной работы и т.д. 2.Оценка умений и навыков - Оценка ставится как за законченное движение, так и за элементы, из которых состоит упражнение. Предусматривает: Оценку техники физических упражнений- для этого учитель должен разрабатывать систему контрольных упражнений по основным видам движений, содержанием которых должны быть основы и детали техники физических упражнений. 3. Оценка уровня развития двигательных качеств- подводит итог деятельности школьников на определенном этапе по освоению двигательного навыка и физического качества. Проводится: по контрольным нормативам, которые имеются в программе для каждого класса. Оценка организаторских, инструкторских навыков- ставится: за умение учащихся организовывать места занятий, строить школьников, сдавать рапорт, проводить физические упражнения, оказывать помощь, страховку и т.д. 4. Оценка домашних заданий- проводится: проверка качества выполнения теоретических и практических заданий. 5. Оценка профессионально-прикладной физической подготовки- проводится: проверка уровня сформированности тех качеств, которые необходимы для овладения профессией- с этой целью разрабатываются контрольные упражнения и учебные нормативы по профессионально-прикладной физической подготовке. Требования к оценке согласно концепции и инструктивно-методических материалов. Оценивание идет комплексно: оцениваются знания;+ техника выполнения и определяется уровень знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебной программы. Нормативный показатель: при оценивании учитывается уровень физической подготовки на основании комплексного теста и освоение школьниками элементов видов спорта, которые входят в школьную программу. Обеспечивается: индивидуальный подход;+ Гласность оценки, ее информирование. Конкретность оценки: связана с соблюдением определенных закономерностей в педагогическом процессе, а именно если, например, кувырок вперед изучался во 2 классе и его приняли на оценку, то в последующих он является вспомогательным упражнением или усложняется. (Необходимо четко ставить задачу перед учащимися). Объективность оценки. Систематичность оценки:это планомерная, систематическая деятельность учителя по проверке и оценке знаний, умений и навыков; работа должна проводится системно; раньше успеваемость ученика складывалась из текущих, четвертных и итоговых оценок, но сейчас данная модель утратила свои позиции. На современном этапе система оценивания представляет следующий вариант 1. Основной структурной единицей является тема, предусмотренная школьной программой. Поэтому оценивание идет тематическое. Результаты его проведения фиксируют в журнале. Для чего отводится в журнале две клетки. Для первой и возможно повторной аттестации для лучшего результата. Оценивается каждая тема.2. Может быть поточное или специальное оценивание достижений школьников в процессе изучения темы. Однако в журнал эти оценки могут не выставляться (а могут и выставляться с целью фиксации уровня достижений учащихся). Однако в итоге они не влияют на оценку тематического зачета.3. Если школьник не готов к тематической аттестации, то ее переносят на поздний срок, но не больше чем на неделю.4. Итоговое оценивание в конце семестра или учебного года. За семестр оценка выставляется по результатам тематического оценивания, за год - по результатам семестровых оценок. При выставлении итоговой оценки определяющими должны быть последние оценки. В конце семестра обязательно учитывается оценка за выполнение комплексного теста. Оценка физическое подготовленности в 4, 9 и 12 классах. Эта оценка является доминирующей при выставлении итоговой оценки. 1.Оценивани учащихся, относящихся к специальной медицинской группе основано на индивидуальном подходе по принципу "зачтено" и "не зачтено". Однако поточные оценки могут ставиться по 12 6. шкале.2. Учащиеся подготовительной медицинской группы оцениваются как ив основной, но, исключаются те нормативы, которые им противопоказаны.3.Поточные оценки учащимся 2-4 кл. учитель может ставить за выполнение отдельных физических упражнений. Итоговая оценка выставляется в конце семестра. Оценка за учебный год определяется с учетом изучения приоритетных тем программы, выполнения контрольных нормативов и требований, уровня теоретических знаний и обязательного повторения, а также комплексного теста с учетом тематического оценивания за семестр. Функции оценки: Учебная.+ Контролирующая+ воспитательная+ Диагностирующая. Способствуют: повторению и систематизации учебного материала; +своевременному выявлению трудностей, с которыми сталкивается ученик в учебной деятельности; + установлению уровня готовности к освоению нового материала; +формированию умения ответственно работать,+используя приемы самопроверки и самоконтроля; + стимулированию у учащихся ответственности и желания соревноваться. Предварительное оценивание для определения уровня; поточное оценивание; тематическое оценивание; итоговое оценивание.

44.Особливості методики проведення уроків фізичної культури у молодшому шкільному віці. Особенности методики физического воспитания. Основой формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок ФК. Строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами ФВ. Специфика задач и содержания программы по ФВ обусловливает некоторые особенности урока ФК с учетом возрастных особенностей занимающихся. 1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигатель действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).2. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.5. При обучении учащихся основным видам движений большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать обучения с воспитанием двигательных качеств. Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется. Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение. При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигатель задача должна ставиться в конкретной форме. В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6—8 с).У детей младшего школьного возраста по возможности исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески

воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму. Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. Физические упражнения приобретают форму игры. Все игры входящие данный урок, должны быть разнопланового характера, решать педагогические задачи. Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач:овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах ФК и здоровым образе жизни.

46.Особливості методики проведення уроків фізичної культури у середньому шкільному віці.Особенности методики физического воспитания. Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание). В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные раз­личия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты. При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте учитывать половые особенности учащихся. Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

48.Особливості методики проведення уроків фізичної культури у старшому шкільному віці. Особенности методики физического воспитания. В старшем школь­ном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучение двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки. Функциональные возможности для осуществления интенсив­ной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юно­шей короче, чем у девушек.При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях,с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках. В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возмож­ностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестро­ения и согласование двигательных действий, способности произ­вольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости. На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упраж­нений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одно - временно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки(техника) и физические качества. Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового ме­тода сокращается, а соревновательного — увеличивается. В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

Прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.

46Основи методики виховання силових якостей. Сила - это способность человека преодолевать внеш­нее сопротивление или активно противодействовать ему по­средством деятельности мышц. Режимы работы мышц: 1. Удерживающая работа вследствие напря­жения мышц без изменения их длины.2. Преодолевающая работа вследствие уменьшения длины мышц при их напряже­нии.3. Уступающая работа вследствие увеличения длины напряженности мышцы.4. Комбинированная работа вследствие по очередного изменения преодолевающего и уступающего режима работы. Виды проявления силы:1. Абсолютная сила- это предельный вес, который может поднять человек. 2.Относительная сила-это величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг веса тела. 3.Взрывная сила- это способность проявлять наибольшую си лу за наименьшее время. 4.Силовая выносливость- это способность в течение длительного времени выполнять тяжелую работу, не уставая. СИЛА:1. Статическая -проявляется тогда,когда мышцы напрягаются, а перемещение тела нет. 2.Динамическая -когда преодоление сопротивления сопровождается перемещением тела в пространстве. Факторы, от которых зависят силовые

возможности человека:1. Общие.2.Внешние.3.Внутренние.4.Педагогические. Общие факторы – Возраст+ Пол+ Профессия + Образ жизни +Наследственность. Внешние факторы - Величина сопротивления+Природно-климатические условия.+Суточная и годовая пе­риодика. Внутренние факторы - Физиологический поперечник мышц + Запасы АТФ в мышцах +Соотношение медленных и быстрых воло­кон+Мощности креатфосфатного и гликолити-ческого энергообеспечения+Степень возбуждения соответствующих нервных центров+Сократительных свойств мышц и их хими­ческой активности.Повышение силы преимущественно связано с адекват­ными перестройками в ЦНС. На исполнительском уровне это выражается в том, что в мышечном аппарате повышается уровень кровоснабже­ния, улучшаются процессы обмена, увеличиваются запасы энергетических веществ, что приводит к интенсификации процесса образования белковых структур.

Педагогические факторы: Средства для работы+Используются методы для развития силы.Силовые упражнения:1. Упражнения на силовых тренажерах.2. Изометрические упражнения.3. с комбинированным отягощением - подтягивание, прыжки с отягощением.+изометрические упражнения в объеди­нении с преодолением разных отяго­щений в динамическом режиме и т.п.4. с отягощением сопротивлением.5.сопротивление эластичных предметовсопротивление партнера сопротивление окружающей среды самосопротивление и т.п. 6. с отягощением массой предметов- танга+гири+гантели+набивные мячи и т.п.7. с отягощением массой собственного тела- подтягивание отжимание приседание прыжки и т.п. Упражнения с отягощением массы собственного тела: Выполняются без специального обору­дования+Эффективны при развитии макси­мальной силы+Используются на начальных этапах силовой подготовки+Ограниченные возможности точного дозирования и учета нагрузки Упражнения с отягощением массой предметов- Точно можно дозировать величину отягощения в соответствии с индиви­дуальными возможностями+Возможность эффективного влияния на различные мышечные группы и все виды силовых качеств. Упражнения в преодолении сопро­тивления эластичных предметов: Дают возможность загрузить мышцы практически по всей амплитуде выпол­няемого движения+Развивают максимальную силу и мы­шечную массу. Упражнения в преодолении сопро­тивления партнера- Выполняется без дополнительного оборудования+Требуют проявления волевых усилий+Формируют умение проявлять силу для

решения определенной двигательной задачи. Упражнения в самосопротивлении: Одновременно работают мышцы в преодолевающем режиме, а другая, противоположная группа мышц - в ус­тупающем+ Способствуют увеличению мышечной массы+Совершенствуют внутримышечную координацию. Упражнения с комбинированным отягощением- Варьируют тренировочные воздействия+Повышают эмоциональность и эффек­тивность тренировок+Дают возможность укреплять специ­альную силовую подготовленность. Упражнения на тренажерах- Позволяют точно дозировать сопро­тивления+ Влияют на развитие определенной мышечной группы или силового каче­ства. Изометрические упражнения- Напряжение мышц не сопровождается внешним движением, что дает возмож­ность достичь эффекта при помощи меньших затратах энергии+ Совершенствуется внутримышечная координация. Выбор силовых упражнений с учетом- Педагогической задачи+Преобладающего влияния на конкретную группу и развитие определенного силового качества + Обеспечение локального, регионального или общего влияния на опорно-двигательный аппарат+ Возможность точного дозирования вели­чины нагрузки -----!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!----.

Методы развития силовых качеств: Метод повторных усилий до отказа+

Метод динамических усилий +Метод максималь­ных усилий .- Различаются механизмами физиологического и энергетического обеспе­чения

Метод по­вторных уси­лий (до отказа)- Оптимальный для нетренированных людей+

Характерен длительным количеством по­вторений в одном подходе+

Тренировочный эффект достигается в по­следних повторениях. Метод дина­мических уси­лий- Кратковременная работа по перемещению предметов небольшого веса с высокой ско­ростью+ Тренировочный эффект достигается в по­следних повторениях. Метод макси­мальных уси­лий- Для лиц регулярно занимающихся силовы­ми упражнениями+ Для тренировки абсолютной силы, нагрузки максимальная (85 -100%)+

Число повторений в одном порядке 1-3 раза+ Интервал отдыха до полного восстановле­ния (5-6 мин.).

Возрастная динамика естественного разви­тия силы: Абсолютная сила- Высокие темпы прироста в 9-10 до 16-17 лет. Максимальный показатель в 25-30 лет. Относительная сила- Высокие пока­затели от 10-11 до 12-13, затем от 15-17. Скоростно-силовые ка­чества- Высокие тем-ш 9-11м. 10-1 и 13-15. Силовая вы­носливость- Юнбйшот 13 до 18 лет. С 12 лет сила возрастает у девушек мед­леннее.

Особенности воспитания силы у школьников Основная задача силовой подготовки в школе - развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых за­висит правильная осанка, а также тех мышечных групп, ко­торые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.)

Средства развития силы

7-9 лет "Ф общеразвивающие упражнения с предмета­ми, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания.

10-11 лет ^> общеразвивающие упражнения с отяго­щениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, мета­ние легких предметов на дальность и т. д.

14-15 лет «=> упражнения с набивными мячами, гантеля­ми небольшого веса, силовые игры типа "перетягивание кана­та", подтягивания, стойки и т. п. Вес внешних отягощений у подростков ограничен (примерно 60 - 70% от максимально- го), кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения до отказа.

С13-14 летнего возраста <=> силовые нагрузки для девочек, в отличие от мальчиков, характеризуются преоб­ладанием упражнений с отягощением весом собственного тела, большей долей локальных силовых упражнений, ис­пользованием в качестве внешних отягощений преимущест­венно гимнастических предметов или других нетяжелых снарядов.

7. Контроль за розвитком фізичних якостей. Основой являются „Державні тести і нормативи оцінки фізичної підготовленості населення України", школьная программа „Основи здоров'я і фізична культура". В объяснительной записке к Школьной программе для контроля за развитием физических качеств предлагается 6 упражнений: быстрота - бег 30+ м;выносливость - бег от 200 до 1500 м;+гибкость - наклон туловища вперед из положения сидя;+сила - подтягивания на высокой и низкой перекла­дине;+ловкость - челночный бег 4x9 с перенесением предмета;+ скоростно-силовые качества - прыжок в длину с места.Для более глубокого контроля за развитием физиче­ских качеств существует ряд пособий. А именно:1. B.C. Сермеев. "Определение физической подготов­ленности школьников";2. В.И. Лях "Тесты в физическом воспитании школь­ников";3. Л.П. Сергіенко. "Тестування рухових здібностей школярів". Термин „тест" в переводе с английского языка озна­чает проба, испытание. Тест - это измерение или испытание, проводимое для определения способностей. Тестирование:Система использова­ния тестов+Организация условий+Выполнение тестов испытуемым+Оценка и анализ ре­зультатов. Результат - получение входе измерения числового значения. В основе тестов, используемых в физическом воспита­нии, лежат двигательные действия (физические упражне­ния). Такие тесты называются двигательными или мотор­ными. Тестирование на уроке необходимо увязывать с его содержанием. Примененные тесты должны органически входить в состав запланированных физических упражнений. Частота тестирования определяется темпами развития качества, возрастными, половыми и индивидуальными осо­бенностями. Так, существенного прироста быстроты, вы­носливости, силы можно добиться за несколько месяцев, а гибкости и координации - 4-12 занятий. Частота тестирования в школе определяется школьной программой в объяснительной записке.

38.Особливості складання сітки годин на рік. В объяснительной записке программы указывается, что учитель физической культуры должен составить: 1.График распределения и прохождения учебного материала и установить количество часов для каждого раздела.2.Рабочий план реализации разделов программы на год или полугодие.3.План конспект урока на группу или систему уроков. 4.План проведения оздоровительных и физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. Особенности: 1. Параллельное прохождение программного материала с учетом времени года (выделяется материал из различных разделов). Бывает последовательное, поочередное, изучение (легкая атлетика, гимнастика) и смешанное (сочетание 1-го и 2-го).Планированиена весь учебный год,важно, продумывается порядок распределения учебного материала по: семестрам, урокам иопределяется количество часов. 2.Ориентиром в распределении времени между разделами программы является примерная сетка часов и продолжительность каждого семестра.3. Учебный материал распределяется с учетом сезонности, наличия материально-технической базы, инвентаря, физической подготовки школьников и личного опыта учителя. 4.В конце 2-го семестра намечать упражнения, не требующие большого напряжения и интенсивности работы.5. В годовом плане планируются тематические или видовые уроки. Особенности составления сетки часов на год. 1. Изучаем примерную сетку часов объяснительной записки.2.Выбираем реально виды учебного материала для конкретного класса и определяем количество часов.3.Учитываем количество часов на каждый семестр и год. При 2-х разовых уроках — 68-70 часов. При 3-х разовых уроках — 102 часа.

24.Педагогічний контроль за фізичним навантаженням на уроці. Методика проведення хронометрування і пульсометрії на уроках фізичної культури. Педагогический контрольно плотности (общей и двигательной ) Плотность - это определение времени, затраченного на различные виды деятельности. Методы - наблюдение за деятельностью одного ученика. Педагогический контрольно плотности: 1. Общая. Общая плотность - сумма времени, затраченного це­лесообразно, деленная на 45 и умноженная на 100%. 2. Двигательная. Двигательная плотность -сумма времени, затраченного на выполнение физ. упраж., деленная на время урока и умноженная на 100%. Хронометрия: время выполнения физических упражнений, время слушания, наблюдения, отдыха, ожидания очереди, подготовки мест занятий. Технология: заранее подготовленный протокол. Пульсометрия - это определение нагрузки по частоте сердечных сокращений (пульс). Пульс в покое принимается за 100%:84- 100%(в покое).После этого происходит его вычитание от того пульса, который школьник получил после нагрузки. Например: 96-84=12 (разница) Пропорция 84-100%

12*100 12-х%,

Отсюда Х = —— = 14,2%

47. Основи системи фізичного виховання. Понятие. Система ФВ представляет собой социальную организацию, направленную на всестороннее физическое совершенствование всех социальных групп населения страны. Цель системы ФВ - укрепление здоровья, гармоническое духовно физическое развитие, подготовка к жизнедеятельности. Задачи ФВ - оздоровительная, образовательная, воспитательная, развивающая. Решения оздоровительных задач должно быть улучшение физического состояния человека, его физического развития. Физическое развитие есть изменения форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни. Воспитательные задачи нацелены на всестороннее и гармони­ческое развитие личности человека в единстве его духовных и физических сил. Физическим образованием называется процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями, физи­ческими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни. Общие принципы системы ФВ 1 Гармонического развития.2.Связь с жизнедеятельностью. 3.Оздоровительной направленности.Основы системы ФВ на Украине. Основа предусматривает то главное, на чем строится ФВ различных групп населении Украины. Базовой основой, определяющей функционирование системы ФВ, выступает идеологическая основа. 1.Идеологическая основа представляет из себя систему прогрессивных идей, взглядов на ФВ, которые определяют роль и место ФВ в общей системе воспитания и образования школьников. Идеологическая основа построена на принципах гуманизации воспитания, гуманизации образования и демократизации управления процессом ФВ. Гуманизация воспитания требует: гуманного отношения к личности воспитанника;уважение его прав и свобод;предъявления школьнику посильных и разумно сформированных требований;уважение к позиции воспитанников, даже если он отказывается выполнять предъявленные требования;доведение до сознания воспитанников конкретных целей его воспитания;ненасильственное формирование физических качеств. Гуманитаризация образования предполагает: значительное увеличение времени, отводимого учебным планом как на традиционные, так и относительно новые дисциплины;гуманистический стиль отношений в школе;приобщение к культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей;сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и духовного здоровья;понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество в процессе физического образования;переориентация процесса обучения с формирования основных двигательных умений и навыков на развитие личности человека, индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению. Демократизация связывается с демократическим стелем управления на основе терпимости учителя, учета критических замечаний школьников. Проблемы школьников решаются с их активным участием. Происходит совместное обсуждение плана работы, выбираются оптимальные варианты, принимаются решения. Демократизация помогает в преодолении однообразности организационных форм физического воспитания, возможности брать участие в определении средств, форме занятий. 2.Научно-методические основы представляют из себя совокупность научных данных о ФВ. Каждое теоретическое положение и практические рекомендации в области ФВ строгое научное обоснование. В качестве общих научных предпосылок при истолковании сущности многократного процесса ФВ, его отдельных сторон большое значение имеют данные гуманитарных и естественных наук - социологии, общей педагогики, биологии, психологии. Непосредственно же обслуживают практику ФВ социология, история и организация физической культуры, теория и методика физического воспитания, гигиена, медицина. Большую роль играет анатомия, физиология, биохимия и другие науки. Данные науки формировались и развивались вместе с практикой ФВ благодаря деятельности специальных учебных заведений, лабораторий, кафедр ФВ, аспирантур, докторантур, которые готовят научно-педагогические кадры. Распространяется научно-методическая литература, через которую передается различная информация об образовании и проведению ФВ. Это монографии, учебники, учебные пособия, методические рекомендации. Большую роль играют организация и проведение конференций, симпозиумов, встреч, выставок. 3.Программно-нормативные основы представлены перечнем документов и материалов, которые разрабатываются государственными органами управления в сфере физической культуры и спорта в целях решения поставленных государственных задач перед системой физического воспитания. Их можно условно разделить на программные и нормативные основы. Программные основы. 1.Программа развития культуры и спорта,2.Государственный Стандарт среднего образования, 3.Учебные программы. Нормативные основы: 1.Единая спортивная классификация Украины.2.Государственные основы.4.Организационные основы:1. По государственной линии: 1.Государственный комитет молодежной политики спорта и туризма.2.Отраслевые министерства.3.Местные органы исполнительной власти по вопросам физической культуры и спорта.2.По общественной линии: 1.Спортивные клубы.2.Комитеты.3.Федерации.4.Товарищества.

11. Основи методики розвитку спритності. Под ловкостью понимается совокупность координаци­онных способностей. Способность управлять своими дви­жениями в пространстве и времени. Высокий уровень развития координационных способ­ностей позволяет не только достигать высокой точности движений, но и значительно легче овладевать большим ко­личеством движений, необходимых человеку в бытовой, трудовой и спортивной деятельности. В физиологической основе ловкости лежат координа­ционные свойства центральной нервной системы и ее пла­стичность. Высокие проявления ловкости есть результат совер­шенствования координационных возможностей на базе раз­вития быстроты, силы, выносливости и овладения разнооб­разными двигательными навыками. Ловкий человек выполняет нужные движения пра­вильно, целесообразно, быстро осваивает и перестраивает движения в соответствии с потребностями. Ловкий человек хорошо чувствует пространство, вре­мя, способен быстро и целесообразно перестраивать свои движения. Мерилом ловкости считается сложность двигательных действий; точность движений в пространстве и времени. Ловкость выражается в способности человека быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двига­тельную деятельность в соответствии с требованиями ме­няющейся обстановки.Высокие проявления ловкости есть результат совер­шенствования координационных способностей на базе раз­вития быстроты, силы, выносливости. Координационные способности позволяют выполнять физические упражнения с большей точностью по амплитуде, направлению, темпу, развиваемым усилиям и другим характеристикам. В.Н.Платонов (1997), выделяет следующие относи­тельно самостоятельные виды координационных способно­стей.1. Способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений;2Способность к сохранению устойчивости позы (равновесию);3. Чувство ритма;4. Способность к ориентированию в пространстве;5. Способность к произвольному расслаблению мышц;6. Координированность движений.Способность к оценке динамических и простран­ственно-временных параметров движений:1. Обуславливается точностью двигательных ощущений и восприятиями, которые дополняются слуховыми и зрительными.2. Подбор тренировочных средств в связи с повышенны­ми требованиями к деятельности анализаторов отно­сительно точности пространственных, временных и динамических параметров движений. Способность к сохранению устойчивой позы (равновесию):1. Проявляется в статических и динамических условиях.2. Обуславливается совокупной мобилизацией возможно­стей зрительной, слуховой, вестибулярной и др. систем. Основы методики - Овладение новыми упражнениями - Рациональное применение адекватных средств и методов с учетом их влияния на ведущие факторы, от которых зависит проявление определенной разновидности координационных способностей 1.Компоненты на­грузки по разви­тию координаци­онных способно­стей: сложность движений: интенсивность работы + продолжительность отдельного упраж­нения+ количество повторений конкретного упражнения + продолжительность и характер пауз.2. Сложность дви­жений: простые упражнения + сложные двигательные действия,+ очень сложные,которые требуют пол­ной мобилизации координационных способностей.3. Интенсивность работы: невысокая интенсивность на начальных этапах с постепенным возрастанием по мере повышения функциональных воз­можностей.4. Продолжительность отдельного упраж­нения: продолжительность непрерывной ра­боты от 10 до 200 секунд 5. Количество по­вторений кон­кретного упраж­нения: при кратковременной работе (до 5 с) количество повторений от 6 до 10 - 12 раз+при продолжительных заданиях* коли­чество повторений уменьшается до 2-3 раз Продолжитель­ность и характер отдыха между уп­ражнениями: паузы продолжительные от 1 до 3 ми­нут, обеспечивающие восстановление работоспособности и психологическую настройку на эффективное выполнение+ по характеру отдых между упражне­ниями активный, пассивный и комби­нированный. Возрастная динамика естественного развития координационных способностей:1. Высокие темпы ес­тественного при­роста приходятся на младший школьный возраст. 2. В подростковом возрасте коорди­национные воз­можности сущест­венно ухудшаются. 3. В юношеском воз­расте улучшаются, а в Дальнейшем стабилизируются. С 40-50 лет начи­нают ухудшаться. Особенности методики воспитания ловкости у школьников. В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект.Школьники младшего возраста очень легко схваты­вают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается спо­собность поддерживать равновесие тела, усиленно развива­ется точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений).В средних и старших классах в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество. Главное требование, которое должен соблюдать учи­тель физкультуры при развитии точности движений, - это предельно четкое и правильное воспроизведение заданных параметров движений по амплитуде, направлению, траектории,длительности, темпу и другим характеристикам. В управлении на точность (А.А Гужаловский, 1998) следует столько раз повторять движения или заданное положение, сколько необходимо, чтобы все ученики класса правильно выполнили задание. Методика воспитания ловкости заключается в овладе­нии новыми упражнениями. Основная задача совершенствования ловкости закл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: