(1632-1677)
Нидерландский философ материалист. Родился в Амстердаме. Окончив еврейское религиозное учение. Преследовался, жил уединенно, умер в 45 лет. Всю жизнь занимался самообразованием, знал несколько языков. Знал математику, естествознанию, медицину. Основное – этика, богословско-политический трактат. Разделяет философию и этиологию. Цель - создать целостную картину мира, ядром которой является тождество природы и бога. Его не удовлетворяло решение Декарта. Он предложил свое учение о субстанции, которое он назвал его пантеизмом. Природа единственная и единая, бесконечная субстанция, которая не нуждается ни в каких других причинах. Природу можно понять из ее самой. Образ бога далек от традиционных религий. Он решен антропоморфных характеристик. Разделяется эта субстанция на творящую богом и сотворенную вещью(конкретные вещи).
Вещи – модусы – единичные проявления природной субстанции. Субстанция обладает числом атрибутом из которых человеку открыто только протяженность и мышление. Соединяя бога и природа в единую субстанцию, в единую реальность. Спиноза диктует все это как присущее материальному. Мышление и бытие едины. Человек, как часть природы – единство тела и души. Если что то происходит с телом, это находит отражение в душе, душа человека у себя находит телесный недуг, то следует искать и душевный. Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей. Рационалист, признает чувственное познание, как первый род знания, который осуществляется через беспорядочный опыт, часто является заблуждением, но содержит и истину. Второй род знаний – понимание, которое достигается рассудком или разумом. Это источник достоверных истин. Здесь мы имеем общие и адекватные теории о свойствах вещей. Третий вид знаний – интуитивное познания. Интеллектуальная интуиция – о снова достоверного знания. Интуиция не связана с чувственным опытом, но то что открыто, надо обосновать. С помощью интуиции и мы проникаем в сущность вещей. Сущность постигается исключительно умозрительным путем. Критикует теорию врожденных идей Декарта. Признает наличие у человека врожденной способности к приобретению знаний, которые человек должен совершенствовать. Главным препяlствие которое мешает человеку достичь подлинного счастья ему мешает учение об аффектах. Аффекты – страсти человека, которые увеличивают или уменьшают способность тела человека к действию – это духовные реакции. Постоянно допускает воздействие на себя различных внешних сил, в результате чего его душа ни находится в равновесии. Аффекты ограничивают человека, стремят его к славе, богатству. Поведение человека определяется тремя аффектами – радостью, печалью, вожделением, которые порождают множество производных. Все аффекты основываются на инстинкте самосохранении. Все нравственные мотивы связаны с пользой для себя. Те вещи, которые называют добром просто полезны, а порок – наоборот. Зло трактуется, как природное стремление. Оно ограничивает возможности человека, полено не конфликтовать. Человек – эгоист, стремление к самосохранению перерастает у него к стремлению к власти. В политике каждый имеет столько права, сколько силы, но насилие никогда не освободит человека, но для него существует еще одна возможность. В процессе активной борьбы за самосохранение, человек активизирует все свои душевные силы, разум освобождается от страстей аффектов. Процесс самосохранения вынужденно ведет к самосовершенствованию и развитию познающих способностей. Человек может овладеть аффектами, управлять собой. Избавление от игры страстей, заключается в понимании человеком, что часть априорного целого. Мы не пожжем понять ничего, даже самих себя, если мы не рассматриваем все в контексте взаимосвязи. Понимание того что значит быть человеком, есть понимание того как человек встроен в природу. Понять самого себя это больше чем понять самого себя. Мы должны правильно понимать ситуацию в которой мы живем. Поскольку мышление и бытие связано, мораль определяется не верой, а разумом, пониманием хода мирового процесса, с тем, чтобы согласовать свою жизнь и понимание. В этом заключается основная функция человеческой души. Не плакать, не смеяться, негодовать, понять.
|
|
|
|
Учение об аффектах дает понятие свободы. Свободным нельзя быть, но можно стать. Поскольку человек часть природы, он подчиняется ее законам, свобода и необходимость взаимосвязаны. Поскольку человек раб своих страстей, он не свободен, но может стать свободным, если осознает свое состояние. Истина делает нас сводными. Ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Противоположностью необходимости является произвол. Поскольку условия свободы – осознание своего состояния, основное – стремление к самосознанию. Свобода обретается человеком на пути к стремлению разума. Основание – разумное поведение. На основе разума и самопознания человек получает возможность управлять своими аффектами. Согласно Спинозе свободы и воли нет. Но у него есть разум и воля. С помощью этого человек может управлять собой. На основе этики – социальная философия. Спиноза сторонник естественного права – право человека на жизнь, самосохранение, свободу. Государство необходимо, чтобы обуздать эгоистическую природу и обеспечить безопасность граждан. Государство, неминуемо гибнет если нарушает эти устои. Лучшая форма государства – демократия, где каждый человек – субъект и может отстаивать свои интересы во всех общественных совещаниях. Никакие результаты и учения добытые наукой не представляют опасности для нравственной составляющей общества. Напротив истинная мораль и общественное сознание находится в опасности там, где государство и религия посягают на свободу мысли. Последователь Декарта, Спиноза критиковал его дуализм и теорию врожденных идей. Он по своему решает проблему души и тела. Спиноза указал путь к его совершенству связав тело и душу.