Двадцать девять раз подвижки льдов разрушали взлетную полосу, семь раз пилот пытался поднять перегруженный самолет в воздух... Они взлетели с тридцатой полосы, с восьмой попытки. И восемь с половиной часов мечтали только об одном - чтобы не отказал мотор. Они вернулись на Шпицберген через 24 дня после старта, вернулись, когда весь мир был уже уверен в их гибели.
Опыт применения самолетов явно разочаровал Амундсена. У него зарождается новый план - пересечь Северный Ледовитый океан на дирижабле. Надо сказать, что дирижабли в те годы вполне успешно конкурировали с самолетами. Более того, казалось, что именно им - аппаратам легче воздуха - принадлежит будущее...
Дирижабль удалось купить в Италии, и пилотировал его сам конструктор - Умберто Нобиле. Полет через всю Европу - от Рима до Шпицбергена - прошел вполне благополучно. На полярном архипелаге был заранее построен огромный ангар, здесь заканчивали подготовку к трансарктическому путешествию. Оставалось только дождаться благоприятной погоды, и "Норвегия"- так назвали дирижабль - могла стартовать. Но выяснилось, что долететь до вершины планеты мечтает и американская экспедиция Ричарда Бэрда. Он готовился стартовать со Шпицбергена на самолете.
|
|
Опять "международные скачки" к полюсу?
Нет, и Бэрд и Амундсен были выше этого. "Я не собирался участвовать в гонках, чтобы первым достичь полюса,- писал Бэрд,- хотя публика рассматривала цель наших экспедиций именно с такой точки зрения".
После двух неудачных попыток Ричард Бэрд и пилот Флойд Беннетт взлетели 9 мая вскоре после полуночи.
Легко понять состояние Амундсена. "А что будет, если они не вернутся? - писал он.- Ответ на этот вопрос, разумеется, был только один: "Мы должны будем отправиться на их розыски на "Норвегии"!" И тут же являлась боязнь за то, что нам придется отложить свой собственный великий полет. Поэтому у нас было двойное основание, чтобы пожелать им благополучного возвращения".
К счастью, все окончилось благополучно. Ричард Бэрд и Флойд Беннетт достигли полюса 9 мая 1926 года в 9 часов 02 минуты по гринвичскому времени. А 11 мая поднялся в воздух дирижабль "Норвегия" и тоже без всяких происшествий впервые в истории совершил трансарктический перелет: Шпицберген - Северный полюс - Аляска...
Здесь необходимо сделать небольшое отступление.
Во всех учебниках географии, во многих книгах и энциклопедиях вы можете прочитать, что первым достиг полюса Роберт Пири. Приводится и дата - 6 апреля 1909 года. Уже забыт грандиозный "географический" скандал, который разразился в начале века.
Возможно, однако, что истинным первооткрывателем полюса следует считать Ричарда Бэрда, хотя и его достижение некоторые ставят под сомнение.
|
|
К 30-м годам становилось все более ясно, что необходимо детальное изучение природы Северного Ледовитого океана. В Арктике к этому времени уже работали многие десятки полярных станций, которые синхронно проводили самые разнообразные наблюдения. Однако все эти станции располагались на побережье или на островах. Центральная часть Арктического бассейна по-прежнему оставалась "белым пятном", а знание ее природы было необходимо.
Все еще не утих давний спор о существовании материка или огромного архипелага в приполюсном районе. В XIX веке "Предполагаемая Северная земля" на некоторых картах протягивалась от побережья Чукотки до восточных берегов Гренландии, разделяя Ледовитый океан на две части. В начале XX века американский ученый Р. А. Гаррис, казалось бы, неопровержимыми фактами вновь доказал, что большая группа островов располагается вблизи Полюса Недоступности - в районе, наиболее удаленном от берегов Полярного бассейна. На картах появилась Земля Гарриса.
Амундсен во время трансарктического перелета дирижабля "Норвегия" не обнаружил Земли Гарриса. Хьюберт Уилкинс в 1927 году совершил посадку в районе Полюса Недоступности, а в 1928 году пересек на самолете Ледовитый океан от мыса Барроу на Аляске до Шпицбергена и вновь не заметил никаких признаков суши. Но споры о Земле Гарриса, о других мифических островах - Земле Санникова, Земле Джиллиса, Земле Брэдли, Земле Крокера - по-прежнему не утихали.
Было очевидно, что только тщательное обследование с воздуха всего Полярного бассейна может окончательно разрешить вопрос о существовании этих земель.
Еще в 20-х годах по инициативе Фритьофа Нансена было создано международное общество "Аэроарктик". Он же выдвинул идею о создании научной станции на дрейфующем льду. Предполагалось, что немецкий дирижабль "Граф Цеппелин" высадит в районе полюса группу зимовщиков разных стран. Но проект этот в связи с разразившимся в капиталистических странах экономическим кризисом так и не был осуществлен.
В нашей стране с 1932 года началось плановое хозяйственное освоение Арктики. Тогда ледокольный пароход "А. Сибиряков" впервые в истории прошел за одну навигацию всю трассу Северного морского пути - от Архангельска до Берингова пролива. Возникали поселки и города в Советском Заполярье, караваны судов везли продовольствие и строительные материалы.
Нужно было научиться предсказывать погоду и ледовые условия, нужно было познать природу Арктики, в частности, Центральной.
В 1935 году началась подготовка советской полюсной экспедиции. "Прежде всего,- писал начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт,- нужно было решить, каким образом добраться до полюса".
Многие предлагали, например, используя ледокол, пробиться до 83-84° северной широты, а оттуда направить к вершине планеты санный отряд. Самолеты, базируясь на аэродроме, оборудованном около ледокола, должны были сбрасывать отряду продовольствие, а затем перелететь на аэродром, подготовленный отрядом в районе полюса, и завезти все необходимое оборудование для организации дрейфующей станции.
Другие считали возможным просто сбросить на парашютах и оборудование, и участников экспедиции. Предлагалось также использовать для высадки станции вертолеты (тогда их - "автожиры" - только начинали создавать), которые следовало подвесить под крылья тяжелых самолетов.
Впрочем, в развернувшейся дискуссии большинство все же отдавало предпочтение дирижаблям. Посадка самолета на дрейфующие льды считалась очень опасной, едва ли возможной. Всем было памятно предостережение Руала Амундсена: "Не летайте в глубь этих ледяных полей... Мы не видали ни одного годного для посадки места... Ни одного единого!"
|
|
21 мая 1937 года советский летчик М. В. Водопьянов, опровергая мрачные предсказания Амундсена, посадил тяжелый четырехмоторный самолет "СССР Н-170" у точки пересечения меридианов. Вслед за ним "приледнились" самолеты В. С. Молокова, А. Д. Алексеева, И. П. Мазурука. На лед было выгружено около десяти тонн - снаряжение и оборудование первой в мире дрейфующей научной станции.
События, даже самые значительные, со временем стираются в памяти людей. Тогда, в 1937 году, высадка дрейфующей станции "Северный полюс" произвела не меньшее впечатление, чем в наши дни первый старт человека в космос. Весь мир повторял тогда имена Шмидта, Водопьянова, имена четырех зимовщиков - Ивана Дмитриевича Папанина, Эрнста Теодоровича Кренкеля, Петра Петровича Ширшова, Евгения Константиновича Федорова. И все 274 дня, пока продолжался дрейф, эти имена оставались самыми популярными в мире.
"В анналах человеческого героизма это достижение навсегда останется как одно из величайших для всех времен и народов",- писал Ричард Бэрд.
Профессор Сандштрем, директор Шведского метеорологического института, отмечал: "Экспедиция Папанина превосходит все, что делалось в продолжение долгого времени для мировой науки. Значение ее... можно сравнить только с открытием Америки и первым путешествием вокруг света..."