Публицистический стиль

Публицистический стиль (лат. publicus – обществен­ный) – исторически сложившаяся функциональная раз­новидность литературного языка, обслуживающая широ­кую сферу общественных отношений: политических, эко­номических, нравственно-этических, культурных, религиозных и др. Этот стиль широко используется в об­щественно-политической литературе, периодической пе­чати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, докумен­тальном кино, в публичных выступлениях (речь на митинге, выступление на собрании, торжественном мероприятии, в зале суда и др.).

Наибольшее распространение в рамках публицистичес­кого стиля получила его газетная разновидность, поэто­му в лингвистической литературе его нередко называют газетно-публицистическим.

Первые русские произведения публицистического ха­рактера появились очень давно. Это, например, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.); об­личительные произведения выдающегося писателя Мак­сима Грека, памфлеты известного публициста Ивана Пересветова, знаменитая переписка царя Ивана Грозного с князем Курбским (XVI в.); сочинения Г. К. Котошихина, подьячего Посольского приказа, участника переговоров со Швецией (XVII в.) и др. Дальнейшее развитие публи­цистического стиля происходило в XVIII веке в связи с по­явлением первой русской печатной газеты «Ведомости» (1703) и созданием ряда журналов. Окончательно публи­цистический стиль оформился в XIX веке (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, Н. К. Ми­хайловский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоев­ский и др.). Яркими публицистами XX века были А. М. Горь­кий, А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, К. М. Симонов и многие другие.

Исследователи выделяют две основные функции пуб­лицистического стиля – информативную (сообщение, пе­редача новой информации) и воздействующую (оказание убеждающего влияния на адресата, агитация, пропаган­да). Цель публицистического текста – оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом.

Для публицистического стиля характерны оценочность, призывность (побудительность) и полемичность. Это от­личает его от других стилей литературного языка, напри­мер, научного и официально-делового.

Лингвисты описывают основные признаки публици­стического стиля. К ним относятся:

1. Употребление стандартных, клишированных средств языка (играть роль, рынок ценных бумаг, непредсказу­емые последствия, курс реформ, работники прилавка и др.). Использование стереотипных речевых формул об­легчает процесс коммуникации. Как подчеркивает круп­ный специалист в области литературного языка В.В. Ви­ноградов, «большинство людей говорит и пишет с помо­щью готовых формул, клише».

2. Активное использование экспрессивных, вырази­тельных, эмоциональных речевых средств, создание тро­пов и стилистических фигур, применение логико-компо­зиционных форм и приемов (заголовки, чередование пове­ствования, описания и рассуждения, введение разных типов чужой речи и т. д.).

3. Широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии. В публицистическом стиле часто встречается общественно-политическая лексика (администрация, правительство, депутаты, кандидаты, избиратели, власть и др.), заимствованные слова (президент, презен­тация, рейтинг, спонсор, клип, брифинг, саммит, кор­рупция, маркетинг, вице-премьер и др.). Значительную часть составляют общелитературные слова и различные термины (экономические, политические, философские, военные, спортивные, литературы и искусства и т. д.), которые в определенном контексте переосмысливаются и получают публицистическую окраску (мобилизация ре­зервов, накладка, оснастка, финишная прямая, дан старт, агония, зажим и др.).

4. Совмещение слов, относимых, с одной стороны, к вы­сокой, книжной лексике (отчизна, родина, патриотизм, претворять, гражданственность, свершения, созида­ние, помыслы и др.), с другой – к разговорной, снижен­ной, просторечной, даже жаргонной лексике (баксы, бес­предел, кайф, тусовка, кинуть, отстегивать, замочить, за бугром, крутой, разборка и др.).

5. Экономия языковых средств, лаконичность и попу­лярность изложения при информативной насыщенности.

Итак, для публицистического стиля, по мнению ученых, характерны чередование стандарта и экспрессии, логичес­кого и образного, оценочного и доказательного, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность, последо­вательность изложения при большой информативности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: