| ГРУППА | ПОДГРУППА | ПРИМЕРЫ |
| 1. Изображения прошлого, возникшие естественным путем. | 1. Фотоотпечатки, возникшие естественным путем. | · И.Ефремов “Тени минувшего” (1944) |
| 2. Фотоэлектретные отпечатки. | · Е.Войскунский, И.Лукодьянов “Алатырь-камень” (1962) | |
| 3. Отпечатки, сохранившиеся благодаря намагниченности материалов. | · Г.Голубев “Огонь-хранитель” (1964) | |
| 4. Изображения прошлого, оставленные пришельцами. | · Напр., Г.Мартынов “Гость из бездны” (1962) | |
| 5. Изображения прошлого, хранящиеся в памяти долгоживущих животных, например, черепах. | · Г.Альтов “Клиника “Сапсан” (1966) | |
| 6. Картины прошлого, полученные пробуждением наследственной памяти. | · См. класс 3, подкласс 6, группа 2. | |
| 7. Изображение прошлого, полученное по биотокам ископаемого черепа. | · С.Семенов “Тайна ископаемого черепа” (1927) | |
| 7-б. Изображение прошлого, полученного “снятием образов” с мозга “мумии” (труп, сохранившийся в меду). | · Т.Малик “Фалак” (узб. 1978) | |
| 8. Картина прошлого, видимая в определенном месте. | · Д.Шашурин “Псовая охота” (1979) | |
| 9. Картины прошлого и будущего, видимые в определенном месте благодаря “неоткрытым возможностям мозга”. | · М.Грешнов “Сны над Байкалом” (1978) | |
| 2. Фонограммы прошлого, возникшие естественным путем. | 1. Фонограммы на камнях. | · Э.Махмудов “Голос Земли” (1964) · Г.Альтов “Голубая раковина” (1976) |
| 2. Использование в качестве фонограммы бороздок на поверхности глиняного сосуда. | · И.Хобана “Голос прошлого” (1965) | |
| 3. Фонограмма на металле (корпус затонувшей подводной лодки), которая слышна только человеку, умеющему “слышать” магнитное поле. | · Е.Войскунский, И.Лукодьянов “Аландские каникулы” (1967) | |
| 4. Информация передается — из поколения в поколение — говорящими попугаями. | · Р.Леонидов, П.Амнуэль “Несколько поправок к Платону” (1966) | |
| 5. Звуковые колебания не исчезают полностью, они лишь уменьшаются. Грифоника — наука, занимающаяся усилением “звуков прошлого”. | · А.Хельригель “Женщина с шумом в ушах” (1926) · А. и С.Абрамовы “Тень императора” (1967) | |
| 3. Прочие способы получения информации. | 1. Получение информации о прошлом из космоса. | · См. класс 1, подкласс 5, группа 2-б |
| 2. Пример на п.1: шар-архив в космосе (подтекст: все фиксируется, все со временем станет явным). | · Н.Эйдельман “Пра-пра…” (1965) | |
| 3. Пластинка-архив в теле человека (подтекст: все фиксируется, все со временем станет явным). | · В.Григорьев “Вложено при рождении” (1967) | |
| 4. Еще пример на п.1: в космосе (близ Земли) — зона, улавливающая свет. Можно прочесть записи — увидеть изображения прошлого. | · Р.Расселл “Ошибка Маркуса Фэйрбэнка” (1972) · К.Булычев “Освящение храма Ананда” (1972) | |
| 5. Во время сеанса по п.4 наш современник “уходит в экран”… и оказывается в прошлом. | · К.Булычев “Освящение храма Ананда” (1972) | |
| 6. Получение информации о прошлом с помощью “памяти предков”. | · См. класс 3, подкласс 6, группа 2 | |
| 7. Пример на п.6. “Наш современник может попасть в прошлое, только временно поселив свое сознание в тело одного из предков, а потом “переписав” его обратно с новым грузом памяти”. | · А.Дмитрук “Ночь молодого месяца” (1979) | |
| 8. Во время сеанса по п.7 наш современник остается в прошлом — участвует в сражении древних славян с кочевниками. | · А.Дмитрук “Ночь молодого месяца” (1979) | |
| 9. Книга — прибор, который “возбуждает память нашего подсознания, она становится настолько отчетливой и обобщенной, как будто все выражено словами. И получается впечатление, что человек читает книгу о самом себе”. | · В.Савченко “Жил-был мальчик” (1979) | |
| 10. Создан прибор, который, анализируя любой предмет, показывает (на экране) эмоциональное состояние его владельца в далеком прошлом. | · С.Зайков “Сквозь завесу времени” (укр. 1978) | |
| 11. На традиционном узбекском свадебном платье из захоронения XV в. обнаружен рисунок гелиоцентрической системы мира. Вывод: Улугбек знал об этом раньше Коперника. | · Т.Малик “Фалак” (узб. 1978) | |
| 12. Информация о прошлом — в рассказах сверх долгоживущих и бессмертных. | · Дж.Керш “Что случилось с капралом Куку?” (1971) · Дж.Пирс “Инвариантный” (1952–1974) | |
| 4. Хроноскопия (аппараты и способы, позволяющие видеть прошлое). | 1. Хроноскопия, при которой машина рассказывает о прошлом, используя отдельные сохранившиеся предметы. | · В.Клочков “Хроновизор” (1958) · И.Забелин “Загадки Хаирхана” (1960) · Б.Дижур “Берег трех братьев” (1963) · И.Забелин “Кара-Сердар” (1969) |
| 2. Аппараты, показывающие возможные варианты прошлого и настоящего. | · А.Азимов “Что если…” (1968) | |
| 3. Коллектор Рассеянной Информации (КРИ) — устройство, суммирующее следы прошлого и восстанавливающее картину того, что было. | · В.Клочков “Хроновизор” (1958) · А. и Б.Стругацкие “Великий КРИ” (1961) · Л.Розанова “Предсказатель прошлого” (1967) | |
| 4. КРИ восстанавливает картины того, что могло бы быть. | · Л.Розанова “Предсказатель прошлого” (1967) | |
| 5. Государственный запрет на хроноскопию (чтобы люди не совали нос в недавнее прошлое и личную жизнь других людей). | · А.Азимов “Мертвое прошлое” (1966) | |
| 6. Телевизор… показывает прошлое. | · Л.Могилев “Окно в прошлое” (1968) | |
| 5. Футуроскопия (аппараты и способы, позволяющие видеть будущее). | 1. Использование прогнозирующих машин. | · Абэ Кобо “4-й ледниковый период” (1958–1965) · В.Шефнер “Девушка у обрыва” (1966) |
| 1-а. Прибор для “высматривания будущего”. | · Р.Каммингс “Человек, владевший временем” (1924–1929) | |
| 2. Фотографирование будущего. | · В.Шефнер “Скромный гений” (1963) · Д.Гранин “Место для памятника” (1966) | |
| 3. Память будущего: человек не помнит свое прошлое, но знает свое будущее. | · Я.Зайдель “Прогнозия” (1968) | |
| 4. Способность предсказывать будущие несчастья. | · Р.Метсон “Улица… Ночь… Нож…” (1969 укр.) | |
| 5. На Марсе обнаружено “окно”, в котором видно будущее планеты. | · М.Пухов “Окно в футурозой” (1979) | |
| 6. Универхронность (способность видеть одновременно все времена). | 1. Универхронность у инопланетян. | · К.Воннегут “Бойня номер пять” (1969–1970) |






