double arrow

Готфрид Лейбниц


(1646-1717)

Немецкий философ идеалист. Родился в Лейпциге, в семье профессора. Изучал философию в еле математику, закончил Лейпцигский университет защитил две диссертации – логика, право. Математик, физик, юрист, дипломат, президент академии наук. Петр 1 порулил ему разработать первый план Российской академии наук. По математики он открыл дифференциальные и интегралы. В физике – закон сохранения силы, Он автор, новатор в науке языке. Основные философские работы – рассуждение о метафизике, монадология, новая система природы, новые опыты о человеческом разумении и теодицеи(оправдание у бога) Его не удовлетворяло решение Декарта о соотношении души и тела, развивая идеи Декарта он разрабатывает систему рационализма. Его рационализм отличен от Декарта. Он искал в мире импульсы внутреннего движения и хотел опираясь на естествознание своего времен найти сподручное своему замыслу открытие. Он предпринимает смелый шаг, разработав о живых внутренних силах на философских материалах. Он рассмотрел тела, как движущиеся в механике, потому что через философию в сознание ученых вливалась мысль что нельзя все свести к механике. Было открыто электричество, электромагнетизм. У Лейбница множество субстанций неделимых первоэлементов, которые он назвал монадами(греческое единое) Каждая монада замкнута и самодостаточна. Весь мир – собрание монад. Мир монад строго иерархичен, они располагаются от высших к низшим и венчающих к богу – высшей монаде. Это высшая монада создающая все другие монады. Монада не материальная, а духовная единица бытия. Своего рода духовный атом. Каждая монада обладает физической или телесной организацией, а также свойствами души. Монады содержат в свернутом мире все бесконечные свойства души. Она связана со всем миром, внутренняя сила монады – приводит к движению все материальные вещи в мире, создает многообразие в мире. Несмотря на то, что монады независимы друг от друга и не способны влиять друг на друга они все взаимосвязаны и составляют живое зеркало вселенной. Это происходит благодаря заложенной богом способности монад воспринимать, представлять, отражать все другие монады и мир в целом.

Поскольку способность к представлению(перцепция) присуще всем монадам, вся природа одушевлена. Самые высшее – те кто способен к апперцепции – сознательное восприятие на основе рефлексии. Это самосознание человека. Бессознательное восприятие. Ясное знание всего и как следствие – максимум действий. Согласно Лейбницу множество духовных субстанций собирается во дно, которыми управляет бог, координирует действие монад согласно предустановленному плану. И на этом основано концепция Лейбница провозглашающая что наш мир есть лучшее из всех мыслимых миров. Лучший из миров не может состоять из одного доброго, прекрасного, это было бы монотонно, утомило и пресытило человека. Именно присутствие счастья и страдания, красоты и уродства делают этот мир прекрасно устроенным. Черты несовершенства –условия гармония. Нельзя понять что такое счастье без несчастья. Идея лучшего из миров должна внушать оптимизм, моральную стойкость, преодоление невзгод и несчастий, умение распознавать зло и бороться с ним. Он хотел показать единство мира. Заложил основу не механистической картины мира. Теория познания продолжает традиции рационализма европейской философии нового времени. Эта работа направлена против теории Дж. Локка. Локк считал, что все знания возникаю на основе идей. Нет тех знаний, которые человек получал бы не на основе опыта. Чувство – исходная ступень познания. Но только исходное.

Истинный фактор – это большая часть представлений о мире, обладающий свойством случайности и являющийся лишь смутными приблизительными знаниями. Есть истины разума. Который получаю т без обращения к опыты, априорно. Таковы законы формальной логики - продукция разума, аксиомы математики, идеи философии. Источником такого знания являются идеи. Эти знания постигают существенного в мире и обладают всеобщим и необходимым значением. Поскольку всякая душа монада и ее деятельность направленно на самого себя то познания есть лишь процесс, постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательном. Таким образом Лейбниц вносит изменение – врожденные идеи – возможность, к которой мы можем прийти, как к бессознательному. Это задатки, предрасположений ума, которые должны быть реализованными. Эти врожденные идеи находятся в зародышевом состоянии, неосознанно и лишь постепенно развиваются до полного состояния. Именно истина и разум способны развиваться до осознания идей, обладающих общими свойствами. Достоинством философии Лейбница – попытка создать не механистическую картину мира и дальнейшая разработка теории познания.


Сейчас читают про: