Проблему права государства распоряжаться частной жизнью человека поставил А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник»

«На берегу пустынных волн» стоит основатель столицы, его взору открывается грандиозная картина будущего строительства, он охвачен жаждой деятельного переустройства мира, ожидания грядущих государственных успехов. И нет ему никакого дела до «приюта убогого чухонца», до бедных рыбацких хижин, он одержим одним желанием – создать мощный оплот государственной власти.

«Прошло сто лет», и «над возмущенною Невой/ Стоит с простертою рукою/ Кумир на бронзовом коне». Сейчас Медный всадник высится там же, где когда-то стоял царь Петр «с великой думою в очах». Но есть ли место бедному Евгению в городе мировой цивилизации? Конечно, нет. Не природная стихия явилась причиной гибели «маленького человека», а то, что государство ради своего показного величия отворачивается от проблем простого человека.

Проблемасоотношения прогресса и необходимости помнить о каждом человеке.Или вопросом:может ли считаться прогрессом то явление, при котором не учитываются интересы отдельной личности?

« Все прогрессы реакционны, если гибнет человек» (А. Вознесенский)

А. Пушкин в поэме «Медный всадник» убедительно доказал, что судьба человека и судьба государства не являются единым целым, что государство, ставя перед собой задачи гигантские, не считается с отдельной личностью. Потом вся русская литература восприняла эту мысль как истину, не нуждающуюся в доказательствах.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Теория Р. Раскольникова.

И только у В. Маяковского, которому суждено было первому в советской поэзии заново решить эту проблему. Взаимоотношения государства и человека в новых социальных условиях принципиально иные. Первый раз в истории государство позаботилось о своем гражданине, о рабочем, мастеровом. Именно об этом стих. «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру». Рабочему Ивану не просто сказали: работай и получай свой кусок хлеба, и больше отношений у тебя с государством нет, как сказали это Мармеладову, Актеру («На дне»). Впервые человеку выказали уважение. Именно уважения ждали герои Достоевского и Горького, опустившиеся люди.

С чистоты собственного тела начинается уважение к себе. Это первая ступень уважения. Вторая – ощущение нужности себя в государстве.

«Стихи о советском паспорте» - о чувстве гордости государством, чувстве новом абсолютно для большинства людей.

Зачин – картина международного положения отдельных стран, ценностная система репутаций граждан этих стран. Традиционно почитаемы паспорта англичан, американцев – эквивалент денежных знаков..

Каков отношение к паспорту гражданина СССР? Кто за, кто против?

«Товарищу Нетто – пароходу и человеку».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: