Писхологические особенности подхода к проблеме познания в теории Г.Лейбница

Не существует первичных и вторичных качеств предметов и явлений. Образ окружающего мира, который создается у человека в результате восприятия включает в себя как свои собственные качества, так и привнесенные субъектом (вторичные) и их невозможно разграничить. И хотя каждый человек создает свою картину мира, по сути эти представления тождественны и отражают главные свойства и качества, т.е. они совпадают. В этой тождественности ученый видел критерий истинности знания. «Природа единообразна в том, что касается сути вещей, хотя и допускает разницу степей большего или меньшего, а так же степеней совершенства».

Субъективность человеческого знания –это следствие активности, что не противоречит объективности полученного знания. Исходя из этого положения Лейбниц делает вывод о принципиальной познаваемости мира.

Психическую жизнь человека Лейбниц попытался объяснить как непрерывный процесс (сознательное и бессознательное). Каждый новый элемент в нем входит в органическую связь с предшествующим и изменяет его. Лейбниц выделил малые перцепции или неосознаваемый восприятия. Интегрируясь они переходят на новый уровень психической жизни, становясь осознанными. Апперцепция (осознание) становится возможной благодаря вниманию и памяти. Величайшей заслугой Лейбница в области психологии является разработка понятия о бессознательном. Психические процессы протекают реально, безотносительно их осознаваемости субъектом. Ученый попытался показать в своей теории развитие сознательной жизни из бессознательной посредством активности души. Первоначально внимание определяется силой впечатления. Осознаются те восприятия, которые обладают достаточной величиной или несколько слабых или средних восприятий, которые в сумме достигают определенной силы. Сильное впечатление сразу производит действие. С осознаваемыми идеями Лейбниц связывал поведение человека.

По степени осознанности знания в душе-монаде он выделил три области:

1. –область ясного и отчетливого знания;

2. –область смутного знания;

3. –область бессознательного знания.

В познании он тоже выделил три ступени.

I cтупень –чувственное познание или понятия. Знание об отдельных качествах предметов(цвет, звук, запах, вкус, осязаемые качества).

II ступень –одновременно чувственные и умопостигаемые понятия, которые открывают связи и отношения и строятся на основе обобщений данных органов чувств.

III ступень –умопостигаемые знания или понятия, которые выводятся из разума и не нуждаются в опоре на органы чувств. Это знание о всеобщем и необходимом.

I cтупень –низшая, -смутные знания, II и III –идеи понятные и отчетливые, III ступень –высшая. Идеи и знания III ступени содержатся в области апперцепции, открываются человеку с помощью интуиции, самые достоверные, ясные и обобщенные. Бессознательную часть души можно понять только при помощи интуиции, а не логики.

Лейбниц не признавал существования врожденных идей. И в то же время говорил о врожденных принципах, склонностях или предрасположениях, как о способностях к восприятию истин. Благодаря им истины с помощью внешнего опыта могут быть извлечены из души. Мысли же являются действиями и поэтому врожденными быть не могут.

Сенсуализм в психологии.

Томас Гоббс (1588-1679) Работы Гоббса: «Левиафан»; «О гражданине»; «О теле»; «О человеке».

Гоббс отвергал существование разумной души как особой нематериальной субстанции. В мире существуют лишь материальные тела, которые движутся по законам механики. Т.О. Гоббс распространил принцип механистического детерминизма на всю психическую жизнь человека.

Ощущение Гоббс понимал как результат воздействия материального тела на организм, как внутреннее движение. Ощущение - это результат, эффект, который произведен в теле внешним предметом.

Из ощущений вытекают представления, которые следуют друг за другом в таком порядке, в каком сменялись ощущения, составляя цепи мыслей. Впоследствии такую связь назвали ассоциацией. У Декарта, Спинозы, Лейбница –ассоциации связаны с низшими формами познания. У Гоббса –это универсальный закон психической жизни.

Гоббс критиковал Декарта, его теорию врожденных идей и подчеркивал эмпирическое, опытное происхождение человеческого знания, источник его –органы чувств.

С позиций детерминизма Гоббс подходил и к проблеме свободы воли. Он отвергал свободу воли, сравнивал поведение человека с течением реки, вода которой движется свободно, вместе с тем необходимо по своему руслу. Такое же совмещение свободы и необходимости Гоббс отмечал и в человеческих поступках. Поведение человека всегда обусловлено внешними причинами, оно всегда необходимо, но в рамках этой необходимости человек свободен в выборе. Воля –это производное от 2-х основных мотивов человеческого поведения:

-стремление (или влечение);

-отвращение.

Одна и та же вещь может вызвать в человеке то влечение, то отвращение, желание действовать или избегать этого действия.

Это состояние ни что иное, как борьба мотивов. Гоббс называл борьбу мотивов размышлением, обдумыванием, которое в результате дает человеку волю. Итог размышления и есть воля (желание или нежелание). Только в этом смысле можно говорить о свободе воли.

Джон Локк.(1632-1704) окончил Оксфордский университет. Изучал естественные науки, медицину, философию. Увлекался сочинениями Декарта. Активный политический деятель. Автор работ «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении», «О воспитании».

Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний человека. «В сознании нет ничего чего бы не было в ощущениях». Он выступал с критикой врожденных идей, прежде всего врожденного знания. Если бы врожденные идеи существовали, они были бы известны и ребенку, и взрослому, и идиоту, и народам, стоящим на низшей ступени развития. Но процесс овладения знаниями у детей довольно сложен. Логические и теоретические истины, которыми пользуется взрослый не доступны пониманию ребенком или слабоумным.

Не существует не только общих врожденных теоретических и логических знаний, но и общих практических истин –у разных народов разные языки, политические и моральные убеждения, представления о добре и зле, иногда они могут быть прямо противоположными. Моральные представления могут быть различными и у разных слоев населения. Идея Бога тоже не является врожденной, что подтверждается разницей вероисповедания у разных народов.

Если врожденных идей нет в сознании, как нет и врожденных принципов и предрасположенности к определенному знанию, то что же тогда психика человека? Психика –сознание человека –это «tabula rasa» -чистая доска, которую жизнь заполняет собственными письменами.

Знание (логическое, теоретическое, этическое) проистекает из опыта, из ощущений, которые составляют основу разума. Единственные источник разума –чувственный опыт человека. Локк выделял два вида опыта:

-внешний (ощущения);

-внутренний (рефлексия).

Внутренний опыт дает человеку знание о самом себе, о различных процессах сознания и понятие об этих процессах. Рефлексия у Локка –это опытное, а не рациональное знание.

Ощущения дают знания об окружающем мире. Ощущения поставляют информацию о конкретных свойствах окружающих предметов. Это не только начальный этап познания, но и единственный путь приобретения знания о внешнем мире. Однако, ощущения -пассивный процесс, в результате которого появляется более или менее точная копия (идея) вещи. Отрицание активности ощущений привело Локка к отрицанию их объективности и мнению о невозможности постичь окружающее.

Идеи, которые человек получает из 2-х источников опыта –ощущений и рефлексии Локк называет простыми идеями. Они –основа знания. Если чувства –источник знаний, то разум –руководитель, который систематизирует данные чувства.

Процесс познания –это процесс взаимодействия между человеком и природой, которое приводит к реальному знанию и представляет собой соответствие между идеями и предметами природы. Если такое соответствие достигнуто, человек приходит к истинному знанию. Однако такое

соответствие практически недостижимо. Следовательно, внешний мир, в отличие от внутреннего полностью непознаваем.

Непознаваемая часть Познаваемая часть мира

мира

Человек устремляется к освещенной части, которая познается через опыт, эксперимент, наблюдения, чувственный опыт.

С одной стороны Локк доказывал неограниченные возможности опытного знания, а с другой – недооценил значение активности человеческого познания.

Ученый пришел к выводу о существовании первичных и вторичных качеств предметов. Первичные –в самих вещах и являются их реальными качествами: протяженность, плотность, движение, покой, форма, число. Они объективны и не зависят от восприятия человека.

Вторичных качеств нет в предметах, их возникновение связано со спецификой органов чувств (цвет, запах, вкус), качества -существующие в сознании человека, которыми он наделяет предметы.

Третичные качества –результат взаимодействия предметов, это «способности» или «силы». Например, способность солнца делать воск белым, способность огня –плавить свинец и т.д.

Во внешнем мире человек способен объективно познать только предметы в их первичных качествах. Знание лишь приоткрывает часть свойств окружающих предметов.

Критерием истинности Локк называет отношение согласия или несогласия между идеями. По степени истинности он выделяет 3 вида знания:

-высшая ступень –знание интуитивное. Душа сразу усматривает согласие или несогласие 2-х представлений. Это самое достоверное, ясное видение отношений между идеями. Это знание человека о самом себе.

-вторая ступень –демонстративное знание –усмотрение необходимых отношений между идеями посредством других идей. Оно вполне достоверно, т.к. в его основе лежит интуитивное знание. Однако оно может быть ошибочным, потому что – демонстративное знание –это выводы и доказательства, требующие напряжения внимания и памяти. Это познание Бога, этические и математические понятия.

-низшая ступень –сенситивное знание. Сравнение представлений связано с теми данными, которые были получены органами чувств. Это наименее достоверное знание, т.к. разум не усматривает связей между идеями вещей и их реальным существованием. Знание о внешнем мире наименее достоверное из 3-х видов человеческого знания.

Кроме достоверного знания Локк выделил и недостоверное, или мнение, когда согласие или несогласие идей только предполагается.

Локк приходит к выводу о частичной познаваемости внешнего мира, утверждая все же, что свой собственный мир человек может познать полностью и объективно при помощи рефлексии, т.е. личное знание достоверно только в отношении внутреннего мира человека.

Дж.Локк ввел в психологию термин ассоциация. Ассоциация -неверное соединение идей в уме, которые не связаны друг с другом. Не зависят друг от друга. В ассоциациях Локк видел причину человеческих предрассудков и заблуждений. Позже понимание этого термина изменилось, ассоциация стало ведущим понятием в психологических теориях XVIII-XIX вв.

Вопросы:

1. Какие аргументы приводит Локк в своей критике врожденных идей?

2. Какие виды опыта выделял Локк?

3. На основании каких фактов Локк приходит к выводу о неполной познаваемости внешнего мира?

Литература:

Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. –М., 1964, -Т 1, 2.

Локк Д. Избранные философские произведения В 2 т. –М., 1960, -Т 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: