Синтаксис разговорной речи весьма своеобразен, что обусловлено ее устной формой и яркой экспрессией. Здесь господствуют простые предложения, чаще неполные, самой разнообразной структуры (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и другие) и предельно короткие. Необычен и порядок слов в живой речи: на первое место ставится, как правило, самое важное в сообщении слово.
1. Вынесение в начало предложения важного по смыслу слова из придаточной части: Хлеб я люблю, чтоб всегда свежий.
2. Употребление слов-предложений: Ладно; Ясно; Можно; Да; Нет; Отчего же? Конечно! Еще бы! Ну да! Да нет! Возможно.
3. Использование вставных конструкций, вносящих добавочные, дополнительные сведения, поясняющих главное сообщение: Я думал (тогда я был еще молод), он шутит; А мы, как известно, всегда рады гостю; Коля - он вообще добрый человек - хотел помочь...
4. Активность вводных слов: может быть, кажется, к счастью, как говорится, так сказать, скажем так, знаете.
5. Широкое распространение лексических повторов: Так-так, вот-вот, еле-еле, далеко-далеко, быстро-быстро и т.п.
|
|
Художественный стиль
Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
Жанры — эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
Лексические средства:
1. неприятие шаблонных слов и выражений;
2. широкое использование слов в переносном значении;
3. намеренное столкновение разностильной лексики;
4. использование лексики с двуплановой стилистической окраской;
5. наличие эмоционально-окрашенных слов.
Морфологические средства:
1. использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;
2. частотность глаголов;
3. пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица;
4. незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;
5. формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;
6. широкое употребление прилагательных и наречий.
Синтаксические средства:
1. использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;
2. широкое использование стилистических фигур.