Подарки и сувениры

В XVII веке Людовик XIV употребил слово «этикет». На одном из приемов по велению монарха всем гостям были вручены карточки. На них были перечислены требуемые правила поведения. От француз­ского названия карточек - «этикеток» - произошло понятие этикет. Оно означает хорошие манеры, воспитанность, умение вести себя в обще­стве.

Требования делового этикета меняются с течением времени под влиянием разных факторов. Современный деловой человек должен сле­довать этим неписаным нормам поведения. И здесь очень важно поста­раться понять их содержание и внутренний смысл, а не стремиться безоговорочно и слепо исполнять. Ведь справедливо замечено, «что об­ряд – это не мертвая святыня».

Деловой этикет – это важная часть деловых отношений. Ее осно­вой по праву можно считать многовековую мудрость, почитающую ува­жительное отношение к людям, справедливость, верность слову, честность. В современном деловом этикете утвердилось главное прави­ло – всегда уважать не только себя, но и других людей, и стараться ста­вить себя на их место. Последнее подтверждает правоту великого Дж. Свифта, говорившего: «Кто никогда не поставит другого в неловкое положение, тот и обладает хорошими манерами».

Деловой этикет опирается на следующие принципы.

1. Этичность: общепринятые стандарты ориентированы на добро, позитив.

2. Универсализм: нормы делового этикета направлены на многие (различные) стороны деловых взаимоотношений.

3. Консерватизм: приверженность традициям всегда вызывает ощущение прочности, надежности, стабильности.

4. Непринужденность: соблюдение норм делового этикета должны быть естественными и не вызывать напряжения и раздражения.

5. Целесообразность: различные виды деловых отношений – перего­воры, деловая беседа, презентация – имеют разнообразные цели, но каждая рекомендация этикета должна строго им соответство­вать.

6. Свобода: отсутствие ограничений в выборе партнеров, методов и способов выполнения договоров; терпимое отношение к нацио­нальным и культурным особенностям, к разным деловым позици­ям.

7. Удобство: для делового человека должно быть удобным все – оде­жда, кабинет, правила поведения в различных ситуациях и т.д. Эти удобства должны быть у всех участников деловых отношений. Деловой этикет – это наука, которой учатся, как и любой другой. Главное – желание и практика.

ПРИВЕТСТВИЕ

Приветствием начинается общение между людьми. Согласно утвердившимся правилам вежливости, первыми приветствуют: младший – старшего, мужчина – женщину, проходящий – стоящего, опаздываю­щий – ожидающего, входящий – находящихся в помещении.

Деловые отношения вносят свои коррективы в деловой этикет. Приветствие младшим по должностистаршего становится гла­венствующим над остальными. Так, пожилая женщина-секретарь будет первой приветствовать молодого мужчину-директора. Однако если мо­лодой директор хорошо воспитан, он первым поздоровается с женщи­ной или старшим по возрасту мужчиной, независимо от их должности.

Если в должности и в возрасте нет большой разницы, то первым приветствует тот, кто первым увидел другого.

Приветствуя входящих женщин или человека, старшего по возрас­ту и должности, мужчина, как правило, встает. В деловой обстановке женщина также приветствует входящих, если они выше по должности, вставая. Приветствовать друг друга можно голосом, рукопожатием, поклоном.

Наиболее употребимо и удобно официальное приветствие «Здравствуйте». Оно подходит для любой ситуации и может быть ад­ресовано собеседнику, независимо от его возраста и должности. Равных по возрасту и должности или подчиненных можно приветствовать сло­вами «Доброе утро» до 12 часов, «Добрый день» до 18 часов, «Добрый вечер» после 18 часов. Приветствие рукопожатием. Первым протягивает руку тот, кто имеет привилегированное положение. Старший – младшему, женщина - мужчине, начальник - подчиненному. Но мужчина-начальник может дать возможность женщине-подчиненной первой про­тянуть руку. Кстати, очень ценятся женщины, владеющие рукопожатием. На них всегда смотрят с уважением.

Рукопожатие должно быть твердым, но галантным. Не стоит слиш­ком сильно сжимать руку собеседника. Не особенно приятно слишком слабое рукопожатие. Не нужно трясти чужую руку, сжимая ее двумя ру­ками, или протягивая только пальцы руки.

При рукопожатии мужчина снимает перчатку, женщина – нет. В повседневном общении пожимать друг другу руки не принято каж­дый день. Обычно это делается после выходного или после долгого пе­рерыва в общении.

Если расстояние между здоровающимися достаточно большое или между ними находятся люди, целесообразно обменяться поклонами. Делать это лучше спокойно и с достоинством. Начинать поклон нужно с головы, колени при этом не подгибать. При особом уважении можно подключить и спину, но при этом плечи не поднимать и не сутулиться: кланяться нужно с достоинством. Кроме поклона, мужчине следует приподнять шляпу. Других головных уборов это правило не касается.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

По правилам делового этикета, представление кого-либо подразу­мевает называние имени, отчества, фамилии, должности, организа­ции, в которой он работает. Представлять можно лишь в том случае, если Вы знакомы с обеими сторонами. Представляющий нужен как га­рант порядочности представляемых друг другу.

Представляют: младшего — старшему, мужчинуженщине, подчиненного начальнику, одногогруппе. Если люди одного возраста и статуса, то первым представляют (называют) того, кого лучше знают.

В настоящее время семейный статус деловой женщины (замужняя – незамужняя) роли не играет, главное – служебное положение.

Иногда случается такое положение, когда представляющего нет или его услуги не нужны. Гарантом знакомящихся тогда выступает фирма или организация, в которой они работают. В этом случае, находясь на конференции или любом другом форуме, можно подойти к заинтере­совавшему Вас человеку и сказать: «Вы не будете возражать, если мы с Вами познакомимся?» или: «Позвольте представиться».



ТИТУЛИРОВАНИЕ

Не последнее место в деловом этикете занимает обращение к парт­неру. Обычно пользуются титулами. Они отражают положение человека в служебной иерархии.

Титулы, связанные с занимаемой должностью: господин президент; господин министр, господин управляющий. Эти обращения обязатель­ны в деловых и письменных обращениях. При личных контактах дело­вой этикет позволяет употреблять имя: и фамилию сотрудника без титула. Титулирование по должности используют только до тех пор, пока человек занимает эту должность.

Титулы, связанные с научными званиями – доцент, профессор. Они присваиваются соответствующими документами пожизненно и ими можно пользоваться по отношению к этому человеку постоянно. В письменном общении такое титулирование обязательно, а в повсе­дневном – обычно опускается.

Куртуазные (изысканные) титулы употребляются по отношению к членам коро­левских семей, к лицам, руководящих государством или представляю­щих его интересы в других странах: господин президент, премьер-министр, посол. Использование этих титулов, по правилам де­лового этикета, не является обязательным.

Анонимное титулирование – это обращение без обозначения должностного или научного статуса. В 90-е годы в России в деловом общении возвратились титулы «господин» и «госпожа». Они используются как в устных, так и в письменных обращениях. Причем в письменных вариантах часто употребляются в сочетании с должностным титулом или фамилией.

Напомним, анонимные титулы, принятые в Великобритании и дру­гих англоязычных странах, – «мистер», «миссис», «мисс». В Германии и германоязычных странах – «герр», «фрау», «фройлен». Во Франции и франкоязычных странах - «месье», «мадам», «мадемуазель».

При изменении должности, научного звания или фамилии, необхо­димо разослать письма-уведомления своим партнерам с указаниями то­го, какой титул теперь должен быть использован, и как к Вам теперь обращаться.

Позитивно воспринимается и самотитулирование, если оно помога­ет присутствующим получить о Вас дополнительную информацию, по­лезную для дальнейшего делового общения.

Титулы, в том числе и анонимные, подчеркивают уважительное отношение к партнеру. Поэтому как отсутствие титулирования, так и избыточное повторение титулов не желательны.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Визитная карточка – замечательное изобретение, облегчагощее об­щение. В настоящее время она стала обязательным атрибутом делового общения. За ней закрепились следующие функции:

Представление деловых партнеров;

Подтверждение заинтересованности в дальнейшем сотрудничестве;

Информация о фирме и направлениях ее деятельности.

Визитная карточка всегда используется при деловых контактах ме­жду партнерами: для заочного представления кого-либо, при сопровож­дении подарка или букета цветов и т.д.

Выполняется визитная карточка из плотной качественной бумаги белого или очень светлого цвета. Не стоит размерами визитной карточ­ки пытаться подчеркнуть свое служебное положение. Размер ее не дол­жен превышать 9 · 5,5 см. На одной стороне располагается текст на русском языке, на другой – на английском языке или на языке страны пребывания. Для российских реалий наиболее распространена карточ­ка, заполненная с одной стороны. На визитной карточке указываются фамилия, имя, должность и полномочия сотрудника, служебный поч­товый адрес, телефоны, в том числе и внутренние, факс, е-таil. Домашний телефон указывают представители творческих профессий, адвокаты. Остальным это делать не рекомендуется: в деловых кругах утвердилось мнение, что хороший специалист все успевает сделать в рабочее время. В последнее время встречаются визитные карточки с фотографией сотрудника или карточки в виде мини-книжечки с под­робной информацией о профессиональной деятельности этого сотруд­ника или любом отделе или направлении в работе фирмы. Визитная карточка фирмы используется на выставках, ярмарках, во время презен­таций. Главная ее цель – реклама.

При деловом знакомстве обязателен обмен визитными карточками. Если одна из сторон не получает карточку партнера, это может быть расценено как неуважение или как нежелание дальнейшего сотрудничества. Вручают визитку правой рукой. При этом следует четко назвать свою фамилию. Особенно это важно для иностранцев. Получивший карточку обязательно должен ознакомиться с ее содержанием, поблаго­дарить и убрать во внутренний карман пиджака или в кейс.

Первыми вручают визитную карточку: младшие по возрасту, по должности, а также представители принимающей стороны.

Во время деловых переговоров для удобства можно расположить визитки перед собой в том порядке, в котором сидят Ваши партнеры. Тогда Вы сможете обращаться к ним по имени. Это облегчит общение и повысит Ваш авторитет.

Нельзя делать пометки на чужих карточках, складывать их и мять, вертеть в руках. Это неуважение к тому, кто вручил Вам свою визитку.

Как уже отмечалось, иногда визитная карточка выполняет функцию
письма. В случае заочного представления, третьему лицу посылают
свою визитку с буквами Р. Р. (pоur prеsеnter – «чтобы представить») в ле­вом нижнем углу и карточку того, кого представляют. В ответ тому, кого
представляли, высылают визитную карточку без каких-либо подписей.
В случае поздравления пишут Р.F. (pour felisiter – «чтобы поздравить»);
ответ дается визитной карточкой с буквами Р.R. (pour remersier

– «чтобы поблагодарить»). Соболезнование выражают на ви­зитке с буквами Р.С. (pour condoleance – «чтобы выразить сочувствие»). Эти французские выражения по правилам делового этикета приняты во всем мире, независимо от языка страны.

Отвечать на визитные карточки по телефону не принято, ответ да­ется также визиткой, запечатанной в конверт.

В деловом мире визитная карточка – это подтверждение солидно­сти и достойной репутации фирмы и ее сотрудников.

ДЕЛОВОЙ ТЕЛЕФОН

В настоящее время телефон стал неотъемлемой частью деловой жизни. Многие вопросы теперь решаются во время телефонных перего­воров. Благодаря телефону сокращается время на решение многих теку­щих проблем, экономятся средства на дальние деловые поездки. Новейшие технологии в связи увеличивают значимость телефонного общения. Поэтому очень важно правильно и корректно говорить. По характеру телефонного разговора с любым сотрудником фирмы у Вашего визави, который может стать потенциальным партнером, соз­дается впечатление обо всем учреждении. Не видя Вас, можно прекрас­но оценить, говорят ли с Вами тактично, любезно, с желанием помочь. Если Вам звонят по телефону:

Трубку следует снимать после второго звонка. У клиента возникнет ощущение Вашей заинтересованности. Сняв трубку, нужно поздоро­ваться. Допустимы и такие формы приветствия, как «Доброе утро», «Добрый день» и т.д. Затем называются фирма, учреждение и своя фа­милия. В больших организациях называют отдел, а не фирму. Высшее руководство обычно называет только свою фамилию.

Не следует включать в свой лексикон следующие выражения: «Вам кого?», «С кем я разговариваю?», «Как Ваша фамилия?», «Говорите» и т.д.

Говорите четко, следите за дикцией. Легкая улыбка создаст добро­желательную интонацию.

Не говорите по телефону «нет». Найдите другой вариант ответа. Например, на вопрос о наличии товара, который на данный момент на складе отсутствует, лучше ответить: «В данный момент мы, к сожа­лению, не можем выполнить Вашу просьбу. Но можем предложить Вам следующее...» и т. д.

Если к телефону просят пригласить сотрудника, который в данный момент отсутствует, не надо класть трубку со словами «Его нет». Информации о том, что кого-либо нет недостаточна. Требуется более исчерпывающий ответ. Например: «Этого сотрудника сейчас нет. Могу ли я чем-нибудь помочь?» или «Он будет после 12 часов, либо с такого-то числа, когда вернется из командировки».

Если у Вас обеденный перерыв, то стоит об этом сказать звоняще­му, попросить позвонить после такого-то часа. В последнее время, солидные фирмы, опираясь на принципы гуманности и этичности, дают полные ответы по телефону и в это время, если звонит пожилой человек.

Если во время телефонного разговора возникает необходимость взять трубку другого звонящего телефона, то нужно извиниться перед своим собеседником и взять трубку второго телефона. Звонящему пред­лагается подождать, пока Вы закончите первый разговор. Можно дого­вориться о другом времени разговора или предложить разговор с кем-то из своих коллег.

Если Вы беседуете с посетителем, и раздался телефонный звонок, правила делового этикета рекомендуют не прерывать беседу телефон­ным разговором. Необходимо сначала извиниться перед клиентом, за­тем поздороваться с абонентом и договориться о переносе разговора.

Разговаривая по телефону, чаще употребляйте сослагательное на­клонение, например, в таких фразах: «Не могли бы Вы перезвонить...» или «Могу ли я Вам чем-то помочь». Это способствует доброжелательности тона общения. Главное – с первых фраз установить доверительный кон­такт со звонящим. Девиз многих компаний: «Число разговоров должно равняться числу продаж». Если позвонивший не представился сразу, любезно поинтересуйтесь об имени абонента, названии фирмы, только после этого продолжите разговор.

Чтобы телефонный разговор реально принес желаемый результат, к нему нужно серьезно готовиться: четко определить цель разговора, его развитие и итог. Следует подобрать материал, который понадобится: цифры, адреса и т.д. Полезно подготовить вопросы для обсуждения, определить логику развития, найти аргументы в пользу своих доводов. Очень важно завершить разговор конструктивно. Не менее важно закон­чить затянувшийся разговор. Здесь уместны фразы: «Можно подвести итоги?» или «Мы уже обсудили все вопросы» и т.п.

Если Вы звоните по телефону:

Если Вы решили обратиться в новую фирму, вначале представь­тесь, объясните цель своего звонка. Узнайте имя того, с кем можете ре­шить свои вопросы. Разговаривайте по существу своего дела только с тем, кто принимает решения. Если звонок повторный, то, представив­шись, сразу назовите того, с кем хотите поговорить.

Если тот, с кем Вы хотите поговорить, отсутствует, то следует по­просить передать информацию о Вашем звонке и назвать номер телефо­на, по которому Вас и в какое время, легко можно найти.

Если Вы договорились о звонке партнеру, то это обещание непре­менно нужно выполнить. «Повисший звонок», т.е. звонок, на который Вы не ответили, хотя обещали это сделать, создает не лучшую репута­цию. Случаются ситуации, когда Вы теряете интерес к дальнейшим контактам. В этом случае Вам все равно следует перезвонить и изви­ниться за беспокойство.

Звонить деловому партнеру по домашнему телефону не принято. Только очень веская причина может разрешить сделать это.

Стоит учесть еще несколько советов, полезных обоим собеседникам.

1. Не начинайте разговор в раздраженном состоянии. Плохое на­строение – плохой помощник в деловых отношениях.

2. Каждый должен ограничивать продолжительность своих реплик,

3. Не забывайте делать паузы. Ваш собеседник тоже имеет право высказаться.

4. Темп разговора должен быть удобен каждому из говорящих.

5. Не забывайте уточнять, правильно ли понимает речь Ваш собеседник.

6. Следите за продолжительностью телефонной беседы. При теле­фонном общении каждый участник разговора испытывает опреде­ленное напряжение и устает больше, чем при обычном общении.

ПОДАРКИ И СУВЕНИРЫ

В деловом общении принято дарить и принимать подарки и суве­ниры. Это не только традиция. Такие знаки внимания улучшают дело­вые отношения, подчеркивают благожелательное отношение.

Сувениры (от франц. souvenir - напоминать) преподносят как напо­минание о каком-либо событии, месте, встрече. А подарок – это то, что дарят. Подарки и сувениры могут дарить:

• коллега - коллеге;

• сослуживцы - коллеге;

• коллектив - руководителю;

• начальник - секретарю;

• фирма - фирме.

В деловом мире подарки принято дарить по случаю:

1. юбилейных и других дат в жизни фирмы;

2. праздников (Новый Год, 8 Марта и др.);

3. юбилейных дат в деловой жизни сотрудника;

4. личных праздников кого-либо из членов коллектива (защита дис­сертации, свадьба и т.д.);

5. деловой встречи с зарубежными партнерами.

Приятным и всегда ценным подарком являются цветы. В прошлом символике цветов придавали большое значение и часто вкладывали в дарственный букет особый смысл. Кое-что актуально и сегодня.

Белый цвет - цвет торжества. Букет белых роз можно дарить и на свадьбу, и по случаю траурных событий.

Розовый - различных оттенков - универсальный цвет. Такие цветы удобны для любого случая.

Пестрый цвет - цвет гвоздик, тюльпанов вызывает улыбку и всем нравится. Эти букеты поднимают настроение.

Красный цвет требует большой осторожности. Огненно красный цвет у многих народов связан с чувством любви или влюбленности, т.е. это интимный цвет. А в странах Латинской Америки красный цвет – цвет крови и смерти.

Желтый – используется в деловых отношениях, а также при вруче­нии артистам.

Сиреневый и синий цвета не считаются праздничными. Хотя лю­дям с изысканным вкусом, букет ирисов, оригинально оформленный, может доставить удовольствие.

Цветы в бутонах дарят молодым. Большие, пышные цветы хороши для людей, старших и по возрасту, и по должности.

В деловых отношениях принято дарить гвоздики, гладиолусы, ро­зы, хризантемы. Перед вручением с цветов снимают бумагу. Однако это не надо делать, если упаковка составляет с букетом ансамбль по цвету, фактуре. В таком виде цветы и ставят в воду.

Выбор вещевых подарков зависит от случая вручения и характера взаимоотношений. В деловой сфере в качестве подарков приняты сле­дующие вещи:

Предметы, используемые на рабочем месте. Это деловые кален­дари, еженедельники, записные книжки, авторучки. Возможны зажигал­ки, пепельницы, брелки для ключей.

Хорошим подарком могут быть предметы искусства. Это эстам­пы, гравюры, небольшие картины (как правило, начинающих художни­ков), книга в подарочном варианте или с учетом интересов того, кому предназначен подарок.

Хороший подарок - коробка дорогих конфет или шоколадный на­бор. Мужчинам можно дарить спиртные напитки. Они должны вручать­ся в фирменной картонной упаковке.

Иностранным деловым партнерам стоит подарить что-либо, напо­минающее о России. Например, изделия художественных промыслов.

Подарок принято дополнять дарственной надписью или знаком фирмы. В особо торжественных случаях к подарку прилагается адрес – торжественный текст, подписанный руководством фирмы или коллегами. Обычно это различные юбилеи. В остальных случаях по­здравительный текст может носить шутливый характер.

Не стоит дарить личные вещи. При вручении подарков следует учитывать местные и иные традиции. Так, в воинском этикете вруче­ние часов естественно. В деловом – нет. Во многих странах часы – это плохая примета.

Выбранный Вами подарок должен быть упакован в коробку и обвя­зан лентой. Коробку можно завернуть в красивую оберточную бумагу.

Вручение подарка обязательно сопровождается фразой поздрави­тельного содержания, соответствующего данному случаю. В знак осо­бого уважения подарок вручают двумя руками с легким поклоном. Это не распространяется на мелкие предметы: брелки, авторучки и т.п. Подарок принимается также двумя руками.

Получив подарок, его нужно развернуть, достать из коробки, выра­зить умеренное удовольствие, поблагодарить и можно снова положить в коробку.

Особую сложность представляет вопрос о цене подарка. Как опре­делить сумму, чтобы это не было завуалированной взяткой?

В деловой отечественной практике верхний предел стоимости не определен. Существуют лишь рекомендации не делать дорогих по­дарков:

это может быть расценено как взятка;

Дорогой подарок требует ответного, такого же дорогого дара; такое подношение – знак безграмотности дарящего (или прото­кольной группы). Чрезмерно дорогой подарок, т.е. вариант взятки, после слов благо­дарности за внимание к своей персоне, нужно вернуть, объяснив причину отказа: «К сожалению, я не могу принять этот подарок из-за его высокой цены».

В последнее десятилетие в протокольных документах и правилах внутреннего распорядка солидных фирм разрешается не возвращать дорогой подарок дарителю, а передать его в ведение фирмы, составив акт передачи.

В мировой практике вопрос цены подарка урегулирован. Цена не должна быть больше 20 долларов. Это касается подарков как от внутренних, так и от внешних дарителей. Хотя иногда допускает­ся стоимость до 50 долларов.

В деловых отношениях распространен такой подарок, как «подарок фирмы». Это могут быть картины, скульптурные изображения, керами­ка. Выбор достаточно широк, но бытовая направленность крайне неже­лательна. Телевизоры, видеоаппаратура могут быть вручены только по предварительной договоренности.

При вручении подарков иностранным партнерам на международ­ных деловых, научных встречах нужно учитывать национальные и культурные особенности другой стороны. Важен и ритуал, и личные интересы того, для кого подбирается подарок. Поэтому для солидных фирм в настоящее время актуально иметь протокольную группу, или хо­тя бы одного сотрудника, хорошо знакомого с нормами современного делового этикета и способных дать деловые рекомендации в выборе и вручении подарка, особенностей его вручения, других не менее важ­ных деталей.

Контрольные вопросы в виде задач по тематике этикета и делового этикета:

1. Садясь в такси, мужчина: а) приветствует шофера первым; б) сразу указывает адрес. Изменится ли ситуация, если в такси са­дится женщина?

2. В группе из 5 человек есть знакомые и незнакомые Вам лица. По­дойдя к группе, Вы: а) поздороваетесь с каждым за руку; б) поздо­ровавшись с каждым, и представитесь незнакомым; в) пожмете руку знакомым и кивнете незнакомым; г) кивнете всем.

3. Кланяясь женщине издалека, сидящий мужчина: а) встает;

б) привстает, в) делает это сидя, но с глубоким поклоном.

4. Приветствуя кого-либо на расстоянии, мужчина: а) приподнима­ет шляпу или касается ее; б) снимает перчатку и машет рукой;

в) делает легкий поклон.

5. Что означает, если женщина, здороваясь, снимает перчатку? Когда это является обязательным?

6. Перед приветствием один держит левую руку в кармане, а второй курит. Кто из них и что должен сделать?

7. В каком порядке происходит приветствие супружеских пар?

8. В коридоре женщина обогнала сослуживца. Кто первым привет­ствует: а) она; б) он.

9. Женщина проходит мимо группы знакомых мужчин. Кто здорова­ется первым? а) мужчины; б) женщина.

10. Какие обстоятельства свидетельствуют о безразличии к тому, с кем здороваются?

11.Женщина на приеме, в гостях встретилась с недружелюбно на­строенным к ней человеком. Обязана ли она подать ему руку для приветствия?

12. Менеджеры, только что прибывшие на встречу, прием столкну­лись с покидающими его бизнесменами. Необходимо ли в этом слу­чае приветствие?

13. Нужно ли представляться в лифте?

14. Встретились две делегации. В каком порядке вручают визитные карточки?

15. Какое количество визитных карточек принято иметь при себе де­ловому человеку?

16. Где делаются пометки на визитках, если они высланы в конверте?

17. Получив визитку, следует ли зачитать что-либо вслух из нее?

18. Назовите деловые этические нормы ведения переговоров по телефону?

Есть ли отличия в проведении переговоров по телефону и при лич­ном общении?

19. Каковы тенденции развития этики телефонных переговоров?

20. Какова может быть стоимость подарка?

21. Есть ли отличия в требованиях к подаркам, преподнесенным от­дельному сотруднику, и к подаркам для фирмы?

22. Каковы тенденции процессов преподнесения подарков в современ­ном деловом мире?



Приложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: