Творчество Донателло

Донателло (Donatello) (1383–1466)

Флорентийский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Посвятив себя искусству рисунка, он сделался не только редчайшим скульптором и удивительным ваятелем, но был также опытным редчайшим скульптором и удивительным ваятелем, опытным лепщиком, отличным перспективистом и высоко ценимым архитектором. Произведения его настолько отличались изяществом, хорошим рисунком и добросоветсностью.

С детства воспитывался в доме Руберто Мартелли-своими добрыми качествами и усердием в работе, заслужил не только любовь хозяина, но и всего благородного семейства. Произведения его создало ему имя: Благовещение из мачиньо, нах-ся во Флоренции, в церкви Санта Кроче на алтаре капеллы семейства Кавальканти+деревянное распятие (история с. 80).... «Что это ты затеял, Донато? Чем же мы будем завтракать, ежели ты все рассыпал?»- «Что до меня,-отвечал Донато, - я на сегодняшнее утро свою долю получил, если хочешь свою-возьми её, но только не больше; тебе дано делать святых, а не — мужиков».

Д/храма Сан Джованни Донато исполнил гробницу папы Джованни Коша, закол был получен от Козимо деи Медичи, к-й был большим другом Коши. На этой гробнице Донато исполнил собственными руками фигуру покойного из золоченой бронзы, а из мрамора — фигуры Надежды и Любви, в этом же хрампе находится работа Донато: кающаяся Мария Магдалина, из дерева, истощенная постами и подвижничеством, - вещь прекрасная и отлично сделанная, в которой всюду в совершенстве и с большим пониманием передана анатомия. Исполнил д/фасада Флоринтийского собора пророка Даниила из мрамора и св. Иоанна Евангелиста. В Сан Микеле ин Орто он исполнил д/цеха мясников мраморную фигуру св. Петра, д/цеха льнопрядильщиков-св. Марка Евангелиста. Д/цеха оружейников исполнил вооруженную фигуру св. Георгия, полную жизни; голова его выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии. Д/фасада колокольни Флорентинского собора-четыре статуи, одна Франческо Содерини в молодости, другая — Джованни ди Бардуччо Керикини, к-ю ныне наз-ют Дзукконе; когда он работал над ним, он приговаривал, обращаясь к нему: «Говори же. Говори, чтоб ты лопнул!».

Д/Синьории отлил из металла группу, к-я была поставлена на площади, п/одной из аркад правительственной лоджии, и к-я изображает Юдифь, отрубающую голову Олоферну. Вещь исполнена с великим совершенством и мастерством-художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем. Работал в граните и мраморе, бронзе-фонтаны в саду Пацци во Флоренции, дворце Медичи- Мадонны исполнены.

История: через посреднечество Козимо-один генуэзский купец заказал Донато бронзовую голову,к-я вышла прекрасной, как сама природа, и была очень тонко отлита д/легкости и д/удобства далеких перевозок, когда она была закончена, купцу показалось, что Донато запрашивает лишнее, поэтому решение дела поручили Козимо, желая уладить спор, нашел, что предложение купца очень далеко от требований Донато, поэтому, обратившись к купцу, он заявил, что тот дает слишком мало. Купец же, которому сумма казалось преувеличенной, стал утверждать, что Донато работал немного больше месяца и что ему причитается не более полфлорина в день. Тогда Донато, которому казалось, что его очень уж обижают, вспылил и сказал купцу, что он в одну сотую часа может погубить труды и достижения целого года, и, толкнув голову, сбросил её на улицу, где она разбилась на мелкие куски; к этому он добавил, что купец, по всему видно, привык торговать бобами, а не покупать статуи. Тот, устыдившись, стал предлагать ему двойную цену, только бы он повторил работу, но Донато так и не согласился, несмотря на посулы купца и просьбы Козимо. Козимо питал к доблестям Донато великую любовь и постоянно давал ему работу.

Его работы Неаполе, Вениция, Падуя-исполнил конную статую, к-я находится на площади Сант Антонио и в которой чувствуется храп и дрожь коня, а в фигуре всадника-его великое мужество и неукротимость, столь выраженные при помощи искусства. Д/одного женского монастыря он исполнил св. Себастьяна из дерева по просьбе одного капеллана, друга монахинь и его родственника и земляка. Исполнил в церкви братьев-миноритов деревянную статую св. Иоанна Крестителя, с величайшим прилежанием и умением.

В городе Фаэнце вырезал из дерева св. Иоанна и св. Иеронима-вещи ценимые. Вренувшись в Тоскану, он в приходской церкви в Монтепульчано исполнил мраморную гробницу с прекраснейшей историей, и во Флоренции, в ризнице церкви Сан Лоренцо, - рукомойники из мрамора, в работе над которыми участвовал также и Андреа Верроккио; в доме Лоренцо делла Стуфа- ряд голов и статуй, исполненных с большоц непосредственностью и живостью.

Мессер Антонио деи Нобили, к-й был казначеем его превосходительства, имел в своем доме мраморную доску работы Донато, на которой низким рельефом изображена полуфигура Мадонны, столь прекрасная, что мессер Антонио оценивал её равной всему своему имуществу. Донато прилагал свою руку не только к большим произведениям, но также к самым мельчайшим произведениям искусства, делая фамильные гербы на каминах и на фасадах домов граждан. В гардеробной герцога Гвидобальдо Урбинского находится исполненная прекраснейшая мраморная голова.

Он был человек чрезвычайно щедрым, ласковым и приветливым и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда он не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего. Он выносил очень бодро свою старость, ему было подарено сыном Козимо Пьеро имение в Кафаджуоло с таким доходом, что тот мог дожить свой век без работы. (отказался от имения-назначил ему в своём банке сумму-наличными деньгами,к-я выплачивалась ему каждую неделю). Донато радостно и без забот прожил остаток дней своих как верный слуга и друг дома Медичи. Представился 13 декабря 1466 года -похоронен в церкви Сан Лоренцо рядом с могилой Козимо.

В 1404-1407 учился в мастерской Лоренцо Гиберти. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423–1434 и 1457–1461), Риме (1430-1433), Падуе (1444–1453), в 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Одним из первых в Италии Донателло творчески осмыслил опыт античной пластики и пришел к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры – свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, “живописного” рельефа.

В творчестве Донателло воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых выразительных средств, глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее конкретных проявлений, стремление к возвышенному обобщению и героической идеализации. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм, измельченной дробностью линейного ритма. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция).

Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция). В “живописных” рельефах (“Пир Ирода” на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427; рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII; совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь “Благовещение” (так называемый алтарь Кавальканти; известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.

Работая в Падуе, Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447–1453) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446–1450), украшенный рельефными сценами, мастерски развернутыми в иллюзорном пространстве. Поздние, исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа “Юдифь и Олоферн”, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории; рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е годы).

Влияние Донателло на развитие ренессансного искусства Италии было огромным, его достижения восприняли многие живописцы и скульпторы - П.Уччелло, А. дель Кастаньо, Мантенья, позднее Микеланджело и Рафаэль.


29.Творчество Пьеро делла Франческо. (около 1420-1492)

Пьеро делла Франческа из Борго Сан Сеполькро-назвался по имени матери своей делла Франческа.В своей юности Пьеро занимался математическими науками, с 15 лет пошел по пути живописца, пожав удивительные плоды и в них и в живописи, был признан Гвидобальдо Фельтро, старым герцогом Урбинским, д/которого он выполнил много картин с прекраснейшими мелкими фигурами, большая часть которых погибла, ибо государство это подвергалось неоднократно потрясениям войны.Там сохранился в особенности сосуд, построенный из квадратов и граней так, что дно и горло его видны и спереди, и сзади, и с боков, что, несомненно, вещь поразительная, ибо там тончайшим образом построена каждая мелочь и закругления всех этих кругов сокращаются с большим изяществом.

Лучшие и прекраснейшие его работы: монастырь августинцев-Мадонна делла Мизерикордиа, дворце Консерваторов-Воскресение Христово-лучшая из работ.В Ареццо расписал в Сан Франческо д/Луиджи Баччи семейную капеллу главного алтаря. В Епископстве изобразил св. Марию Магдалину, а д/сообщества Нунциаты сделал хоругвь д/процессий. В Сарджано, в монастыре францисканцев-цокколантов написал в одной из капелл прекраснейшего Христа, молящегося ночью в саду.

В Перудже выполнил много произведений-в церкви монахинь св. Антония Падуанского на доске темперой-Богоматерь с младенцем на коленях и с предстоящими св. Франциском, св. Елизаветой, св. Иоанном Крестителем и св. Антонием Падуанским. На пределле в историях с малыми фигурами изображены: св. Антоний, воскрешающий мальчика, св. Елизавета, спасающая упавшего в колодец ребёнка, и св. Франциск, получающий стигматы. В церкви Сан Чириако д'Анкона за алтарём св. Иосифа он написал прекраснейшую историю с изображением Обручения Богоматери.

Учеником Пьеро был также другой Пьеро-из Кастель делла Пьеве, расписавший арку в церкви Сант агостино и изображавший д/монахинь монастыря св. Екатерины в Ареццо св. Урбано, ныне уничтоженного при перестройке. Его учеником был Лука Синьорелли из Кортоны, принесший ему больше славы, чем все остальные.

Пьеро ослеп шестидесяти лет от какого-то воспаления и жил т.о. До восемьдесят шестого года своей жизни. В Борго он оставил значительное состояние и несколько домов, построенных им самим, которые частично сгорели и были разрушены в 1563 году. Погребен он был с почестями своими согражданами в главной церкви. Пьеро написал много книг-большая часть находится в библиотеке Федериго Второго, герцога Урбинского, стяжали ему имя лучшего геометра своего времени. Его познания в Эвклиде настолько отличнейши, что лучше любого другого геометра нет.

Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции; испытал влияние Мазаччо, Филиппо Брунеллески, мастеров нидерландской живописи. С 1442 работал преимущественно в Сан-Сеполькро и Урбино, а также в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо. Уже в произведениях 1450-х годов (“Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон; Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро; “Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства.

Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок “История животворящего Креста” в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466), исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Обобщая объёмы фигур и развёртывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьетро делла Франческа добивается в этих росписях впечатления просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мироздания. Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске “Воскресение Христа” (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро).

Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны. Федериго да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца изображены в профиль, но трактовка их лиц сильно отличается от плоскостных портретных изображений Доменико Венециано. Округлыми контурами, мягкой светотенью художник достигает пластической объемности лиц, словно вылепив их светом и красками. Лишенный всякой идеализации властный профиль герцога Урбинского, изображенного в красной одежде и того же цвета шапке, четко выделяется на фоне бледного неба и далекого голубовато-серого пейзажа, насыщенного светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает монументальность его фигуры, господствующей над окружающей природой. На обороте картины изображен триумф герцогов Урбинских, по величайшей тщательности письма приближающийся к нидерландской живописной технике. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите “Поклонение волхвов” (Лондон, Национальная галерея). В поздних работах Пьетро делла Франческа (“Рождество”, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.

В конце жизни мастер оставил занятие живописью и полностью отдался сочинению научных трактатов о перспективе и геометрии. Пьетро делла Франческа принадлежат два научных трактата: “О перспективе в живописи”, в котором под влиянием Леона Баттиста Альберти художник дает математическую разработку приемов перспективы, и “Книжица о пяти правильных телах”, посвященный практическому решению некоторых проблем стереометрии. Творчество Пьетро делла Франческа заложило основы искусства Возрождения в живописи Средней и Северной Италии, оказало значительное воздействие на развитие венецианской и флорентийской школ. Пьеро делла Франческа по праву занимает почетное место в ряду самых известных художников 15 века.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: