Франц Реймонд 17 страница

Упо­ми­на­ние Гил­ли­са о кни­ге От­кро­ве­ние, ве­ро­ят­но, свя­за­но с тем, что с 1942 го­да в ли­те­ра­ту­ре Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни Ли­га На­ций и впо­след­ст­вии Ор­га­ни­за­ция объ­е­ди­нен­ных на­ций бы­ли на­зва­ны баг­ря­ным зве­рем, на ко­то­рых си­дит ве­ли­кая блуд­ни­ца Ва­ви­лон ве­ли­кий (см. От­кро­ве­ние 17:3—6). В кни­ге Об­ще­ст­ва го­во­рит­ся: «ООН — это бо­го­хуль­ная под­ме­на Мес­си­ан­ско­го Цар­ст­ва Бо­га во гла­ве с его Кня­зем ми­ра, Ии­су­сом Хри­стом»22.

Та­ким об­ра­зом, склад ума, про­яв­ляв­ший се­бя во вре­мя со­бы­тий, опи­сан­ных в этой гла­ве, ос­тал­ся. Ес­ли учи­ты­вать по­зи­цию ор­га­ни­за­ции в Ма­ла­ви и преж­ние вы­ска­зы­ва­ния в от­но­ше­нии аль­тер­на­тив­ной служ­бы, то со­труд­ни­че­ст­во Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни с тем, кто по ее уче­нию яв­ля­ет­ся «бо­го­хуль­ной под­ме­ной Мес­си­ан­ско­го Цар­ст­ва Бо­га», вы­да­ет до­воль­но из­би­ра­тель­ный под­ход к хри­сти­ан­ской не­по­роч­но­сти и че­ст­но­сти.

ПРЕД­СКА­ЗА­НИЯ И СА­МО­НА­ДЕ­ЯН­НОСТЬ

«Ес­ли про­рок ска­жет име­нем Гос­по­да, но сло­во то не сбу­дет­ся и не ис­пол­нит­ся, то не Гос­подь го­во­рил сие сло­во, но го­во­рил сие про­рок

по дер­зо­сти [са­мо­на­де­ян­но­сти, НМ] сво­ей, — не бой­ся его»

(Вто­ро­за­ко­ние 18:22).

ЧТО ка­са­ет­ся от­но­ше­ния к обе­щан­но­му воз­вра­ще­нию Хри­ста, то, ко­неч­но, луч­ше пре­бы­вать в ра­до­ст­ном ожи­да­нии, не­же­ли в апа­тии. Пер­вые хри­стиа­не оп­ре­де­лен­но не бы­ли рав­но­душ­ны­ми к это­му со­бы­тию, ко­то­ро­го очень жда­ли.

Не­сколь­ко лет на­зад я смот­рел те­ле­пе­ре­да­чу, где пред­ста­ви­тель ка­над­ско­го фи­лиа­ла Сви­де­те­лей Ие­го­вы Уол­тер Грэм от­ве­чал на во­про­сы о не­под­твер­див­ших­ся пред­ска­за­ни­ях о воз­вра­ще­нии Хри­ста. Он ска­зал, что ес­ли Сви­де­те­лей Ие­го­вы и мож­но в чем-ни­будь об­ви­нить, то толь­ко «в не­тер­пе­нии уви­деть, как Бо­жье имя бу­дет оп­рав­да­но и его Цар­ст­во бу­дет пра­вить зем­лей».

Мно­гие, как мне ка­жет­ся, со­гла­сят­ся, что че­ло­ве­ку свой­ст­вен­но оши­бать­ся, го­во­ря под влия­ни­ем мо­мен­та, до­пус­кать, что­бы на­де­ж­ды или силь­ное же­ла­ние ото­дви­ну­ли в сто­ро­ну ра­зум­ные до­во­ды и по­это­му при­ве­ли к по­спеш­ным вы­во­дам. Все мы в сво­ей жиз­ни так по­сту­па­ли. И, ко­неч­но, ес­ли бы этим все и за­кон­чи­лось, ни­кто бы осо­бо не бес­по­ко­ил­ся.

Од­на­ко лич­но мне не ка­жет­ся, что этим все и кон­ча­ет­ся. Во­про­сы здесь глуб­же, фак­то­ры го­раз­до зна­чи­тель­нее, не­же­ли обыч­ная, слу­чай­ная ошиб­ка, ко­то­рые все мы под­час со­вер­ша­ем. Я го­во­рю об этом осо­бен­но вви­ду то­го, что пред­ска­за­ния, о ко­то­рых пой­дет речь, по­влия­ли на са­мые важ­ные жиз­нен­ные ин­те­ре­сы лю­дей.

Не сле­ду­ет лег­ко от­но­сить­ся к то­му, что Ру­ко­во­дя­щий со­вет рас­смат­ри­ва­ет Сви­де­те­лей Ие­го­вы (по край­ней ме­ре, тех, кто вхо­дит в «класс по­ма­зан­ных», к ко­то­ро­му при­над­ле­жат все чле­ны Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та) как «про­ро­ков», на ко­то­рых Бог воз­ло­жил эту ог­ром­ную от­вет­ст­вен­ность.

В жур­на­ле «Сто­ро­же­вая баш­ня» за 1 ап­ре­ля 1972 го­да на с. 197 бы­ла опуб­ли­ко­ва­на ста­тья под за­го­лов­ком «Уз­на­ют, что сре­ди них был про­рок». В ней под­ни­мал­ся во­прос о том, есть ли в на­стоя­щее вре­мя у Бо­га Ие­го­вы про­рок, ко­то­рый по­мо­гал бы лю­дям, «пре­ду­пре­ж­дая их об опас­но­стях и про­воз­гла­шая бу­ду­щее». От­вет да­вал­ся по­ло­жи­тель­ный: да, ис­то­рия по­ка­зы­ва­ла, что та­кой про­рок су­ще­ст­ву­ет.

КАК ОП­РЕ­ДЕ­ЛИТЬ «ПРО­РО­КА»

На эти во­про­сы мож­но от­ве­тить ут­вер­ди­тель­но. Кто же этот про­рок?

______________

Од­на­ко, Ие­го­ва не ос­та­вил лю­дей в хри­сти­ан­ском ми­ре, ко­то­рых обу­ча­ло ду­хо­вен­ст­во, без пре­ду­пре­ж­де­ния, что Ли­га [На­ций, пред­ше­ст­вен­ни­ца Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нен­ных На­ций] пред­став­ля­ла со­бой фаль­ши­вую под­дел­ку под на­стоя­щее Цар­ст­во Бо­га. У не­го был «про­рок», ко­то­рый бы мог пре­ду­пре­дить лю­дей. Этот «про­рок» не был од­ним че­ло­ве­ком, а был не­боль­шой груп­пой, со­сто­яв­шей из муж­чин и жен­щин, иду­щих по сто­пам Ии­су­са Хри­ста, из­вест­ных в то вре­мя как Ме­ж­ду­на­род­ные ис­сле­до­ва­те­ли Биб­лии. Се­го­дня их зна­ют как хри­сти­ан­ских Сви­де­те­лей Ие­го­вы. Они все еще про­воз­гла­ша­ют пре­ду­пре­ж­де­ние, и к ним при­сое­ди­ни­лись и по­мо­га­ют в по­ру­чен­ной им ра­бо­те ты­ся­чи тех лю­дей, ко­то­рые с ве­рой при­слу­ша­лись к их вес­ти.

Ко­неч­но, лег­ко го­во­рить, что эта груп­па дей­ст­ву­ет как Бо­жий «про­рок». Дру­гое де­ло это до­ка­зать. Един­ст­вен­ный спо­соб это сде­лать — про­смот­реть ис­то­рию. Что же она по­ка­зы­ва­ет?

Срав­ни­тель­но не­дав­но, в «Сто­ро­же­вой баш­не» за 1 мая 1997 го­да, на стра­ни­це 8 го­во­ри­лось:

Ие­го­ва Бог — тот, кто луч­ше всех зна­ет сво­их на­стоя­щих вест­ни­ков. Он вы­яв­ля­ет их, де­лая так, что вес­ти, ко­то­рые он че­рез них по­сы­ла­ет, сбы­ва­ют­ся. Ие­го­ва — так­же Ве­ли­кий Ра­зо­бла­чи­тель лож­ных вест­ни­ков. Как он их ра­зо­бла­ча­ет? Он де­ла­ет тщет­ны­ми их зна­ме­ния и пред­ска­за­ния. Так он по­ка­зы­ва­ет, что они пред­ска­за­те­ли-са­мо­зван­цы, вес­ти ко­то­рых в дей­ст­ви­тель­но­сти ис­хо­дят из их соб­ст­вен­ных лжи­вых рас­су­ж­де­ний, глу­по­го, плот­ско­го мыш­ле­ния!

В пер­вом от­рыв­ке из «Сто­ро­же­вой баш­ни» ут­вер­жда­ет­ся, что до­ка­за­тель­ст­во про­ро­че­ской ро­ли со­вре­мен­ных Сви­де­те­лей Ие­го­вы (всех по­ма­зан­ных) мож­но най­ти в «ис­то­рии». Во вто­ром по­ка­зы­ва­ет­ся, что Ие­го­ва да­ет оп­ре­де­лить сво­их на­стоя­щих вест­ни­ков, де­лая так, что их вес­ти «сбы­ва­ют­ся», в то же вре­мя лож­ных вест­ни­ков Бог ра­зо­бла­ча­ет, «де­лая тщет­ны­ми их зна­ме­ния и пред­ска­за­ния». Ес­ли поль­зо­вать­ся эти­ми стан­дар­та­ми, что мы уви­дим?

«Ис­то­рию» дей­ст­ви­тель­но сто­ит про­смот­реть. Да­же в штаб-квар­ти­ре при­зна­ют, что в пред­ска­за­ни­ях бы­ли ошиб­ки. Од­на­ж­ды ут­ром в 1980 го­ду, про­во­дя еже­днев­ное об­су­ж­де­ние тек­ста в Ве­филь­ском до­ме в Брук­ли­не, пре­зи­дент Об­ще­ст­ва Фред Френц по­де­лил­ся с чле­на­ми глав­но­го управ­ле­ния вос­по­ми­на­ния­ми о сво­их ожи­да­ни­ях в 1925 го­ду, с ко­то­ро­го, со­глас­но пред­ска­за­ни­ям, долж­но бы­ло на­чать­ся ты­ся­че­лет­нее прав­ле­ние Хри­ста над зем­лей. Он про­ци­ти­ро­вал сло­ва су­дьи Ру­тер­фор­да, ко­то­рый по­сле это­го ска­зал о соб­ст­вен­ных пред­ска­за­ни­ях: «Я знаю, что вы­ста­вил се­бя су­щим ос­лом»1.

Од­на­ко ор­га­ни­за­ция от­но­сит­ся к этим ошиб­кам, как к сви­де­тель­ст­ву о че­ло­ве­че­ском не­со­вер­шен­ст­ве, а так­же о силь­ном же­ла­нии и не­тер­пе­ли­вом ожи­да­нии уви­деть ис­пол­не­ние Божь­их обе­ща­ний. Мне ка­жет­ся, «ис­то­рия» по­ка­зы­ва­ет, что за всем этим сто­ит не­что боль­шее. Од­но де­ло, ес­ли че­ло­век вы­ста­вил се­бя «ос­лом» про­сто из же­ла­ния уви­деть осу­ще­ст­в­ле­ние на­де­ж­ды. Дру­гое де­ло, ес­ли он при­зы­ва­ет дру­гих раз­де­лить свои взгля­ды, осу­ж­дая их, ко­гда они это­го не де­ла­ют, да­же ста­вя под со­мне­ние их ве­ру или об­ви­няя их в лож­но­сти мо­ти­вов, ес­ли они не смот­рят на во­прос его гла­за­ми.

Это ста­но­вит­ся еще серь­ез­нее, ес­ли так по­сту­па­ет ор­га­ни­за­ция, про­воз­гла­шаю­щая, что ее ус­та­ми го­во­рит Бог, — и де­ла­ет это не в те­че­ние не­сколь­ких дней или ме­ся­цев, а го­да­ми, де­ся­ти­ле­тия­ми по­сто­ян­но, в ми­ро­вом мас­шта­бе. От­вет­ст­вен­ность за ре­зуль­та­ты та­ких дей­ст­вий нель­зя стрях­нуть с плеч, про­сто ска­зав: «Что ж, все мы не­со­вер­шен­ны».

Да, все не­со­вер­шен­ны, но на ка­ж­дом из нас ле­жит от­вет­ст­вен­ность за то, что мы де­ла­ем. Осо­бен­но, ес­ли на­ши дей­ст­вия ко­рен­ным об­ра­зом влия­ют на та­кое важ­ное и лич­ное де­ло, как от­но­ше­ния лю­дей с Бо­гом.

Сто­ит так­же серь­ез­но от­но­сить­ся и к то­му фак­ту, что груп­па лю­дей, чьи мне­ния о пред­ска­за­нии в от­но­ше­нии оп­ре­де­лен­ной да­ты от­ли­ча­ют­ся у раз­ных лю­дей, соз­да­ет у сво­их по­сле­до­ва­те­лей впе­чат­ле­ние еди­но­душ­ной уве­рен­но­сти и при­зы­ва­ет их без ко­ле­ба­ний до­ве­рить­ся дан­но­му пред­ска­за­нию.

Я ду­маю, на­до от­дать долж­ное мо­ему пре­бы­ва­нию в Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те еще и по­то­му, что оно по­мог­ло мне уяс­нить дей­ст­ви­тель­ную сущ­ность этих во­про­сов. Во вре­мя пер­вых два­дца­ти лет ак­тив­но­го об­ще­ния со Сви­де­те­ля­ми Ие­го­вы у ме­ня бы­ли са­мые смут­ные пред­став­ле­ния о не­со­сто­яв­ших­ся пред­ска­за­ни­ях про­шло­го, и я про­сто не при­да­вал им боль­шо­го зна­че­ния. Ли­те­ра­ту­ра, на­па­дав­шая на на­ши уче­ния по это­му по­во­ду, ме­ня не ин­те­ре­со­ва­ла. С 1950 го­да не­ко­то­рые пуб­ли­ка­ции Об­ще­ст­ва, в ча­ст­но­сти, «Сви­де­те­ли Ие­го­вы в за­мыс­ле Бо­га» (ис­то­рия ор­га­ни­за­ции) и из­дан­ная на сред­ст­ва ор­га­ни­за­ции кни­га «Ве­ра на мар­ше», на­ча­ли упо­ми­нать эти ошиб­ки, но та­ким об­ра­зом, что они, ка­за­лось, не име­ли зна­чи­тель­ных по­след­ст­вий. Так смот­рел на них и я.

Толь­ко в кон­це 1970-х го­дов я вы­яс­нил, как да­ле­ко за­шло это де­ло. То­гда я уз­нал об этом не из так на­зы­вае­мой «ли­те­ра­ту­ры про­тив­ни­ков», а из пуб­ли­ка­ций са­мо­го Об­ще­ст­ва и от ак­тив­ных, ува­жае­мых чле­нов ор­га­ни­за­ции, вклю­чая чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та Сви­де­те­лей Ие­го­вы.

Ты­ся­ча де­вять­сот че­тыр­на­дца­тый год яв­ля­ет­ся по­во­рот­ным пунк­том, на ко­то­ром ос­но­ва­на зна­чи­тель­ная часть струк­ту­ры уче­ния и вла­сти Сви­де­те­лей Ие­го­вы. Се­го­дня Сви­де­те­ли Ие­го­вы при­дер­жи­ва­ют­ся сле­дую­щих взгля­дов, свя­зан­ных с этой да­той:

В 1914 го­ду Ии­сус Хри­стос стал «при­сут­ст­во­вать» не­ви­ди­мо для че­ло­ве­че­ских глаз, и на­чал­ся пе­ри­од су­да для всех лю­дей, ко­то­рые ут­вер­жда­ют, что яв­ля­ют­ся его по­сле­до­ва­те­ля­ми, а так­же для ми­ра.

В 1914 го­ду Ии­сус Хри­стос на­чал ак­тив­но пра­вить всем ми­ром, его Цар­ст­во офи­ци­аль­но при­ня­ло власть.

1914 год от­ме­ча­ет на­ча­ло «по­след­них дней», «вре­ме­ни кон­ца», пред­ска­зан­но­го биб­лей­ски­ми про­ро­че­ст­ва­ми.

Спус­тя 3,5 го­да по­сле 1914 го­да (в 1918 г.) на­ста­ло вре­мя вос­кре­ше­нии хри­сти­ан, спя­щих в смер­ти, на­чи­ная с апо­сто­лов.

При­бли­зи­тель­но в это же вре­мя (в 1918 г.) жив­шие то­гда ис­тин­ные по­сле­до­ва­те­ли Хри­ста по­па­ли в ду­хов­ное раб­ст­во Ва­ви­ло­на Ве­ли­ко­го, из ко­то­ро­го бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны в сле­дую­щем 1919 го­ду, ко­гда Хри­стос Ии­сус при­знал их всех вме­сте «вер­ным и бла­го­ра­зум­ным ра­бом», по­ста­вил их для то­го, что­бы они вы­пол­ня­ли его де­ло и за­бо­ти­лись о его ин­те­ре­сах на зем­ле, на­зна­чил их един­ст­вен­ным ка­на­лом для со­об­ще­ния сво­его ру­ко­во­дства и про­све­ще­ния сво­их слу­жи­те­лей по всей зем­ле.

С это­го вре­ме­ни про­дол­жа­ет­ся ра­бо­та по­след­ней «жат­вы», в ре­зуль­та­те че­го лю­ди бу­дут спа­се­ны или унич­то­же­ны.

Ос­лаб­ле­ние убе­ж­де­ния и зна­чи­тель­но­сти да­ты 1914 го­да оз­на­ча­ло бы ос­лаб­ле­ние всех ве­ро­учи­тель­ных по­ло­же­ний (при­ве­ден­ных вы­ше), ко­то­рые на ней ос­но­ва­ны. Оно так­же ос­ла­би­ло за­яв­ле­ние об осо­бом ав­то­ри­те­те тех, кто дей­ст­во­вал в ка­че­ст­ве офи­ци­аль­ной груп­пы, вы­сту­пав­шей от ли­ца клас­са «вер­но­го и бла­го­ра­зум­но­го ра­ба».

Ес­ли же во­об­ще от­верг­нуть важ­ность этой да­ты, рух­нет вся струк­ту­ра уче­ния и вла­сти, ос­но­ван­ная на ней. Вот на­сколь­ко ве­ли­ка ее зна­чи­мость.

Но ма­ло кто из Сви­де­те­лей зна­ет, что в те­че­ние поч­ти по­ло­ви­ны сто­ле­тия — с 1879 до кон­ца 1920-х го­дов — про­ро­че­ст­ва о да­тах и сро­ках, пуб­ли­ко­вав­шие­ся в «Сто­ро­же­вой баш­не» и смеж­ных из­да­ни­ях, бы­ли по сво­ей су­ти про­ти­во­по­лож­ны при­ве­ден­ным убе­ж­де­ни­ям. Я сам не осоз­на­вал это­го в те­че­ние про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни. За­тем я уз­нал, что поч­ти пять­де­сят лет «ка­нал» «Сто­ро­же­вой баш­ни» при­пи­сы­вал со­вер­шен­но иные сро­ки ка­ж­до­му со­бы­тию из толь­ко что пе­ре­чис­лен­ных, и что но­вые да­ты для вы­пол­не­ния про­ро­честв бы­ли на­зна­че­ны толь­ко по­то­му, что пер­во­на­чаль­ные ожи­да­ния, свя­зан­ные с 1914 го­дом, не оп­рав­да­лись.

Как го­во­ри­лось в од­ной из пре­ды­ду­щих глав, те ис­сле­до­ва­ния, ко­то­ры­ми я за­ни­мал­ся в свя­зи с кни­гой «По­мощь для по­ни­ма­нии Биб­лии», по­мог­ли мне по­нять, что ут­вер­жде­ние о том, что го­дом раз­ру­ше­ния Ие­ру­са­ли­ма Ва­ви­ло­ном был 607 год до н. э. про­ти­во­ре­чит всем из­вест­ным ис­то­ри­че­ским сви­де­тель­ст­вам. Тем не ме­нее, не­смот­ря на сви­де­тель­ст­ва, я про­дол­жал до­ве­рять этой да­те и ду­мать, что она ос­но­ва­на на Пи­са­нии. Без нее воз­ни­ка­ли бы со­мне­ния в да­те 1914 го­да. Я при­дер­жи­вал­ся мне­ния о том, что ис­то­ри­че­ские сви­де­тель­ст­ва, воз­мож­но, со­дер­жа­ли по­греш­но­сти, и до­ка­зы­вал это в кни­ге «По­мощь для по­ни­ма­нии Биб­лии».

За­тем, в 1977 го­ду один из Сви­де­те­лей Ие­го­вы из Шве­ции по име­ни Карл Олоф Йон­сон при­слал в брук­лин­скую штаб-квар­ти­ру объ­ем­ный ма­те­ри­ал с ре­зуль­та­та­ми ис­сле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го им в свя­зи с биб­лей­ской хро­но­ло­ги­ей и хро­но­ло­ги­че­ски­ми пред­по­ло­же­ния­ми. Йон­сон яв­лял­ся ста­рей­ши­ной и ак­тив­но со­труд­ни­чал со Сви­де­те­ля­ми Ие­го­вы в те­че­ние два­дца­ти лет.

Имея соб­ст­вен­ный опыт изу­че­ния хро­но­ло­гии, я был по­ра­жен, как глу­бо­ко он за­шел в сво­их ис­сле­до­ва­ни­ях, а так­же на­сколь­ко пол­ным и проч­но ос­но­ван­ным на фак­тах был его ма­те­ри­ал. В ос­нов­ном он хо­тел при­влечь вни­ма­ние Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та к сла­бым мес­там хро­но­ло­ги­че­ских убе­ж­де­ний Об­ще­ст­ва, ука­зы­вав­ших на 1914 год как на ко­нец «вре­мен языч­ни­ков», о ко­то­ром Ии­сус го­во­рил в Лу­ки 21:24 (в Пе­ре­во­де но­во­го ми­ра «вре­ме­на языч­ни­ков» на­зы­ва­ют­ся «вре­ме­на­ми, на­зна­чен­ны­ми на­ро­дам»).

Мож­но ко­рот­ко по­яс­нить, от­ку­да взя­лась да­та 1914 го­да.

В Да­нии­ла 4 есть вы­ра­же­ние «семь вре­мен», ко­то­рые от­но­сят­ся здесь к ва­ви­лон­ско­му ца­рю На­ву­хо­до­но­со­ру и опи­сы­ва­ют семь вре­мен бе­зу­мия, ко­то­рые то­му пред­стоя­ло пе­ре­жить2. Об­ще­ст­во учит, что эти «семь вре­мен» пред­ска­зы­ва­ют не­что боль­шее, а имен­но: пе­ри­од вре­ме­ни от раз­ру­ше­ния Ие­ру­са­ли­ма (ко­то­рое Об­ще­ст­во от­но­сит к 607 го­ду до н. э.) до кон­ца «вре­мен языч­ни­ков», при этом «вре­ме­на языч­ни­ков» счи­та­ют­ся вре­ме­нем, ко­гда язы­че­ским на­ро­дам при­над­ле­жит «не­пре­рыв­ное» гос­под­ство над зем­лей.

«Семь вре­мен» тол­ку­ют­ся как семь лет по 360 дней. Семь, ум­но­жен­ное на 360, да­ет 2520 дней. Од­на­ко упо­ми­на­ют­ся дру­гие про­ро­че­ст­ва, где ис­поль­зу­ет­ся вы­ра­же­ние «день за год»3. При ис­поль­зо­ва­нии этой фор­му­лы 2520 дней пре­вра­ща­ют­ся в 2520 лет — от 607 го­да до н. э. до 1914 н. э.

Как го­во­ри­лось ра­нее, со­вре­мен­ные уче­ния Об­ще­ст­ва о на­ча­ле прав­ле­ния Цар­ст­ва Хри­ста, о «по­след­них днях», о на­ча­ле вос­кре­ше­ния и дру­гие свя­за­ны с эти­ми вы­чис­ле­ния­ми. Не­мно­гие Сви­де­те­ли мо­гут объ­яс­нить это до­воль­но тон­кое при­ме­не­ние Пи­са­ния и ком­би­на­ции ис­поль­зуе­мых тек­стов, но они при­ни­ма­ют ко­неч­ный ре­зуль­тат это­го ло­ги­че­ско­го про­цес­са и вы­чис­ле­ний.

Боль­шин­ст­во Сви­де­те­лей Ие­го­вы на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тий ве­ри­ло, что это объ­яс­не­ние, ука­зы­ваю­щее на 1914 год, яв­ля­ет­ся бо­лее или ме­нее уни­каль­ным для их ор­га­ни­за­ции, что пер­во­на­чаль­но оно бы­ло опуб­ли­ко­ва­но пер­вым пре­зи­ден­том Об­ще­ст­ва Пас­то­ром Рас­се­лом. На внут­рен­ней сто­ро­не об­лож­ки из­дан­ной Об­ще­ст­вом кни­ги «Сви­де­те­ли Ие­го­вы в за­мыс­ле Бо­га», со­дер­жат­ся сле­дую­щие ут­вер­жде­ния:

1870 год — Чарлз Тейз Рас­сел с не­боль­шой груп­пой со­труд­ни­ков на­чи­на­ет ис­сле­до­ва­ние Биб­лии.

1877 год — Опуб­ли­ко­ва­на кни­га «Три ми­ра» [Three Worlds], ука­зы­ваю­щая на 1914 год как на ко­нец «вре­мен языч­ни­ков».

Из этих ут­вер­жде­ний и из са­мой кни­ги скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что кни­га «Три ми­ра» (на из­да­ние ко­то­рой Рас­сел толь­ко пред­ло­жил день­ги) бы­ла пер­вым из­да­ни­ем, со­дер­жа­щим взгля­ды о 1914 го­де.

Я имен­но так и ду­мал до тех пор, по­ка в штаб-квар­ти­ру не при­шел ма­те­ри­ал от швед­ско­го ста­рей­ши­ны. То­гда я осоз­нал, ка­кое мно­же­ст­во фак­тов бы­ло про­сто про­иг­но­ри­ро­ва­но или скры­то в ли­те­ра­ту­ре Об­ще­ст­ва.

Сна­ча­ла Йон­сон про­сле­дил дол­гую ис­то­рию рас­су­ж­де­ний о хро­но­ло­гии. Он ука­зал, что прак­ти­ку не­пре­мен­но­го при­ме­не­ния фор­му­лы «день за год» к раз­лич­ным про­ме­жут­кам вре­ме­ни из Биб­лии вне­дри­ли ев­рей­ские рав­ви­ны в пер­вом сто­ле­тии н. э. В XIX ве­ке «ряд ев­рей­ских рав­ви­нов» на­чал про­во­дить вы­чис­ле­ния и де­лать пред­ска­за­ния при по­мо­щи этой фор­му­лы в свя­зи с про­ме­жут­ка­ми вре­ме­ни в 1290, 1335 и 2300 дней, встре­чаю­щи­ми­ся в про­ро­че­ст­вах Да­нии­ла, в ка­ж­дом слу­чае при­ме­няя свои ре­зуль­та­ты ко вре­ме­ни по­яв­ле­ния Мес­сии4.

Сре­ди хри­сти­ан эта прак­ти­ка впер­вые про­яв­ля­ет­ся в две­на­дца­том сто­ле­тии, на­чи­ная с рим­ско-ка­то­ли­че­ско­го аб­ба­та Ио­а­хи­ма Флор­ско­го. Те­перь не толь­ко про­ме­жут­ки вре­ме­ни из про­ро­честв Да­нии­ла, но и 1260 дней, упо­мя­ну­тые в От­кро­ве­нии 11:3; 12:6, ис­тол­ко­вы­ва­лись при по­мо­щи ме­то­да «день за год». Вре­мя шло, и раз­ные тол­ко­ва­те­ли ус­та­но­ви­ли при­ме­ча­тель­ную по­сле­до­ва­тель­ность дат, пред­ска­за­ния их упо­ми­на­ли 1260-й, за­тем 1364-й го­ды и бо­лее позд­ние да­ты в ше­ст­на­дца­том сто­ле­тии. Ре­гу­ляр­но про­из­во­ди­лись из­ме­не­ния и тре­бо­ва­лись все но­вые тол­ко­ва­ния, по­сколь­ку од­на за дру­гой да­ты, в кон­це кон­цов, на­сту­па­ли и про­хо­ди­ли, а пред­ска­зан­ное со­бы­тие все не сбы­ва­лись.

В 1796 го­ду Джордж Белл в лон­дон­ском жур­на­ле на­про­ро­чил па­де­ние «ан­ти­хри­ста» (ко­то­рым, по его мне­нию, яв­лял­ся Па­па Рим­ский) «в 1797 или в 1813 го­ду». Его пред­ска­за­ние бы­ло ос­но­ва­но на тол­ко­ва­нии 1260 дней, но на­ча­ло от­сче­та у Бел­ла бы­ло не та­ким, как у дру­гих (од­ни на­чи­на­ли от­счет от ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, дру­гие — от па­де­ния Ие­ру­са­ли­ма, тре­тьи — от на­ча­ла ка­то­ли­че­ской церк­ви). Его пред­ска­за­ние бы­ло сде­ла­но во вре­мя фран­цуз­ской ре­во­лю­ции. Не­ко­то­рое вре­мя спус­тя про­изош­ло не­ве­ро­ят­ное — Па­па был взят к плен фран­цуз­ски­ми вой­ска­ми и был вы­ну­ж­ден от­пра­вить­ся в из­гна­ние.

Мно­гие вос­при­ня­ли это как по­тря­саю­щее вы­пол­не­ние биб­лей­ско­го про­ро­че­ст­ва, и 1798 год счи­тал­ся кон­цом пред­ска­зан­ных 1260 дней. Из это­го воз­ник­ло мне­ние, что сле­дую­щий, 1799 год ста­нет на­ча­лом «по­след­них дней».

Даль­ней­шие вол­не­ния в Ев­ро­пе по­ро­ди­ли всплеск но­вых пред­ска­за­ний. Сре­ди пред­ска­за­те­лей был анг­ли­ча­нин по име­ни Джон Аки­ла Бра­ун. В на­ча­ле 1800-х го­дов он на­пе­ча­тал объ­яс­не­ние 2300 дней из Да­нии­ла, гла­вы 12, до­ка­зы­вая, что они за­кон­чат­ся в 1844 го­ду. Это тол­ко­ва­ние бы­ло при­ня­то пио­не­ром дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия в Аме­ри­ке Уиль­я­мом Мил­ле­ром.

По­смот­рим, ка­кую роль это вы­чис­ле­ния сыг­ра­ли в даль­ней­шей ис­то­рии Сви­де­те­лей Ие­го­вы.

Джон Аки­ла Бра­ун со­ста­вил еще од­но объ­яс­не­ние, ко­то­рое са­мым тес­ным об­ра­зом бы­ло свя­за­но с 1914 го­дом в том по­ни­ма­нии, в ка­ком он фи­гу­ри­ру­ет в уче­ни­ях Сви­де­те­лей Ие­го­вы. Как же это про­изош­ло?

Со­глас­но ма­те­риа­лам, пред­став­лен­ным Кар­лом Оло­фом Йон­со­ном, есть ос­но­ва­ние счи­тать, что на са­мом де­ле Бра­ун был пер­вым, ис­тол­ко­вав­шим «семь вре­мен» из Да­нии­ла, гла­вы 4 та­ким об­ра­зом, что в ре­зуль­та­те при­ме­не­ния фор­му­лы «год за день» поя­ви­лись 2520 лет.

Впер­вые Бра­ун опуб­ли­ко­вал свою ин­тер­пре­та­цию в 1823 го­ду, и его ме­тод об­ра­тил «семь вре­мен» в 2520 лет точ­но та­ким же об­ра­зом, как это де­ла­ет­ся се­го­дня в ли­те­ра­ту­ре Об­ще­ст­ва «Сто­ро­же­вой баш­ни».

Это про­изош­ло за 29 лет до ро­ж­де­ния Чар­лза Тей­за Рас­се­ла, за 47 лет до то­го, как он ос­но­вал груп­пу Ис­сле­до­ва­те­лей Биб­лии, и бо­лее чем за 50 лет до то­го, как поя­ви­лась кни­га «Три ми­ра».

Я ни­че­го не знал об этом, по­ка не про­чи­тал ма­те­ри­ал, при­слан­ный в Об­ще­ст­во из Шве­ции. В пуб­ли­ка­ци­ях Об­ще­ст­ва не со­об­ща­лось о по­доб­ных фак­тах. Джон Аки­ла Бра­ун не упо­ми­нал­ся во­все. Карл Олоф Йон­сон в кон­це кон­цов опуб­ли­ко­вал свой ма­те­ри­ал в 1983 го­ду. Че­рез 10 лет по­сле вы­хо­да кни­ги Йон­со­на, Об­ще­ст­во Сто­ро­же­вой баш­ни впер­вые при­зна­ло, что срок в 2520 лет был впер­вые пред­ло­жен Джо­ном Аки­лой Брау­ном в 1823 го­ду — за 50 лет до по­яв­ле­ния на сце­не Рас­се­ла5.

Од­на­ко, Джон Аки­ла Бра­ун на­чал от­счет 2520 дней с 604 го­да до н. э., и по­это­му по его рас­че­там они за­кан­чи­ва­лись в 1917 го­ду н. э. Он пред­ска­зал, что то­гда «пол­ная сла­ва цар­ст­ва Из­раи­ля най­дет свое со­вер­шен­ст­во».

От­ку­да же то­гда воз­ник­ла та­кая зна­чи­мость 1914 го­да?

По­сле то­го, как про­ро­че­ст­во о 1844 го­де не ис­пол­ни­лось, про­изо­шел рас­кол раз­лич­ных групп дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия, боль­шин­ст­во из ко­то­рых ус­та­но­ви­ло но­вые да­ты воз­вра­ще­ния Хри­ста. Од­на из них сфор­ми­ро­ва­лась во­круг Н. X. Бар­бэ­ра из го­ро­да Но­че­стер (штат Нью-Йорк).

Бар­бэр изу­чил ра­бо­ты Джо­на Аки­лы Брау­на, при­нял боль­шин­ст­во его тол­ко­ва­ний, но из­ме­нил на­ча­ло от­сче­та 2520 дней на 606 год до н. э., по­лу­чив в ре­зуль­та­те 1914 год (на са­мом де­ле он ошиб­ся в рас­че­тах, так как до­ба­вил толь­ко 2519 лет).

Для при­вер­жен­цев дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия Бар­бэр из­да­вал жур­нал, сна­ча­ла на­зы­вав­ший­ся «Воз­глас в но­чи» [The Midnight Cry], а за­тем «Ут­рен­ний вест­ник» [Herald of The Morning]. Ни­же при­ве­де­на ко­пия за­глав­ной стра­ни­цы «Ут­рен­не­го вест­ни­ка» за июль 1878 го­да, за год до из­да­ния пер­во­го вы­пус­ка жур­на­ла «Сто­ро­же­вая баш­ня». Об­ра­ти­те вни­ма­ние на ут­вер­жде­ние в пра­вом ниж­нем уг­лу: «Вре­ме­на языч­ни­ков» за­кан­чи­ва­ют­ся в 1914 го­ду».

Эта ко­пия сде­ла­на с ма­те­риа­лов, хра­нив­ших­ся в брук­лин­ской штаб-квар­ти­ре, ко­то­рые, од­на­ко, не бы­ли пред­на­зна­че­ны для об­ще­го поль­зо­ва­ния. Су­ще­ст­во­ва­ние этих ма­те­риа­лов по­ка­зы­ва­ет, что кто-то из ра­бот­ни­ков штаб-квар­ти­ры дол­жен был знать, что «Сто­ро­же­вая баш­ня» со­вер­шен­но оче­вид­но бы­ла не пер­вым жур­на­лом, опуб­ли­ко­вав­шим и от­стаи­вав­шим свой взгляд на 1914 год как на ко­нец вре­мен языч­ни­ков. На са­мом де­ле это уче­ние бы­ло за­им­ст­во­ва­но из из­да­ний при­вер­жен­ца дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия Н. X. Бар­бэ­ра.

Мож­но так­же за­ме­тить, что в это вре­мя, в ию­ле 1878 го­да Ч. Т. Рас­сел стал по­мощ­ни­ком ре­дак­то­ра жур­на­ла дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия «Ут­рен­ний вест­ник». Рас­сел сам объ­яс­ня­ет, как он на­чал со­труд­ни­че­ст­во с Бар­бэ­ром и за­им­ст­во­вал его хро­но­ло­гию, мно­гое в ко­то­рой, вклю­чая тол­ко­ва­ние «се­ми вре­мен» из Да­нии­ла, гла­вы 4, в свою оче­редь, бы­ло за­им­ст­во­ва­но у Джо­на Аки­лы Брау­на. Объ­яс­не­ние Рас­се­ла на­пе­ча­та­но в вы­пус­ке «Сто­ро­же­вой баш­ни» за 15 ию­ля 1906 го­да.

При­бли­зи­тель­но в ян­ва­ре 1876 го­да мое вни­ма­ние бы­ло при­вле­че­но к во­про­су о про­ро­че­ском вре­ме­ни, по­сколь­ку оно свя­за­но с эти­ми уче­ния­ми и на­де­ж­да­ми. Это слу­чи­лось так: я по­лу­чил жур­нал «Ут­рен­ний вест­ник», ко­то­рый мне при­слал его ре­дак­тор Н. X. Бар­бэр. Я уже по об­лож­ке по­нял, что он свя­зан с ад­вен­ти­ст­ским дви­же­ни­ем, и с не­ко­то­рым лю­бо­пыт­ст­вом про­чел его, же­лая уз­нать, ка­кое же сле­дую­щее вре­мя кон­ца ми­ра он ука­зы­ва­ет. Но, по­су­ди­те са­ми, ка­ко­вы бы­ли мои удив­ле­ние и ра­дость, ко­гда я уз­нал, что ре­дак­тор на­чал по­ни­мать то, о чем уже не­сколь­ко лет ра­до­ва­лись на­ши серд­ца здесь, в Ал­лей­ге­ни, а имен­но, что наш Гос­подь вер­нет­ся не для то­го, что­бы раз­ру­шить, но для то­го, что­бы бла­го­сло­вить пле­ме­на зем­ли; что его при­ше­ст­вие бу­дет, как при­ход во­ра в но­чи, не во пло­ти, а в ви­де ду­хов­ной лич­но­сти, не­ви­ди­мой для лю­дей; что в кон­це это­го вре­ме­ни со­бе­рет­ся его цер­ковь, и от­де­ле­ние «пше­ни­цы» от «пле­вел» бу­дет про­ис­хо­дить без ве­до­ма ми­ра.

Я об­ра­до­вал­ся, уви­дев, что и дру­гие при­хо­дят к по­ни­ма­нию это­го, но был оше­лом­лен, най­дя очень ос­то­рож­ное ут­вер­жде­ние ре­дак­то­ра о том, что, по его мне­нию, про­ро­че­ст­ва ука­зы­ва­ют, что Гос­подь уже при­сут­ст­ву­ет в ми­ре (не­зри­мый и не­ви­ди­мый) и что вре­мя жат­вы пше­ни­цы уже при­шло — и что эта точ­ка зре­ния бы­ла под­твер­жде­на про­ро­че­ст­ва­ми о сро­ках, ко­то­рые, как он го­во­рил, не­сколь­ко ме­ся­цев на­зад не со­стоя­лись.

Поя­ви­лась но­вая мысль: мог­ло ли слу­чить­ся так, что про­ро­че­ст­ва о сро­ках, ко­то­рые я так дол­го пре­зи­рал из-за их не­вер­но­го ис­поль­зо­ва­ния ад­вен­ти­ста­ми, на са­мом де­ле оз­на­ча­ли, что Гос­подь бу­дет при­сут­ст­во­вать не­ви­ди­мо, что­бы ус­та­но­вить Свое Цар­ст­во, а это, как я ви­дел, ни­ка­ким дру­гим спо­со­бом уз­нать нель­зя. Пред­став­ля­лось по мень­шей ме­ре ра­зум­ным, очень ра­зум­ным, что Гос­подь со­об­щит об этом лю­дям — осо­бен­но по­то­му, что Он обе­щал, что вер­ные не ос­та­нут­ся в тем­но­те с этим ми­ром, что, хо­тя День Гос­по­день при­дет для всех дру­гих, как тать но­чью (без их ве­до­ма, не­яв­но), он не бу­дет та­ким для бодр­ст­вую­щих, трез­вя­щих­ся свя­тых (1 Фес. 5:4).

Я вспом­нил не­ко­то­рые ар­гу­мен­ты мое­го дру­га Джо­на­са Вен­дел­ла и дру­гих ад­вен­ти­стов, до­ка­зы­ваю­щих, что в 1873 го­ду мы ста­нем сви­де­те­ля­ми ги­бе­ли ми­ра — хро­но­ло­гию ми­ра, по­ка­зы­ваю­щую, что в 1873 го­ду за­кан­чи­ва­лись шесть ты­сяч лет от со­тво­ре­ния Ада­ма, — и дру­гие до­во­ды, взя­тые из Пи­са­ний, ко­то­рые, пред­по­ло­жи­тель­но, сов­па­да­ли. Мог­ло ли слу­чить­ся так, что эти до­во­ды в свя­зи со сро­ка­ми, ко­то­рые я про­пус­кал как не дос­той­ные вни­ма­ния, на са­мом де­ле со­дер­жа­ли важ­ную ис­ти­ну, толь­ко не­вер­но при­ме­нен­ную?

За­меть­те, что до это­го мо­мен­та Рас­сел не при­да­вал зна­че­ния про­ро­че­ст­вам о сро­ках, — он во­об­ще их «пре­зи­рал». Что же про­изош­ло те­перь?

Же­лая уз­нать из лю­бых ис­точ­ни­ков, че­му же хо­тел нау­чить нас Бог, я тут же на­пи­сал Бар­бэ­ру, со­об­щая ему о сво­ем со­гла­сии с ним по дру­гим во­про­сам и же­лая уз­нать, на ка­ком ос­но­ва­нии из Пи­са­ния он счи­тал, что при­сут­ст­вие Хри­ста и жат­ва еван­гель­ской эры на­ча­лись осе­нью 1874 го­да. Его от­вет под­твер­дил пра­виль­ность мо­их пред­по­ло­же­ний, а имен­но: что до­ка­за­тель­ст­ва о сро­ках, хро­но­ло­гия и т. д. бы­ли те­ми же, ка­кие ис­поль­зо­ва­ли ад­вен­ти­сты в 1873 го­ду; он объ­яс­нил, как Бар­бэр и Дж. X. Пей­тон из Ми­чи­га­на, его со­труд­ник, по­сто­ян­но ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в дви­же­нии Вто­ро­го при­ше­ст­вия; что, ко­гда за­кон­чил­ся 1874 год, но не про­изош­ло ни раз­ру­ше­ния ми­ра, ни по­яв­ле­ния Хри­ста во пло­ти, они не­ко­то­рое вре­мя на­хо­ди­лись в рас­те­рян­но­сти. Они ис­сле­до­ва­ли про­ро­че­ст­ва о сро­ках, ко­то­рые, как ка­за­лось, не сбы­лись, но не мог­ли най­ти в них ошиб­ки и на­ча­ли ду­мать: а вдруг сро­ки вер­ны, а не­вер­ны их ожи­да­ния? Мо­жет быть, сто­ит при­сталь­нее взгля­нуть на мне­ние о вос­ста­нов­ле­нии и бла­го­сло­ве­нии ми­ра, ко­то­рое вы­ска­зы­ва­ли я и дру­гие лю­ди? Ка­жет­ся, не­мно­го спус­тя по­сле раз­оча­ро­ва­ния в 1874 го­ду чи­та­тель «Ут­рен­не­го вест­ни­ка», у ко­то­ро­го бы­ла ко­пия «Ди­аг­лот­та», за­ме­тил там не­что осо­бен­ное — что в Мф. 24:27, 37, 39 сло­во, ко­то­рое в на­шем обыч­ном пе­ре­во­де зву­чит как «при­ше­ст­вие», здесь да­но как «при­сут­ст­вие». Это бы­ла ни­точ­ка, и с се по­мо­щью они при­шли че­рез про­ро­че­ские сро­ки к вер­но­му по­ни­ма­нию то­го, как и за­чем при­дет Гос­подь, Я, на­про­тив, сна­ча­ла при­шел к вер­но­му по­ни­ма­нию то­го, ка­ким об­ра­зом и с ка­кой це­лью при­дет Гос­подь, а по­том к ис­сле­до­ва­нию сро­ков этих со­бы­тий, ука­зан­ных в Сло­ве Бо­га. Та­ким об­ра­зом, Бог ве­дет сво­их де­тей от раз­ных мо­мен­тов ис­ти­ны; но, ес­ли серд­це ве­рит и стре­мит­ся к не­му, в ре­зуль­та­те эти мо­мен­ты соль­ют­ся во­еди­но.

В то вре­мя не бы­ло ни­ка­ких книг или дру­гих из­да­ний, по­свя­щен­ных по­ни­ма­нию про­ро­честв о сро­ках. По­это­му я оп­ла­тил по­езд­ку Бар­бэ­ра в Фи­ла­дель­фию (где ле­том 1876 го­да я на­хо­дил­ся по де­лам), что­бы он мог, по воз­мож­но­сти, пол­но­стью по­ка­зать мне, что про­ро­че­ст­ва из Пи­са­ния ука­зы­ва­ли на 1874 год как на на­ча­ло при­сут­ст­вия Гос­по­да и «жат­вы». Он прие­хал, и его сви­де­тель­ст­ва ме­ня убе­ди­ли. Бу­ду­чи че­ло­ве­ком по­зи­тив­ных убе­ж­де­ний, пол­но­стью по­свя­щен­ным Гос­по­ду, я сра­зу же по­нял, что то осо­бое вре­мя, в ко­то­рое мы жи­вем, на­кла­ды­ва­ет от­пе­ча­ток на наш долг и де­ло по­сле­до­ва­те­лей Хри­сто­вых; что во вре­мя жат­вы не­об­хо­ди­мо про­из­во­дить де­ло жат­вы; что су­ще­ст­вую­щая ис­ти­на бы­ла сер­пом, ко­то­рый дал нам Гос­подь, что­бы со­би­рать уро­жай вез­де, где на­хо­дят­ся его де­ти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: