Бенедикт Спиноза

(1632-1677)

Нидерландский философ материалист. Родился в Амстердаме. Окончив еврейское религиозное учение. Преследовался, жил уединенно, умер в 45 лет. Всю жизнь занимался самообразованием, знал несколько языков. Знал математику, естествознанию, медицину. Основное – этика, богословско-политический трактат. Разделяет философию и этиологию. Цель - создать целостную картину мира, ядром которой является тождество природы и бога. Его не удовлетворяло решение Декарта. Он предложил свое учение о субстанции, которое он назвал его пантеизмом. Природа единственная и единая, бесконечная субстанция, которая не нуждается ни в каких других причинах. Природу можно понять из ее самой. Образ бога далек от традиционных религий. Он решен антропоморфных характеристик. Разделяется эта субстанция на творящую богом и сотворенную вещью(конкретные вещи).

Вещи – модусы – единичные проявления природной субстанции. Субстанция обладает числом атрибутом из которых человеку открыто только протяженность и мышление. Соединяя бога и природа в единую субстанцию, в единую реальность. Спиноза диктует все это как присущее материальному. Мышление и бытие едины. Человек, как часть природы – единство тела и души. Если что то происходит с телом, это находит отражение в душе, душа человека у себя находит телесный недуг, то следует искать и душевный. Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей. Рационалист, признает чувственное познание, как первый род знания, который осуществляется через беспорядочный опыт, часто является заблуждением, но содержит и истину. Второй род знаний – понимание, которое достигается рассудком или разумом. Это источник достоверных истин. Здесь мы имеем общие и адекватные теории о свойствах вещей. Третий вид знаний – интуитивное познания. Интеллектуальная интуиция – о снова достоверного знания. Интуиция не связана с чувственным опытом, но то что открыто, надо обосновать. С помощью интуиции и мы проникаем в сущность вещей. Сущность постигается исключительно умозрительным путем. Критикует теорию врожденных идей Декарта. Признает наличие у человека врожденной способности к приобретению знаний, которые человек должен совершенствовать. Главным препяlствие которое мешает человеку достичь подлинного счастья ему мешает учение об аффектах. Аффекты – страсти человека, которые увеличивают или уменьшают способность тела человека к действию – это духовные реакции. Постоянно допускает воздействие на себя различных внешних сил, в результате чего его душа ни находится в равновесии. Аффекты ограничивают человека, стремят его к славе, богатству. Поведение человека определяется тремя аффектами – радостью, печалью, вожделением, которые порождают множество производных. Все аффекты основываются на инстинкте самосохранении. Все нравственные мотивы связаны с пользой для себя. Те вещи, которые называют добром просто полезны, а порок – наоборот. Зло трактуется, как природное стремление. Оно ограничивает возможности человека, полено не конфликтовать. Человек – эгоист, стремление к самосохранению перерастает у него к стремлению к власти. В политике каждый имеет столько права, сколько силы, но насилие никогда не освободит человека, но для него существует еще одна возможность. В процессе активной борьбы за самосохранение, человек активизирует все свои душевные силы, разум освобождается от страстей аффектов. Процесс самосохранения вынужденно ведет к самосовершенствованию и развитию познающих способностей. Человек может овладеть аффектами, управлять собой. Избавление от игры страстей, заключается в понимании человеком, что часть априорного целого. Мы не пожжем понять ничего, даже самих себя, если мы не рассматриваем все в контексте взаимосвязи. Понимание того что значит быть человеком, есть понимание того как человек встроен в природу. Понять самого себя это больше чем понять самого себя. Мы должны правильно понимать ситуацию в которой мы живем. Поскольку мышление и бытие связано, мораль определяется не верой, а разумом, пониманием хода мирового процесса, с тем, чтобы согласовать свою жизнь и понимание. В этом заключается основная функция человеческой души. Не плакать, не смеяться, негодовать, понять.

Учение об аффектах дает понятие свободы. Свободным нельзя быть, но можно стать. Поскольку человек часть природы, он подчиняется ее законам, свобода и необходимость взаимосвязаны. Поскольку человек раб своих страстей, он не свободен, но может стать свободным, если осознает свое состояние. Истина делает нас сводными. Ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Противоположностью необходимости является произвол. Поскольку условия свободы – осознание своего состояния, основное – стремление к самосознанию. Свобода обретается человеком на пути к стремлению разума. Основание – разумное поведение. На основе разума и самопознания человек получает возможность управлять своими аффектами. Согласно Спинозе свободы и воли нет. Но у него есть разум и воля. С помощью этого человек может управлять собой. На основе этики – социальная философия. Спиноза сторонник естественного права – право человека на жизнь, самосохранение, свободу. Государство необходимо, чтобы обуздать эгоистическую природу и обеспечить безопасность граждан. Государство, неминуемо гибнет если нарушает эти устои. Лучшая форма государства – демократия, где каждый человек – субъект и может отстаивать свои интересы во всех общественных совещаниях. Никакие результаты и учения добытые наукой не представляют опасности для нравственной составляющей общества. Напротив истинная мораль и общественное сознание находится в опасности там, где государство и религия посягают на свободу мысли. Последователь Декарта, Спиноза критиковал его дуализм и теорию врожденных идей. Он по своему решает проблему души и тела. Спиноза указал путь к его совершенству связав тело и душу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: