Романтики, радикальная реакция на Новое время

Гете, Фихте, Шеллинг оказали большое влияние на круг романтиков (Гельдерлин, Новалис, братья Шлегели, Л.Тик). У романтиков осознание парадигматического значения немецкой философии было чрезвычайно острым. Они ярче других рефлектировали антисовременный характер холистской мысли, понимали преемственность своих философских, эстетических и научных концепций с античностью, параллельными герметическими течениями Средневековья и с холизмом Возрождения. Романтики осознавали Новое время (оптимистически воспринимаемое и английскими эмпириками-номиналистами и французскими рационалистами-просветителями) как колоссальную катастрофу, как тенденцию к разъятию и разрушению органичных целостных ансамблей.

У романтиков мы встречаем то же отношение к науке, которое мы знаем начиная с античности. Наука есть форма теургии, тонкого и сакрального взаимодействия внешнего и внутреннего, призванного просветить бытие светом истины, понятой мистически. Романтики впрямую апеллировали к герметизму, алхимии, стремились расшифровать новые данные экспериментальных наук в духе наук сакральных.

Показательно, что излюбленным поэтом Мартина Хайдеггера был именно Гельдерлин, радикальный романтик-холист.

Георг Гегель (преодоление "обыденного сознания")

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) признается величайшим мыслителем человечества, а его философия - венцом немецкой классической философии. Для истории идеологии существенно также то огромное влияние, которое Гегель оказал на Маркса и весь марксистский метод в целом. Вклад Гегеля в науку также огромен, так как его идеи - и особенно диалектика - послужили для выработки многих методологических конструкций современных научных дисциплин.

Философия Гегеля многомерна, и поэтому дать ей краткую аннотацию, не упустив каких-то важнейших аспектов, не представляется возможным. Для нас принципиальной является корректная классификация его идей в свете изложенных выше парадигм. Гегеля принято причислять к объективным идеалистам и к рационалистам, но такое определение мало что дает. Уже не раз на протяжении работы мы сталкивались с необходимостью вводить совершенно новую классификацию деятелей и философов науки по сравнению с общепринятыми критериями, так как они не совпадают с кодификацией по базовым парадигмам.

Гегель ставит своей задачей обобщить предшествующую ему философскую и научную мысль. Нечто аналогичное пытался осуществить Лейбниц, и в определенной мере, Фихте. Стремление к универсализму, к всеобъемлемости - черта, свойственная именно холистскому подходу, который основывается на возможности и желательности схватить Целое, все, одновременно. Эту тенденцию можно проследить от Гераклита до Возрождения и немецкой классической философии.

Гегель предлагает версию холизма, которую можно назвать диалектической. С точки зрения гносеологии и логики, он стремится преодолеть кантианский (картезианский) дуализм субъекта и объекта через утверждение и разработку принципов "новой Большой логики" (41),которая, по Гегелю, призвана раз и навсегда решить вопрос о соотношении между субъектом и объектом через утверждение всеобщих законов диалектики. Аристотелевские принципы формальной логики, которые, по Гегелю, ни один из философов не попытался серьезно пересмотреть, отражают лишь модели функционирования "обыденного сознания", теоретизированием которого до сих пор занималось большинство мыслителей. Гегель утверждает необходимость иного курса и новых парадигм мышления. Эти парадигмы - в соответствии с общей ориентацией холизма - должны быть парадоксальными и в определенном смысле сверхрациональными. Если "обыденный" ("кантианский") рассудок останавливается перед ноуменальной стороной вещей (так как здесь проходит граница формальной логики), то диалектический гегельянский разум легко справляется с задачей постижения ноуменального, так как в нем постулируется тождество бытия и духа, диалектическое единство противоположностей.

Максимально используя методологию рационализма (развитую в Новое время), Гегель обращает весь этот арсенал на служение холистскому замыслу. Причем в отличие от более архаичных опытов иных немецких мыслителей и деятелей науки, ставивших парадигматически ту же цель, Гегель проделывает это виртуозно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: