План изучаемой темы:
1. Долетописная историческая традиция в литературе Киевской Руси.
2. Летописные памятники Киевской Руси.
3. Летописание периода уделов XII-XV веков.
4. Летописание Московского царства XVI века.
5. Российское летописание XVII века.
6. Летописи как исторический источник и методы их изучения.
Учебники и учебные пособия:
Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М.,2008.
Данилевский, И.Д., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998 и более поздние издания.
Рекомендуемая литература:
Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947.
Насонов А.Н. История русского летописания ХI – начала XVIII вв. М., 1969.
Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979.
Шмидт С.О. Российское государство в сер. XVI стол. М., 1984.
Определения ведущих понятий и основное содержание указанной темы:
Характеристика долетописных памятников и первых памятников русского летописания XI века связана с гипотетической реконструкцией картины начального периода отечественного летописания, представленной в исследовании А.А. Шахматова «Повесть временных лет» (Пг., 1916), проведённом в методике изучения исторических источников, предложенной А.С.Лаппо-Данилевским. Долетописная историческая традиция представлена двумя группами памятников: исторической письменностью киевской церкви Рождества Богородицы (Десятинной) и сочинениями политического характера киевского происхождения. В первую группу входят памятники, связанные с историей церкви, которая была построена по указанию князя Владимира I и освящена в 996 году: «Сказание о варягах – мучениках» (кровавые события 983 года, на месте варяжского двора и была построена позднее Десятинная церковь), «Сказание о крещении княгини Ольги», «Сказание о кончине княгини Ольги» (прах её был перенесён в церковь Рождества Богородицы приблизительно в 1007 году), «Молитва князя Владимира в Десятинной церкви» с 996 года («Господи! В сем храма, мною сооруженном, да внимаешь всегда молитвам добрых россиян»), «Память и похвала Владимиру Иакова Мниха» (1015 год, после смерти Владимира I). Вторая группа – политические памятники середины XI века - имела киевское происхождение и демонстрировала полянославянскую концепцию образования древнерусского государства и варяжскую концепцию происхождения княжеской династии в нём. Это «Сказание о начале русской земли», которое ассоциировалось с городом Киевом и деятельностью князя Кия; «Сказание о призвании варяжских князей», «Сказание о русских князьях», которое посвящалось политической деятельности киевских князей Игоря, Ольги, Святослава, Владимира с 945 года по 980 год. Все эти памятники датируются до середины XI века, они посвящены или отдельным историческим событиям или отдельным историческим деятелям. В отличие от них летопись – средневековый опыт построения истории государства, народа или народов.
|
|
|
|
Летописание Киевской Руси. К нему относятся три основных исторических памятника, созданных в XI-начале XII веков в Киево-Печерском монастыре. «Древнейший киевский летописный свод». Время написания – 50-е годы XI века, время княжения Ярослава Мудрого. События описаны до 1039 года: призвание варягов новгородцами, распространение их власти на южные полянские земли, общерусская политика Рюриковичей – князей Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, великого князя Ярослава Мудрого до 1039 года. Особо выделена тема принятия христианства. Идеология свода: создание единого христианского государства – великий подвиг князя Владимира I; идея спасительности христианства, в том числе и для политики Рюриковичей. «Начальный летописный свод». Время написания – 1096-1099 годы, время княжения Святополка Изяславича. События описаны до 1093 года: использование фактического материала «Древнейшего киевского летописного свода» до 1039 года; великое княжение Ярослава Мудрого от 1039 года до его смерти в 1054 году; великие княжения Изяслава Ярославича до 1077 года и Всеволода Ярославича до 1093 года. Идеология свода: восхваление княжения Ярослава Мудрого как продолжателя политики единства Владимира I, направленного на всестороннее усиление Руси; и осуждение князей Изяслава и Всеволода за сепаратизм и его следствия – междоусобные войны и клятвопреступления. Автор «Начального летописного свода» полагал, что примером старших (князей, собиравших и укреплявших Русскую землю) можно исправить младших (сепаратистов Ярославичей); что ослабление и разделение Руси на части – это грех (Русь принимала христианство всем народом, единым государством). В итоге данный летописный свод превратился в анитикняжескую летопись. Реакция великого князя Святополка Изяславича была свирепой – настоятель Киево-Печерского монастыря отец Иоанн был арестован и сослан в Туров. «Повесть временных лет». Автор Нестор. Время написания 1113 год, время окончания княжения Святополка Изяславича и начала княжения Владимира Мономаха. Центральный памятник древнерусского летописания. События описаны до 1110 года: использование фактического материала «Начального летописного свода» до 1098 года, использование многочисленных византийских и европейских хроник, договоров Руси с Византийской империей, великое княжение Святополка Изяславича до 1110 года. Уникальность задачи Нестора состояла в том, что он должен был впервые осуществить целенаправленное изложение русской истории. Он объяснил название государства – Русь, используя при этом полянославянскую концепцию происхождения древнерусского государства и варяжскую концепцию происхождения власти в нём; показал соседей Руси; обозначил место Руси в мировой истории как свободное, равноправное государство и свободный, равноправный другим народам русский народ (исторический народ); представил официальную концепцию истории Руси, суть которой - упорная деятельность Рюриковичей по собиранию Русской земли и созданию единого государства и задача которой – не допустить разделения. Центральным событием русской истории до 1110 года Нестор обозначил принятие христианства. Идеология «Повести временных лет»: показ Рюриковичей как собирателей Русской земли и создателей единого мощного и процветающего государства для недопущения разделения Руси на части. «Повесть временных лет» редактировалась при великом князе Владимире Мономахе в 1116 и 1118 годах.
|
|
Летописание периода уделов XII- XV веков. Отличительные особенности летописания этого длительного периода – наличие областного летописания, личных родовых летописцев князей, летописных повестей о княжеских преступлениях. Кроме того, сохранилось общерусское летописание. Его наличие в удельный период объясняется не только претензиями отдельных князей на общерусский масштаб политической деятельности, но и тем, что русская культурная традиция всегда одинаково неодобрительно относилась и к перспективам и к факту разделения Руси на части. Владимиро – Суздальское общерусское летописание. Оно относится только к домонгольскому периоду70-х годов XII века – 10-х годов XIII века. Владимирские своды представляют Владимиро-Суздальское княжество новым объединительным центром Руси в новых условиях, показывают Владимир как новый политический и религиозный центр Руси, который следует рассматривать преемником старого Киева. Тверское общерусское летописание. Оно относится к началу XIV – середине XV веков. Своды этого времени представляют Тверское княжество единственным наследником лучших традиций русской истории, не скомпрометировавшим себя союзничеством с Золотой Ордой и угодничеством перед её ханами. Поэтому только Тверь может быть реальным и перспективным новым центром русских земель. Напротив, моральная нечистоплотность московских князей, связанная с блокированием с татарскими ханами, лишает Москву таких перспектив. Московское общерусское летописание. Оно относится к XV веку. Это Троицкая летопись 1409 года и Московские летописные своды 1477 и 1479 годов. Идеология московского летописания: именно Москва является преемницей Киева, потому что суть киевской и московской истории одинакова – борьба с неверными. В киевский период это печенеги и половцы. Киевские князья эту борьбу выиграли. В московский период это монголо-татары. Московские князья эту борьбу выиграли. К тому же в киевский период Новгородская земля подчинялась великим киевским князьям, поэтому в московский период она должна подчиняться московским великим князьям как преемникам киевских. Новгородское общерусское летописание. Это Софийский свод 1448 года. Новгород никогда не рассматривал себя в качестве общерусского центра. Но новгородцы, понимая свою неразрывную связь с русскими землями, хотели иметь особый статус среди них. Таким образом, культурная традиция на всём протяжении эпохи уделов отстаивала идею единства русской земли.
|
|
Летописание Московского царства XVI века. Летописание приобрело новые черты под влиянием хронографов и архивных документов. Хронографы поэтапно изображали всемирную историю от сотворения мира. В России Хронограф появился в 1442 году в редакции 1512 года. События в редакции 1512 года доведены до паления Византийской империи в 1453 году. Чётко обозначены положения теории «Москва – Третий Рим, а Четвёртому не быть». Следуя жанру хронографов, изложение всемирной истории подчинено в них чисто литературным повествовательным задачам: факты были материалом для занимательного чтения, для моральных выводов. Историческое лицо в хронографах интересно не само по себе, а как пример для нравоучения. Историческое событие, таким образом, в хронографах занимает подчинённое положение. Под влиянием хронографов в русских летописях XVI века усилилась повествовательность, появился вымысел, появляется стремление к полной литературной переработке предшествовавшего литературного текста. Летописная манера XVI века ощутила стиль и содержание деловых бумаг московских приказов, особенно Посольского. Постепенно летопись стала превращаться в свод важнейших государственных документов. В XVI веке русское летописание изменилось и под воздействием хронографов и под воздействием архивных документов. Хронографическая манера преобладала в той части летописного свода, которая составлялась на основе предшествующих летописных памятников. Они перерабатывались в новой повествовательной манере. Документальный состав преобладал в описании современных летописцу событий. Основные летописные памятники Московского царства XVI века: «Воскресенская летопись» - официальная летопись I половины XVI века, события доведены до 1560 года, имеет точную датировку, содержит текст «Сказания о князьях Владимирских»; «Никоновская летопись», самая обширная летопись XVI века, особенно заметно влияние хронографов, события доведены до 1558 года; «Лицевой летописный свод» до 1568 года, содержит 16 тысяч миниатюр, «Царственная книга» этого свода с 1533 по 1568 годы носит следы грубого редактирования текста в духе опричной политики Ивана IV, направленной на усиление самодержавной власти царя.
Летописание Московского царства XVII века. Превращение летописной традиции в сочинения исторического характера. Примером служит «Новый летописец» начала 30-х годов XVII века. По названию и по форме это летопись, но по сути связь с летописью разорвана. Это историческое сочинение о смутном времени, в котором преобладают две проблемы – оценка смуты и легитимность Романовых. В этот период произошёл всплеск областного летописания в связи с присоединением Сибири к Московскому царству. Это «Киприановская летопись» 1622 года, «Есиповская летопись» конца 30-х годов XVII века, «Строгановская летопись», «Ремизовская летопись» конца XVII века и «Кунгурская летопись». Основная тема – превращение языческой Сибири в огромную христианскую землю и основной герой присоединения Сибири –Ермак Тимофеевич.
Летописи как исторический источник и методы их изучения. Анализируя летописные памятники, следует учитывать, что русское летописание развивалось, главным образом, под влиянием действительности и только частично под влиянием литературной традиции. Русское летописание и русская жизнь были тесно связаны на протяжении 700 лет. Летопись всегда была политическим атрибутом, поэтому велика роль княжеского контроля над ней. С конца XI века летописание приобретает официальный характер. Вместе с тем, летописание всегда служило целям национального объединения. В XVI-XVII веках задача летописи – воспитывать читателя в духе официальных политических воззрений. Летопись – основа фактического материала для исторических построений IX-XVII веков. Поэтому надо знать историю летописания, уметь делать анализ содержащегося в летописях фактического материала, связывая его с требованием исторической действительности. Нужно уметь читать летописный текст, сличая все списки исследуемой редакции, понимать личность летописца, правильно истолковывать текст.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме (самоконтроль): Для достижения задач поставленных при изучении темы «Летописные источники эпохи традиционализма и методика их анализа» студент должен использовать результаты аудиторной работы – лекций и самостоятельной работы. Она предполагает умение различать долетописную, собственно летописную и постлетописную исторические традиции. В летописной традиции следует выделять памятники, происхождение которых носит гипотетический характер. Следует представлять общую картину русского летописания, знать самые выдающиеся памятники ХI-ХVII веков, понимать их идеологическую направленность. В истории летописания следует различать главную тенденцию его развития с Х по ХVII века. Надо понимать значение летописи в контексте культуры, идеологии, политики определенного периода отечественной истории. Следует ориентироваться в основных положениях методики изучения летописных источников. Основные положения темы могут быть более активно усвоены благодаря непосредственному знакомству с определенными летописными текстами. Основные их издания следующие: Полное собрание русских летописей. Т.1-24. СПб., 1846-1921; Т.25-29. М.- Л., 1949-1963; Т.30-39. М.-Л.,1965-1994; Т.41. М., 1995. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М. Л., 1950. Повесть временных лет. Часть 1-2. М. - Л., 1950. Радзивилловская летопись. Кн. 1-2. СПб., 1994.
Все виды занятий по теме предполагают следующий прогнозируемый результат:
1. Уметь выделять летописные памятники как определённый вид исторических источников.
2. Знать главные периоды развития отечественного летописания.
3. Понимать место летописных памятников в истории отечественной культуры.
4. Знать наиболее важные летописные памятники.
5. Ориентироваться в методике источниковедческого анализа летописных текстов.