Интерпретация источника

Цель данного этапа анализа – установить (в той мере, в какой это возможно с учётом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и его исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор.

А.С. Лаппо-Данилевский придавал интерпретации произведения (источника) принципиальное значение. От неё зависти благонадёжность выводов историка, поскольку интерпретация стремиться установить только то именно значение источника, какое автор придавал ему.

Способы интерпретации:

- психологическое истолкование (признание чужой одушевлённости автора);

- типизирующий метод – соотнесение произведения (источника) с существующим типом культуры;

- индивидуализирующий метод - раскрытие индивидуальных особенностей творчества автора произведения (источника).

- герменевтика – включение смысла этого источника в современное понимание, которым обладает исследователь. Уже упоминавшийся нами историк Марру писал: «Исследователь средневековых текстов должен быть способен на какое-то время психологически войти в образ средневекового монаха». Но для ряда категорий источников такой подход неэффективен.

Внимание!

Этап интерпретации источника предполагает создание психологически достоверного образа автора источника. Предусматривается использование наряду с логическими категориями познавательного процесса таких категорий как здравый смысл, интуиция, сопереживание, симпатия. На этапе интерпретации источника исследователь движется в потоке сознания автора произведения. Источник предстаёт при этом как часть реальности прошлого.

Анализ содержания источника.

Задача – оценить источник логически, раскрыть богатство информации, которую содержит источник, поставленный в связь с данными современной науки.

На данном этапе анализа позиция исследователя меняется. Он рассматривает источник как часть той реальности, в которой находится сам. Иными словами анализ – взгляд на источник и его свидетельства глазами современного исследователя, человека другого времени.

Способы анализа содержания:

- логические суждения;

-логические доказательства;

- сопоставление данных;

- анализ согласованности данных друг с другом.

Внимание!

Решение задачи шестого этапа анализа источника – соотнесение полученных в его результате данных со всем объёмом личностного знания исследователя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: