Возрождение (17- начало 18 века)

Философские учения того времени отличались особенностью стремления приобретения научного статуса, стремление ориентироваться на точные науки – одна из черт. Еще одним фактором направленности философских учений того периода – является процесс оптимизации общественной жизни того времени, вызванный буржуазной революцией и сословно-феодальной борьбой против церкви. Сопровождался секуляризацией независимостью от теологии(Богословие, или теология — совокупность доктрин о сущности и бытии Бога. Богословие возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм.), независимость от религии в период независимого сознания. Философия выражалась в том, что широкое распространение получил – деизм – концепция двух истин, сводивший к минимуму функцию бога, оставив за ним только функцию начала. Пересмотр роли и значения философии, отрицание суеверия, негативное отношения к схоластике (систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля). Роль философии представлялась в обобщении знаний о мире природы, о человеке, как части природе, об обществе и о боге, как о первопричине всего существующего.

Философия выступает за практическую значимость своих концепций, жизненное применения, реальное влияние на судьбы. Временные интервалы – (1)философия 17 века, (2)эпохи просвещения(18 век) и (3)немецкая классическая Философия 18-начало 19го века. С этого времен и наука - особая форма знания, она отделяется от философии, меняется картина мира, возникает новый образ науки и ученого экспериментатора. Сила ученого в эксперименте, главное оружие – измерительный прибор.

Философское осмысления науки привело к формированию научной картины мира(в 17веке). Статическое, телеологическое представление о вселенной уступило место механистической картине мира(теология - учение о учении в мире, о целесообразности) В новой картине мира – природа – гигантский механизм. К философским система этого времени присуще объяснение только естественными причинами, а цель науки – достижения человеком господства над миром. Ориентация человека на науку выдвинула проблемы гносеологии и метода научных исследований на первый план.

Первая проблема в 17 веке – разработка научных методов познания, имена их связаны с Беккером и Декартом, предложившими две гносеологические программы – эмпиризм и рационализм. Представители эмпиризма (Т.Гоббс) считали, что все знания выводятся из чувственного опыта. Роль мышления сводилась к обобщению чувственных знаний. Оставался вопрос – как возникают законы, теории, которые нельзя вывести из опыта непосредственно. Представители рационализма - Декарт, Спиноза, Лейбниц утверждали, что знания выводятся из разума( априорно т.е. независимо от чувственных впечатлений.) Источником знаний являются идеи, которые якобы прирожденны человеку или создаются его врожденными способностями. При этом они не могли ответить на вопрос – каким образом эти идеи могут дать знания об окружающим мире и что гарантирует эту истину. В рамках рациональной деятельности выделяли два уровня мышления -

(1) – мыслительную деятельность основанную на опыте - это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать и систематизировать свои факты, эту способность назвали рассудком.

(2) это мышление, не связанное с опытом – это разум. Для разума характерна абстракция, продуцирование и сопоставление различных людей. Только на этом уровне мышления постигается сущность вещей, их законы и противоречия. Иногда единство искусства и разума называли интеллектом. Определяли одну из основных тему разума. Философы были уверены в способностях разума разгадать загадки природы, познать окружающий мир и самого себя. Эмпирики и рационалисты видели недостатки и ограниченность разума. Разум в их представлении был ищущий, заблуждающийся, способный к ошибкам и иллюзиям. По этому большое внимание уделяли совершенствованию разума, с помощью метода- первая проблема.

Вторая проблема – антология – проблема бытия здесь находит в истолковании субстанций. Что в основе – материальная или духовная субстанция?

Третья проблема – к гуманистическим чертам, проблема свободы и сущности человека, рациональному в отличии от религиозного происхождения общества и государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: