Монадология Г. В. Лейбница

ê Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.) — чрезвычай­но многосторонний ученый, творивший во всех отраслях челове­ческого знания. Однако наибольшее значение имеют его труды по философии. Он развивал идеи, заложенные в платоновском наследии.

Учение Лейбница — монадология. Монада (одно, единое) — это наименьшая, далее неделимая, часть мира, обладающая пси­хическими свойствами. Мир, считал Лейбниц, состоит из мель­чайших элементов, или монад, — духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприя­тию и сознанию. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом «предустановлен­ной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находятся неорганический мир и растительное царство); у животных представления до­стигают ступени ощущений, а у человека — ясного понимания, осмысления. Каждая монада отражает мир, все они одинаковы и отражают переживания мира. Но нужна еще одна монада, которая творит изменения в мире. Это — Бог. Он творит свои переживания и отражает сам себя. Ближе всего к Богу монада человеческой души.

Признавая, с одной стороны, основным свойством монад де­ятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой — защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с мате­рией и независимо от нее, Лейбниц рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуаль­ных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющих друг друга явлений, или состояний, тел. Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как о концентрированном мире, зер­кале единой и бесконечной Вселенной.

ê Дени Дидро (1713-1784 гг.) — знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик.

В механистическое материалистическое понимание приро­ды внес элементы диалектики — идеи связи материи и движе­ния, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчи­вости природных форм. Дидро высказал мысль о всеобщей чувствительности материи. Наметил материалистическую природу психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах.

Дидро считал, что от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до со­стояния максимального расцвета разума. Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствитель­ность. Он утверждал, что душа — продукт единства организма, его целостности.

Особое внимание Дидро привлекала проблема материали­стического истолкования ощущений. Наметил теорию о психи­ческих функциях. Наши чувства — клавиши, по которым часто ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что человек заключает в своей орга­низации нечто автоматическое. Этот автоматизм не лишен оду­шевленности и предполагает способность к ощущению. Призна­ние существования, не зависимого от сознания внешнего мира, а также признание способности ощущений отражать свойства внешних вещей не означает, однако, будто ощущения есть зер­кальные копии предметов. По Дидро, между большинством ощу­щений и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Дидро различает в вещах первичные качества (существование в самих вещах и незави­симо от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении предмета к другим вещам или к ним самим).

Дидро высказал идею, ставшую предвестием эволюцион­ной теории в мире живого. По его мысли, все изменяется, ис­чезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Дидро глубоко понимал природу движения, различая внешнее (пространственное перемещение) и внутреннее (моле­кулярное).

ê Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789 гг.) — французский философ-материалист.

В своем главном сочинении «Система природы» Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела, что приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствова­ния. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии.

Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все мате­риальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал «класси­ческое» определение материи: материя есть все то в объектив­ной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно тому как удары пальцев музыканта по клавишам рождают музыкальные звуки, так и воз­действия предметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств. Гольбах весьма упрощенно трактовал процесс познания, хотя ранее на этот счет было высказано мно­жество гениальных мыслей.

Основу всех процессов природы составляет материя с при­сущим ей свойством движения. Материальные процессы явля­ются строго необходимыми, случайность и целесообразность исключаются. Учение о необходимости распространяется и на человека. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, свойствами которых являются протяженность, вес, фигура, не­проницаемость. Из действия и противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неиз­менным законам.

Различаются два рода движения:

1) движение масс, благодаря которому тела переносятся с одного места на другое;

2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойствен­ной телу энергии.

Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Сущность природы в том, чтобы действовать. Природа получи­ла свое движение от себя самой (никаких первотолчков), ибо природа есть великое целое, вне которого ничто не может суще­ствовать. Движение есть необходимый способ существования материи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: