Источник как средство познания в позитивизме

Пропагандистами позитивизма как научной познавательной системы были французские историки, профессора Сорбонны Ш.-В. Ланглуа (1863-1920) и Ш. Сеньобос (1854-1942). Их сочинение «Введение в изучение истории» было издано в Москве в 1898 году. Данная познавательная система предполагает на основе изучения объёмного фактического материала установление закономерностей исторического развития. Под влиянием изучения источников национальных историй, о которых уже упоминалось, позитивизму свойственна евроцентристская модель исторического процесса.

В позитивизме авторские произведения (источники) перестают быть предметом и целью исследования, как это было в рационализме. Теперь источники изучаются только с целью выявления фактов. Вместе с тем, такой подход вносит свой вклад в развитие источниковедения. Первый этап исторических исследований позитивистов, связанный с поиском фактов, включает и поиск источников. Поэтому позитивизм развивал справочные издания и вспомогательные науки. Второй этап исторических исследований позитивистов, связанный с изучением фактов, включает «аналитические процессы», которые распространяются на источники. Поэтому позитивизм развивал внешнюю критику источника (происхождение, авторство), внутреннюю критику источника (толкование, критику достоверности в виде суждений о точности и искренности автора источника). Более того, в позитивизме методология истории становится учебной дисциплиной. Но она же позволяла позитивистам открыто презирать философию и философию истории. Природа источника их не интересовала, но они определённым образом продвинулись в области соотнесения источника и факта. И это естественно, поскольку позитивизм претендуя на разработку исторических закономерностей должен был опираться на подлинные источники.

Так сформировалась внешняя и внутренняя критика источников, появилась методология истории, стали развиваться вспомогательные науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: