Тема 10. Интерпретация в исследовательской деятельности

В процессе научно-педагогического исследования очень важную роль играет интерпретационная деятельность исследователя, связанная с истолкованием и творческим использованием педагогических знаний. Интерпретация должна служить раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

Задачи интерпретации – выявление объективного знания полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.

В современной науке интерпретация используется как самостоятельный метод исследования. Интерпретация имеется там, где есть многосложный смысл. Именно интерпретация и обнаруживает этот смысл. Это особенно актуально для психолого-педагогической реальности, которая всегда многозначна, многовариантна, содержит в себе множество возможностей развития.

Интерпретация в педагогическом исследовании основана на признании ценностно-смысловой множественности, стремлении к информационному и ценностно-смысловому обмену между разными науками, концепциями, теориями, а также между участниками педагогического взаимодействия. В интерпретации должны быть задействованы разные типы знания, различные формы представлений об объекте исследования и средствах педагогического управления развитием этого объекта.

В интерпретации информации выделяют такую последовательность действий: 1). предположения; 2). определение достоверности информации; 3). рефлексия и «процеживание» информации (что в полученной информации отражает собственную точку зрения исследователя, что является следствием стереотипов, предвзятости и т.п.; 4). организация информации; 5). сравнение с данными других источников, с другими ситуациями и т.д.; 6). анализ; 7). выявление причины и следствия; 8). синтез; 9). выводы; 10). оценка информации для подтверждения или опровержения гипотезы исследования.

Особую трудность представляет интерпретация результатов парадоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концептуальных оснований. Определенную настороженность вызывает и полное совпадение результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться «вектору» инерции, пойти по привычному пути.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам[15], а в истолковании целей, идеалов, уровня развития социальной и мотивационной сфер, творческих способностей – интерпретации герменевтического характера при активной роли выразительных средств языка, выполняющих фиксирующую, диагностирующую и эвристическую функции.

Педагогическая герменевтика – теория и практика (науки и искусства) интерпретации педагогических знаний, осмысления эмоционально-духовного опыта. В настоящее время педагогическая герменевтика востребована как методология гуманитарного освоения феноменов культуры. Необходимость герменевтического подхода в процессе ведения научного исследования обусловлена прежде всего нарастающим вниманием педагогики к индивидуальным, уникальным и неповторимым, проявлениям человеческой субъективности, представленными в науке, языке, народных традициях, искусстве, культуре в целом.

Герменевтика предусматривает максимальное расширение круга ценных источников научно-педагогического поиска. При исследовании психолого-педагогических проблем следует помнить, что педагогические смыслы заключены не только в научных текстах, но и в философской, религиозной, научно-популярной литературе, в поэтических и прозаических художественных произведениях, в фольклоре и образовательной практике. Они воплощаются в образах и символах, сформировавшихся в культуре в различные исторические эпохи, и часто носят аллегорический характер.

В ходе выдвижения рабочей гипотезы и ее отработки полезно расширять контекст исследовательской деятельности, включая предмет изучения в разнообразные системные связи и новые контексты: личный, общефилософский, религиозный, эстетический. Для этого рекомендуется использовать возможности педагогической литературы разных жанров и стилей (научной, учебно-методической, художественной, научно-популярной, публицистической), осмыслять материал с привлечение дополнительных сведений: биографических материалов, специфики времени, места, социальной ситуации.

Практическая реализация герменевтического подхода осуществляется с помощью специальных исследовательских интерпретационных методов и приемов научно-педагогических и иных текстов, разнообразного фактологического материала и данных наблюдений за живым педагогическим процессом. В числе этих методов исследования (как теоретического, так и эмпирического уровня) следующие:

- биографический метод [16];

- интеллектуальный диалог с автором текста, произведения искусства (работа с каким-либо произведением – текстами-первоисточниками, другими творческими работами – подразумевает учёт и знание широкого контекста конкретного труда и наследия в целом, обращение к автобиографии автора и особенностям времени создания этих произведений; привлечение материала других научных работ по этому вопросу. То есть диалог в данном случае понимается как внутреннее, мысленное общение с автором. В таком внутреннем диалоге исследователь формулирует свое отношение к идеям, высказанным в книге, научной статье, применительно к хореографической области – в хореографическом произведении. При этом у самого исследователя рождаются какие-то идеи, осознаются связи между определенными явлениями, фактами, процессами, которые ранее казались не очевидными. С такой «диалоговой интерпретацией» связано понятие «диалогового понимания» – это непосредственное постижение человеком определенных феноменов во всей их целостности, предполагающее определенное отношение исследователя к тому, что изучается [1]);

- провоцирование конфликта интерпретации (исследователю важно увидеть конфликт различных интерпретационных версий и самостоятельно определиться с выбором мировоззренческой методологической позиции, а не искусственно приспосабливать теории к теме своего исследования, избегая поверхностного подхода, когда «удобные» теории, по выражению Э.Фромма, подбираются по принципу «шведского стола». Так, во многих работах присутствует попытка формально применить деятельностный подход[17] или преувеличить его роль, в то время, как активность человека выражается не только в действии, но и в созерцании, в умении правильно постичь явления и процессы, о чем писал С.Л.Рубинштейн, начавший разрабатывать деятельностный подход в 1922 г. Важно также учитывать то, что есть различные варианты деятельностного подхода. Вариант Рубинштейна предполагает самостоятельный и творческий характер деятельности, при которой внешние педагогические и пропагандистские воздействия влияют на человека опосредованно через специфические внутренние условия. И есть вариант А.Н.Леонтьева середины 1930-х гг., в соответствии с которым психическое формируется как точная копия внешних воздействий. При этом самостоятельность и активность субъекта деятельности носит не столь выраженный характер);

- мереологическое умозаключение (выделение в изучаемом предмете особенного, его идеализация и перенос свойств части на всё целое; в отличие от индукции мереологическое умозаключение не связано с подведением под множество и типизацией. Очевидно, что понимание педагогической действительности исключительно на основе силлогического[18] мышления, чревато формализмом. Герменевтическая логика основана на том, что в понимании научно-практической проблемы участвует не только классическая логика, но и интуиция, профессиональный, общекультурный опыт исследователя. Примеры мереологических обобщений, избегающих типизации, - макаренковский принцип опоры на положительное в человеке, а также диалектическая трактовка А.С.Макаренко случая физического воздействия на ученика не как наказания, а как метода требования, доведенного до предела);

- этимологический анализ терминов и исследование на этой основе истоков и развития педагогического знания (полезен поиск противоречий в трактовке научных понятий и выдвижение на этой основе собственной версии; многозначность педагогической терминологии связана со сложностью предмета этой науки, даже в трактовке самого понятия «педагогика» нет единства[19]);

- метафоризация, перенесение свойств предмета на другой на основании общего с ним признака, и деметафоризация, возвращение к прямому значению; в процессе такого преобразования достигается смысловое обогащение предмета познания (метафора – своеобразная модель знания, выдвижения гипотез, и процесс метафоризации полезно стимулировать. Во всех областях знания есть термины, произошедшие от метафор – «растительная клетка» в биологии, «живое знание» в психологии и педагогике, «пальцевая техника» в педагогике хореографии и т.д. И.Павлов, описывая механизм образования нервных связей, метафорически отождествлял нервную систему с телефонной станцией. Метафора выполняет эвристическую функцию: расширяет контекст понимания педагогических явлений, способствует многоракурсности видения, освобождает от стереотипов восприятия и др.);

- рефлексивное осмысление допущенной исследовательской ошибки (на промежуточных этапах ведения и оформления результатов работы исследователь иногда самостоятельно, иногда с помощью рецензентов может обнаружить ошибку; с позиций педагогической герменевтики ошибка как субъективно-личностное проявление достойна специального внимания, вполне возможно, что под видом ошибки скрыта интуитивная подсказка);

- вынесение рефлексивной исследовательской деятельности во внешний план и устное проговаривание версий интерпретации научно-педагогического знания, диалог с собой и пр.;

- составление педагогических нарративов (разнообразных по стилю и жанру повествовательных текстов, в которых знания о законах, принципах, методах и формах педагогической деятельности наполняются конкретным ситуативно и личностно обусловленным жизненным смыслом);

- соотнесение научного и нарративного способов описания предмета исследования и достижения таким образом объемного видения исследуемых педагогических феноменов.

Герменевтический подход в научно-педагогических исследованиях базируется на признании двойственного характера интерпретирующей деятельности. Это проявляется:

- как двойственность самого субъекта научного исследования, который выступает и как общественный субъект, и как неповторимая личность;

- как двойственность отношения к знанию, которое выступает в коллективной форме в виде универсальных культурных ценностей и универсальных культурных смыслов (представления о действительном, желаемом и должном), с одной стороны, и в форме ценностей личного характера, с другой стороны;

- как двойственность предмета деятельности;

- как наличие в деятельности интеллектуальной и аффективной сторон.

Герменевтические методы исследования обеспечивают взаимодействие теоретического и эмпирического планов изучения педагогических проблем [1; 5; 3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: