Оформление чертежей редукторов, коробки передач

Чертёж редуктора,коробки передач в учебном проекте должен содержать изображения всех деталей, входящих в эти изделия. Виды, разрезы, сечения, выносные элементы должны давать полное представление о конструкции каждой детали.

Детали - тела вращения (валы, зубчатые колёса, стаканы, втулки, кольца и др.) полностью выявляются в одной проекции. Для выявления конструкции более сложных деталей требуется несколько проекций, разрезов и сечений. В частности, чтобы раскрыть конструкцию корпуса или крышки корпуса, на чертеже редуктора показывают: основной вид- развёртку по осям валов, внешние виды спереди, сверху и сбоку, а также ряд сечений.

Известно, что при конструировании изделий в масштабе уменьшения размеры деталей и их соотношения воспринимаются конструктором в искажённом виде. Поэтому конструктивную проработку изделия и чертёжа редуктора, коробки передач выполняют в масштабе 1:1.

Некоторые, наиболее простые внешние виды допускается выполнять в масштабе уменьшения(1:2 или 1:2,5).

Сечения и выносные элементы, относящиеся к этим видам, изображают в масштабе 1:1 или в масштабе увеличения (2:1; 2,5:1; 4:1).

При выполнении курсового проекта студент должен отчётливо представлять себе не только конструкцию и взаимодействие деталей, но и назначение их отдельных конструктивных элементов.

На сборочных чертежах рабочего проекта стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД) рекомендуется ряд деталей изображать упрощённо, например: подшипники качения, детали резьбовых соединений и др.

В учебных проектах такие упрощения недопустимы. В связи с этим подшипники качения изображают в разрезе, но при этом сепараторы не показывают.

При вычерчивании резьбовых соединений обязательно следует показывать: зазоры между стержнем болта (винта) и отверстием детали, запасы резьбы и запасы глубины сверления (рис.3).

Рисунок 3 – Изображение резьбовых соединений

На изображениях деталей следует показывать канавки для выхода инструмента (элементы 1 и 3 на рис. 4 и 2 на рис.5), а также след инструмента на выходе при фрезеровании зубьев и пазов (элемент 2 на рис. 4 и элемент 1 на рис. 5).

Рисунок 4 – Изображение канавок для выхода инструмента

Рисунок 5 – Изображение следов инструмента при обработке

Изображения деталей зубчатых и червячных зацеплений выполняют на чертежах редукторов, коробок передач по ГОСТ 2.402-68, как показано на рис.6, а, б, в, г, д.

а

б в

г д

Рисунок 6 – Изображение деталей зубчатых и червячных зацеплений

Если секущая плоскость проходит через оси обоих зубчатых колес, находящихся в зацеплении, то на разрезе в зоне зацепления зуб одного из колес, предпочтительно ведущего, показывают расположенным перед зубом сопрягаемого колеса (см. рис. 6, а, д).

Если секущая плоскость проходит через ось червячного колеса или червяка, то виток червяка показывают расположенным перед зубом колеса (см. рис. 6, б,в,г).

Если необходимо показать направление зубьев колеса или витков червяка, то на изображение поверхности зубьев одного из колес, а также на поверхности витков наносят, как правило, вблизи оси, три сплошные тонкие линии с соответствующим наклоном (рис. 6, а).

Шлицевые соединения изображают на чертежах редукторов, коробок передач по ГОСТ 2.409-74 с прямобочными, как показано на рис. 7, а, и с эвольвентными шлицами (рис.7, б).

а б

Рисунок 7 – Изображение шлицевого соединения

На чертеже редуктора, коробки передач приводят следующие данные (на рис. 8 даны два внешних вида редуктора):

Рисунок 8 – Основные размеры внешних видов редуктора

а) Габаритные размеры: длина , ширина , высота .

б) Размеры присоединительных поверхностей, к которым относят выступающие концы валов и опорные поверхности корпуса. К присоединительным размерам относятся: диаметры d1, d2 и длины l1, l2, диаметры резьб M1, M2 выступающих концов валов, расстояния K1 и K2 от торцов упорных буртиков (от начала конусной поверхности конических концов валов) до центров отверстий, предназначенных для крепления редуктора к плите или раме, диаметры d3 и координаты С01 и С2 этих отверстий, размеры B1,B2 и B3 базовых опорных плоскостей, расстояние hp осей валов до базовой опорной плоскости.

в) Основные расчётные параметры, характеризующие передачи: межосевые расстояния aw зубчатых, червячных передач, делительный диаметр de2 конического колеса, число зубьев z1, z2 и модуль m зацепления, ширину колёс, углы наклона зубьев, число витков червяка.

г) Сопряжённые размеры: посадки на валах зубчатых и червячных колёс, шкивов, звёздочек, муфт, подшипников, стаканов, втулок, колец, крышек подшипников, обозначения шлицевых соединений, посадки резьбовых соединений.

Кроме этого, на чертеже редуктора, коробки передач учебного курсового проекта показывают номера позиций сборочных единиц и деталей.

Номера позиций указывают на полках, расположенных параллельно основной надписи чертежа вне контура изображения. Их группируют в строчку или колонку по возможности на одной горизонтали или вертикали.

Допускается делать общую линию-выноску с вертикальным расположением номеров позиций для группы крепёжных изделий, относящихся к одному и тому же месту крепления (рис. 9).

Рисунок 9 – Пример выноски позиций крепёжных изделий

Шрифт номеров позиций должен быть на один- два размера больше, чем шрифт, принятый для размерных чисел на том же чертеже.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: