Вами уже усвоено, что культурная составляющая реального мира является совокупным результатом целенаправленной и осознанной человеческой деятельности. Поэтому определение культуры в самом широком смысле может быть представлено как всё созданное людьми, то есть весь предметный, вещный мир, созданный людьми в процессе их целенаправленной, осмысленной деятельности.
Если мы обращаемся к этому предметному, вещному миру для изучения истории, то он становится для нас источником этого изучения. Следует заметить: из этих рассуждений происходит формирование определения исторического источника как продукта целенаправленной человеческой деятельности.
Определения исторического источника:
- А.С. Лаппо-Данилевский (конец XIX-начало XX веков) – реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением;
- А.Г. Голиков, А.Т. Круглов, О.М. Медушевская (начало XXI века) – реализованный продукт человеческой деятельности определённой эпохи, которую он выражает, представляет и изучение которого делает возможным;
- О.М. Медушевская (конец XX-начало XXI веков) – продукт целенаправленной человеческой деятельности, явление культуры.
Внимание!
В определении А.С. Лаппо- Данилевского присутствуют главные составляющие метода получения из источников достоверной информации через изучение их природы.
Главные свойства исторического источника:
- создан человеком, поэтому является реальной основой изучения человека;
- явление культуры своего времени, реальный остаток эпохи;
- источник всегда целенаправленно структурирован под ту функцию, которую по замыслу автора должен был выполнять в действующей информационной системе своего исторического настоящего. Эта система может быть вычислена по функциям, которые в ней были востребованы;
- как носитель фиксированной информации исторический источник способен выполнять функцию канала передачи информации во времени.
Таким образом, становится понятным, что источниковедение изучает не просто исторический источник, но и систему отношений: человек (автор) – произведение (источник) - человек (исследователь). То есть один человек общается с другим не непосредственно, а опосредованно, с помощью произведения, созданного другим человеком и отражающего его личность.
К указанному следует добавить три обстоятельства, связанные с тем, что источник является реальным остатком эпохи:
-источники, созданные людьми определённой эпохи в момент их создания и последующего функционирования соотнесены между собой;
- человек, создавая своё произведение (исторический источник) выражает в нём себя, более широко – современное ему общество, поскольку человек – существо социальное;
- в исторических источниках зафиксированы два типа информации – выраженная (очевидная творцу источника) и скрытая (невидимая ему из-за множества взаимосвязей и черт, присущих объекту). Скрытой информации больше, чем выраженной. Современное учение об информации позволило теоретически обосновать содержательную неисчерпаемость исторического источника.
В результате приведённых рассуждений мы приблизились к пониманию того, что источниковедение изучает не просто исторические источники, но их природу через систему отношений: человек (автор) – произведение (источник) – человек (исследователь), что источниковедение складывалось как особая дисциплина в рамках гуманитарного знания и конкретно в рамках методологии исторического исследования.
Внимание!
В результате знакомства с данной частью учебного пособия следует уяснить основные составляющие определений исторического источника, помогающие понять его главные свойства и необходимость изучать его природу. Это важно не только для понимания предмета и задач изучаемой дисциплины, но и умения использовать результаты изучения в самостоятельной педагогической и исследовательской работе.