Функциональные стили речи

Стилистика как самостоятельная отрасль знаний сформировалась лишь в начале XX века. Но в тоже время человека уже очень давно интересует не только то, что он говорит, но и то, как говорит. Известно изречение выдающегося древнеримского оратора Цицерона о том, что всегда следует помнить о единстве трёх задач говорящего: что сказать, где и как сказать. А М. Горький утверждал: «Не всегда важно что говорят, но всегда важно как говорят». В сущности предметом стилистики и является это магическое «как?», способы достижения гармонии содержания и формы его речевого воспроизведения.

СТИЛИСТИКА происходит от слова стиль (stylus), которым древние называли заострённую палочку, стерженёк для писания на восковых дощечках.

Слово стиль, обозначавшее первоначально заострённую палочку для письма. Приобрело затем значении «почерк», а позднее ещё более расширилось и стало означать «манеру, способ, особенности речи».

Появившийся в середине XIX века термин «стилистика», несмотря на длительное время своего существования и использования, не приобрёл, однако, единого понимания. По – разному трактуются предмет и задачи стилистики, характер, объём и содержание её как языковедческой дисциплины. Разные ответы даются на вопросы о том, что представляют собой стили языка и стили речи, каковы принципы их классификации, как понимать стилистическую и экспрессивно – эмоциональную окраску языковых средств и т.д.

По мнению В.В. Виноградова можно выделить три «стилистики»:

1. стилистика языка как «системы систем», или структурная стилистика, изучающая так называемые функциональные языковые стили (разговорный, научно – деловой, газетно – публицистический, официально – канцелярский и др.).

2. стилистика речи, анализирующая различия семантического и экспрессивно – стилистического характера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи (выступление в дискуссии, лекция, консультация, пресс – конференция, доклад, беседа и т.п.; передовая статья, научная рецензия, приветственный адрес и т.п.);

3. стилистика художественной литературы, имеющая предметом своего исследования все элементы стиля литературного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления.

О трёх стилистиках говорит и Шарль Балли, но совершенно в другом плане. Французский лингвист различает «общую стилистику», исследующую стилистические проблемы речевой деятельности вообще; «частную стилистику», занимающуюся вопросами стилистики конкретного национального языка, и «индивидуальную стилистику», рассматривающую экспрессивные особенности речи отдельных индивидов, что стилистика изучает экспрессивные факты языковой системы с точки зрения их эмоционального содержания, то есть выражения в речи явлений из области чувств и действие речевых фактов на чувство. Таким образом, на долю стилистики падает то, что в языковых средствах остаётся за вычетом логического, смыслового их содержания.

По мнению некоторых исследователей на стилистику возлагается так же задача целенаправленного выбора средств языка.

«Стилистика есть наука, изучающая разнообразные возможности организации речи в зависимости от содержания и определённой цели высказывания».

Иными словами стилистика занимается «вопросами выбора языковых средств для полноценной и эффективной передачи данной информации».

Термин «практическая стилистика» встречается у В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, К.И. Былинского и др. исследователей проблем стилистики. Используется он и в зарубежной науке, причём как и у нас, подчёркивается прикладной характер этой дисциплины, её практическая направленность.

Нормативный характер практической стилистики сближает её с широким разделом филологической науки, который носит название «культура речи». Если считать, что задачей этой филологической дисциплины является раскрытие норм литературного языка на всех «уровнях» языковой системы и установление на научной основе правил пользования языком. То можно говорить о непосредственной связи некоторых проблем стилистики и проблем культуры речи.

Содержанием практической стилистики являются:

1. общие сведения о языковых стилях;

2. оценка экспрессивно – эмоциональной окраски средств языка;

3. синонимия языковых средств.

Теория языковых стилей не является предметом практической стилистики, но для последней важно распознавание стилистического «паспорта» лексических и грамматических средств общенародного языка. Выбор стилистически окрашенных слов, фразеологических оборотов, отдельных форм и конструкций должен производится с учётом их более или менее прочной закреплённости за функциональными стилями.

Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка следующие: 1) общение,

2) сообщение,

3) воздействие.

Для реализации этих функций сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называют функциональными стилями.

В соответствии с названными функциями языка выделяются следующие стили:

1. разговорный (функция общения),

2. научный и официально – деловой (функция сообщения),

3.публицистический и литературно – художественный (функция воздействия)

Говоря о наборе специфических для каждого стиля языковых средств, нужно иметь в виду, что «разные функциональные стили речи находятся в живом взаимодействии», что часть признаков, характеризующих языковой стиль, «своеобразно, по – своему повторяется в других языковых стилях», что «те или иные лексические средства, отдельные структурные особенности предложений, образные средства языка и др. не принадлежат к какому – то определённому стилю речи».

Функциональные стили могут быть разбиты на две группы, связанные с особыми типами речи. Первую группу, в которую входят стили научный, публицистический и официально – деловой характеризует монологическая речь; для второй группы, образуемой разнообразными видами разговорного стиля, типичной формой является диалогическая речь. Первая группа – это книжные стили, вторая - стиль разговорный.

От функциональных стилей и типов речи следует отграничить формы речи – письменную и устную. Они сближаются со стилями в том смысле, что книжные стили, как правило облекаются в письменную форму, а разговорный - в устную форму, но и то и другое не обязательно. Так ораторское выступление или лекция на научную тему связаны с книжными стилями, но имеют форму устной речи. С другой стороны, частное письмо на бытовые темы имеет явные признаки разговорного стиля, но воплощается в письменную форму.

Некоторые исследователи разграничивают понятия «стиль языка» и «стиль речи», другие применяют эти термины недифферинцированно, сближая выражаемые ими понятия друг с другом. При этом в обоих случаях речь идёт о функциональных стилях.

Предложенную выше классификацию стилей Д.Э. Розенталь изобразил в виде следующей схемы:

Схема классификации стилей:

Функциональные стили


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: