Критика и интерпретация источника как исследовательская проблема; источниковедение как проблема национальной истории. XVIII-I половина XIX веков.
Первоначальное развитие источниковедения связано с первой научной познавательной системой – рационализмом. Поскольку все научные познавательные системы, в отличие от провиденциализма, рассматривают причинно-следственные связи исторического развития горизонтально, историкам необходимы источники для их объяснения.
Понятия – источник, его критика, его понимание или герменевтика впервые возникают в связи с филологической интерпретацией важнейших произведений литературы классической древности.
К началу XIX века общие принципы обращения к произведению (источнику) и его автору постепенно превратились в способ проникновения в глубинный смысл текста, а авторское произведение стало самостоятельным предметом и целью исследования – историческим источником. Подтверждением тому является трактат немецкого теолога и философа Шлейермахера (1768-1834) «О герменевтике и критике, особенно в отношении к «Новому Завету». Он свидетельствует о складывании учения о герменевтике, в основе которого лежали способы понимания и интерпретации источника, и учения о критике, в основе которого лежала необходимость выявления возможных ошибок в содержании источника.
Преподаватель Марбургского университета Фридрих Савиньи (1779-1861), развивая методы критики и интерпретации источников, попытался, например, использовать при изучении истории права фольклор. Это обстоятельство, вероятно, не заслужило бы особого внимания, если бы не присутствие на этих занятий студентов – братьев Гримм.
Так сформировалась критика и интерпретация источника как исследовательская проблема.
Понятие источниковедение возникло в результате собирания, изучения и систематизации исторических источников для создания национальных историй. Например, «Памятники германской истории», которые выходят с 1828 года до настоящего времени, издаются по типам источников. Немецкий историк Б.Г. Нибур (1766-1831), автор «Римской истории», является основателем научно-критического метода в изучении национальной истории.
В рационалистической познавательной системе изучение природы исторических источников не предполагалось.