Эффективность учебно-тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки и тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся.
Техника и тактика Спортивного ориентирования (СО) тесно связана с топографией, памятью, вниманием и мышлением спортсмена. Поэтому данное положение обуславливает возможность проведения ряда практических занятий в учебном классе и на сборах.
Соревнования — важная составная часть спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек.
Соревновательная деятельность в СО возрастает с каждым годом обучения, и сильнейшие спортсмены стартуют на соревнованиях в течение года 20-30 раз.
Соревнования планируются таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменами на данном этапе спортивной подготовки.
На начальных этапах занятий по программе возможны только подготовительные и контрольные соревнования, основными целями которых являются контроль за эффективностью данного тренировочного этапа, приобретение соревновательного опыта и повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.