Радиолокационная станция

5.7.1 Радиолокационная станция (РЛС) должна
обеспечивать обнаружение и отображение судов, буев,
других надводных объектов и препятствий, а также
береговой черты и навигационных знаков относительно
своего судна путем непрерывного кругового обзора по
всему горизонту в режимах относительного и
истинного движения.

5.7.2 На индикаторе РЛС, установленной на
судне при высоте антенн 15 м над уровнем моря,
должно быть обеспечено получение четкого
изображения различных объектов на расстояниях (в
милях), указанных ниже:

Берег высотой, м:

7 2 2

60...............................................

6.................................................

Судно валовой вместимостью:

5000..........................................

20...............................................

Буй с отражающей поверхностью 10 м.

Изображение всех объектов должно сохраняться при качке судна (бортовой и килевой) с амплитудой +10°.

5.7.3 Основные эксплуатационные параметры РЛС, установленной на судне при высоте антенны 15 м над уровнем моря, должны быть не хуже приведенных в табл. 5.7.3.

Таблица 5.7.3

Значение

Основные эксплуатационные параметры

2,5
+ 1 + 1,5 + 1

Минимальная дальность обнаружения, м Разрешающая способность по азимуту на шкале дальности 1,5 мили для двух одинаковых судов длиной до 10 м, расположенных на одинаковой дальности в пределах 0,75 — 1,5 мили, град Разрешающая способность по расстоянию на шкале дальности 1,5 мили для двух одинаковых судов длиной до 10 м, расположенных на линии одного направления на дальности 0,75 — 1,5 мили, м

Точность измерений по азимуту за пределами 0,75 мили от судна, град

Точность измерения расстояний за пределами 0,75 мили от судна относительно максимального значения диапазона установленной шкалы дальности, % Точность указания курса, град



Правила по оборудованию морских судов



Эксплуатационно-технические характеристики не должны ухудшаться при бортовой и килевой качке судна до +10.

5.7.4 На индикаторе РЛС должна быть пре­
дусмотрена возможность ориентировки изображения
как относительно диаметральной плоскости судна, так
и относительно истинного меридиана.

5.7.5 На основном индикаторе РЛС должны быть
предусмотрены все органы управления, необходимые
для пользования станцией.

РЛС с функцией отображения дополнительной графической информации (символов целей, векторов, навигационной информации) должна иметь орган управления для удаления этой инфор­мации с экрана.

В случае необходимости использования при высокой освещенности защитного экрана (тубуса) на индикаторе должны предусматриваться средства для его быстрой установки и снятия.

5.7.6 На индикаторе РЛС, работающей в режиме
истинного движения, смена изображения окру­
жающей судно обстановки должна осуществляться
как вручную, так и автоматически при приближении
отметки своего судна к границе экрана.

Рекомендуется предусматривать устройство сигнализации, предупреждающей о приближении отметки судна к границе экрана.

Должна обеспечиваться возможность смещения начала развертки в любую точку экрана в пределах не менее 50 %, но не более 75 % его радиуса.

5.7.7 Должны быть предусмотрены меры для
ослабления изображения помех, отраженных от
осадков и морских волн.

Должна быть обеспечена возможность плавной ручной регулировки средств помехозащиты.

Допускается использование дополнительных автоматических регулировок средств помехозащиты, при этом должна быть обеспечена возможность их отключения.

5.7.8 РЛС должна быть полностью в рабочем
состоянии в течение 4 мин после ее включения. При
этом должен быть предусмотрен режим «подго­
товка», из которого РЛС может быть приведена в
режим «работа» в течение 15 с.

5.7.9 РЛС рекомендуется снабжать приборами
для проверки исправности аппаратуры. Кроме того,
должна быть предусмотрена возможность контроля
отклонения эксплуатационных параметров РЛС по
сравнению с параметрами при ее установке на судно,
а также правильности настройки при отсутствии
радиолокационных целей.

5.7.10 Эффективный диаметр экрана индикатора
должен быть для судов валовой вместимостью:

от 300 до 1000 — не менее 180 мм; от 1000 до 10000 — не менее 250 мм; 10000 и более — не менее 340 мм.


Индикатор должен обеспечивать следующий набор шкал дальности: 0,25; 0,5; 0,75; 1,5; 3; 6; 12 и 24 мили.

Могут быть предусмотрены дополнительные шкалы дальности.

Нулевым отсчетом шкалы дальности должно быть собственное судно, при этом отсчет должен быть линейным.

На шкалах дальности 0,25; 0,5 и 0,75 мили должно обеспечиваться не менее двух неподвижных колец дальности, а на остальных шкалах — по шесть неподвижных колец дальности. Если предусмотрена возможность смещения начала развертки, должны обеспечиваться дополнительные кольца дальности при тех же интервалах между кольцами.

Информация о выбранной шкале дальности и интервале между неподвижными кольцами дальности должна постоянно отображаться индикатором РЛС.

Кроме того, должно быть предусмотрено подвиж­ное кольцо дальности с цифровым отсчетом. Место для индикации этого отсчета не должно использоваться для отображения других данных. Допускается применение дополнительных подвижных колец дальности.

Для отсчета дальностей менее 1 мили должен отображаться один нуль перед запятой десятичной дроби.

Неподвижные и подвижные кольца дальности должны обеспечивать измерение дальности до объекта с погрешностью, не превышающей 1 % от макси­мального значения используемой шкалы или 30 м, в зависимости от того, что больше. Точность измерения дальности должна сохраняться и в случае смещения начала развертки.

Ширина отметки неподвижных колец дальности не должна превышать допустимую ширину отметки курса.

Возможность измерения дальности с помощью подвижного кольца дальности должна обеспечи­ваться в течение 5 с. Расстояние, измеряемое подвижным кольцом дальности, не должно автоматически изменяться при переключении шкалы дальности.

Должна быть предусмотрена возможность независимой регулировки яркости неподвижных и подвижных колец дальности до полного снятия их с экрана индикатора.

5.7.11 Должен быть предусмотрен электронный визир направлений (ЭВН) с цифровым отсчетом, отвечающий следующим требованиям:

.1 ЭВН должен обеспечивать определение направления на любой объект, отметка которого появляется на экране, в течение 5 с с погрешностью не более +1°;

.2 отметка ЭВН должна четко отличаться от отметки курса, при этом ширина отметки ЭВН не должна превышать допустимую ширину отметки курса;


Часть V. Навигационное оборудование




.3 должна быть предусмотрена возможность изменения яркости ЭВН до полного его снятия с экрана индикатора. Эта регулировка может быть независимой или объединенной с регулировкой яркости других элементов изображения;

.4 в обоих направлениях должно обеспечиваться плавное или дискретное, с шагом не более 0,2°, вращение электронного визира направлений;

.5 цифровой отсчет направлений, получаемый с помощью ЭВН, должен отображаться по крайней мере четырьмя цифрами, включая одну цифру после запятой десятичной дроби. Место для индикации этого отсчета не должно использоваться для отобра­жения других данных. Должно отображаться четкое обозначение измеряемой величины: курсовой угол или истинный пеленг;

.6 по периметру площади эффективного диаметра экрана должна отображаться азимутальная шкала. Допускается применение линейной или нелинейной азимутальной шкалы;

.7 азимутальная шкала должна иметь разметку не реже, чем через каждые 5°, при этом отметки 5° и 10° должны четко различаться. По крайней мере через каждые 30° отметки должны четко обозначаться цифрами;

.8 должна обеспечиваться возможность изме­рения направления относительно линии отметки курса — курсовой угол и относительно направ­ления истинного меридиана — истинный пеленг;

.9 должно обеспечиваться отображение, как минимум, двух независимых параллельных индексных линий;

.10 должна обеспечиваться возможность смещения начала электронного визира направлений от положения своего судна в любую требуемую точку площади эффективного диаметра экрана, при этом должна обеспечиваться возможность быстрого возврата начала электронного визира направлений в положение собственного судна;

.11 должна обеспечиваться возможность отображения точки пересечения подвижного кольца дальности и линии электронного визира направлений;

.12 при управлении электронным визиром направлений и подвижным кольцом дальности раздельными органами последние должны распола­гаться на панели управления, соответственно, с левой и правой сторон.

5.7.12 Направление носовой части диаметра­льной плоскости собственного судна должно изображаться на экране электронной отметкой курса. Погрешность этой отметки должна быть не более +Г.

Ширина отметки курса должна быть не более 0,5°.

Должна быть предусмотрена возможность временного снятия изображения отметки курса с


помощью выключателя с самовозвратом во включенное положение.

5.7.13 В РЛС, предназначенной для работы в
режиме истинного движения, скорость движения
судна должна вводиться как от лага, так и вручную
с коррекцией сноса.

5.7.14 РЛС должна быть снабжена устройством,
позволяющим установить снижение мощности
излучения во время работы.

5.7.15 На судах валовой вместимостью более 10000
при установке двух радиолокационных станций может
быть предусмотрено устройство, позволяющее
производить коммутацию приборов станций.

Выход из строя этого устройства не должен влиять на работоспособность радиолокационных станций.

5.7.16 В радиолокационной станции должно быть
предусмотрено непрерывное и автоматическое
вращение антенны по часовой стрелке в пределах 360°
по азимуту. Частота вращения антенны должна быть не
менее 20 об/мин. Антенна должна быть работоспособна
при относительной скорости ветра до 100 уз.

5.7.17 Должны быть приняты меры для
возможности азимутальной стабилизации изображения
радиолокационной станции от гирокомпаса, для чего в
радиолокационной станции должен быть предусмотрен
соответствующий вход. Погрешность согласования с
гирокомпасом должна быть в пределах 0,5° при
скорости вращения датчика гирокомпаса 2 об/мин.

Должна быть обеспечена возможность работы РЛС в режиме ориентации изображения по курсу без азимутальной стабилизации.

Переход от одного режима азимутальной стабилизации изображения к другому с достиже­нием требуемой точности должен обеспечиваться в течение 5 с.

5.7.18 В пределах площади эффективного
диаметра экрана индикатора должна отображаться
только информация, необходимая для обеспечения
безопасного плавания судна или предупреждения
столкновений и непосредственно связанная с
изображением целей (идентификаторы, векторы).

5.7.19 Допускается применение цветного экрана
индикатора РЛС, при этом радиолокационные цели
должны отображаться одним цветом, независимо от
уровня отраженного сигнала. Отображение дополни­
тельной информации допускается различными цветами.

5.7.20 На экране индикатора РЛС могут быть
отображены выбранные объекты системной
электронной навигационной карты (СЭНК), при
этом недопустимо затенение и ухудшение
основного радиолокационного изображения.
Отображаемая информация СЭНК должна включать
в себя, по крайней мере, следующие объекты:

береговую линию,

безопасную изобату собственного судна,



Правила по оборудованию морских судов



навигационные опасности,

береговые и плавучие средства навигационного ограждения.

Должна обеспечиваться возможность изменения степени загрузки экрана.

5.7.21 Для отображения выбранной информации
СЭНК должно быть обеспечено выполнение
следующих требований:

.1 представление информации в общей опорной и координатной системе;

.2 отображение радиолокационной и картографи­ческой информации в пределах всей площади эффективного диаметра экрана индикатора РЛС;

.3 возможность простого ручного согласования расхождений между радиолокационным и картогра­фическим изображением, при этом индикация о выполненной операции ручного согласования должна четко отображаться в течение всего периода его использования;

.4 приоритет радиолокационного изображения;

.5 одинаковый режим стабилизации радиолока­ционного изображения, векторов САРП и информа­ции СЭНК, при этом режим стабилизации должен четко индицироваться;

.6 независимость информации РЛС/САРП и СЭНК:

информация СЭНК не должна оказывать неблагоприятного воздействия на радиолокационное изображение;

информация РЛС/САРП и информация СЭНК должны быть четко различимы;

нарушения в отображении одной из составляющих информации не должны влиять на выполнение функций других составляющих.

5.7.22 Должна обеспечиваться индикация об
используемом рабочем частотном диапазоне РЛС.

5.7.23 РЛС должна обеспечивать обнаружение и
отображение сигналов радиолокационных маяков, а
РЛС, работающие в диапазоне 3 см, должны иметь
горизонтальную поляризацию излучаемых
радиоволн и обеспечивать обнаружение и
отображение сигналов радиолокационных
спасательных ответчиков. Использование других
видов поляризации допускается при условии
обеспечения соответствующей индикации о виде
используемой поляризации.

Должна быть обеспечена возможность отключения устройств обработки сигналов, которые способны исключить отображение на экране РЛС сигналов радиолокационных маяков или радио­локационных спасательных ответчиков.

5.7.24 В РЛС должны быть предусмотрены два
режима стабилизации изображения и графической
информации: относительно воды и относительно
грунта. При этом должны выполняться следующие
требования:


лаг и датчики скорости, обеспечивающие ее ввод в РЛС, должны иметь возможность определения продольной составляющей скорости судна относи­тельно воды на переднем ходу;

лаг или электронная система точного место-определения, обеспечивающие ввод в РЛС скорости относительно грунта, должны обеспечивать определение двух составляющих скорости — в продольном и поперечном направлениях относительно диаметральной плоскости судна. Допускается в качестве информации о скорости судна относительно грунта использовать данные радиолокационного сопровождения неподвижных целей;

используемый режим стабилизации изображения и тип вводимой скорости должны четко указываться на экране индикатора РЛС;

должна предусматриваться возможность ручного ввода скорости судна в пределах от 0 до 30 уз с шагом не более 0,2 уз;

должна обеспечиваться ручная коррекция скорости судна за счет сноса и дрейфа.

5.7.25 РЛС должна обеспечивать индикацию
сообщений об отсутствии любого из входных
сигналов от внешних датчиков. РЛС должна также
дублировать любые аварийно-предупредительные
сигналы или сообщения о качестве входной
информации от всех внешних датчиков и о
выявленных причинах недостоверности пред­
ставляемой информации.

5.7.26 Должны быть предусмотрены отдельные
органы управления РЛС, обеспечивающие воз­
можность немедленного выполнения следующих
функций:

включение и выключение;

регулировка яркости изображения;

подстройка частоты, при наличии ручной подстройки (РПЧ);

выбор шкалы дальности;

регулировка ослабления изображения помех, отраженных от осадков и морских волн;

работа с электронным визиром направлений;

регулировка яркости панели управления;

регулировка коэффициента усиления приемника;

установка режима отображения (ориентация, стабилизация, режим движения);

работа с подвижным кольцом дальности.

Регулировка следующих функций должна обеспе­чиваться линейно или дискретно (с малым шагом):

яркость изображения;

подстройка частоты, при наличии ручной подстройки;

ослабление изображения помех, отраженных от осадков и морских волн;

электронный визир направлений;

коэффициент усиления приемника;

подвижное кольцо дальности.


Часть V. Навигационное оборудование




При любых условиях освещенности должна обеспечиваться четкая индикация об установленном значении следующих регулировок:

яркость изображения;

подстройка частоты, при наличии ручной подстройки;

яркость панели управления;

коэффициент усиления приемника;

ослабление помех, отраженных от осадков и морских волн.

Допускается обеспечение дополнительных автоматических регулировок для следующих функций:

яркость изображения;

ослабление помех, отраженных от осадков и морских волн;

коэффициент усиления приемника.

Должна быть предусмотрена соответствующая индикация об использовании автоматических регулировок и обеспечена возможность их отключения.

5.7.27 РЛС должна обеспечивать возможность
воспроизведения на экране индикатора следов
радиолокационных целей (предыдущих положений
целей в виде синтезированного послесвечения).

Следы радиолокационных целей могут отобра­жать истинное или относительное перемещение целей, при этом изображение следов истинных перемещений целей может быть стабилизировано относительно воды или относительно грунта.

Изображение следов радиолокационных целей должно четко отличаться от изображения целей.

5.7.28 РЛС должна быть снабжена одним из
следующих средств ведения радиолокационной
прокладки: средством электронной прокладки
(СЭП) или средством автосопровождения (САС).

5.7.29 Средство электронной прокладки должно
обеспечивать возможность ведения ручной
прокладки на судах, оборудованных гирокомпасами,
и отвечать следующим требованиям:

.1 СЭП должно обеспечивать возможность прокладки на экране индикатора РЛС не менее 10 целей с относительными скоростями движения до 75 уз с использованием шкал дальности 3, 6 и 12 миль. При этом прокладка должна продолжаться при переключении шкал дальности. Допускается ведение прокладки на других шкалах дальности;

.2 должна обеспечиваться возможность выбора допустимых значений дистанции и времени кратчайшего сближения, времени экстраполяции;

.3 положения точек прокладки должны обозначаться соответствующими символами и номе­рами, при этом должна быть предусмотрена возможность удаления номеров точек прокладки;

.4 минимальный интервал времени между двумя точками прокладки должен быть более 30 с;


.5 истинный или относительный вектор цели должен отображаться после нанесения второй точки прокладки для данной цели, при этом должна обеспечиваться информация о режиме отображения вектора;

.6 начало вектора цели должно перемещаться со скоростью и в направлении, определяемыми вычисленными курсом и скоростью цели;

.7 должна обеспечиваться возможность корректировки положения точки прокладки;

.8 для выбранной цели, обозначенной соответ­ствующим символом, должна обеспечиваться возможность отображения следующей информации:

номер точки прокладки и время с момента последней прокладки, мин;

текущее расстояние до цели;

текущий пеленг на цель;

экстраполированные дистанция и время кратчайшего сближения;

вычисленные истинные курс и скорость цели.

Данные прокладки должны отображаться на экране индикатора РЛС вне зоны радиолока­ционного изображения;

.9 должна обеспечиваться индикация точек прокладки, положения которых не корректирова­лись в течение 10 мин. Данные прокладки должны аннулироваться, если время между последо­вательными точками прокладки превышает 15 мин.

5.7.30 Средство автосопровождения должно обеспечивать возможность непрерывного получения оператором информации об автоматически сопровождаемых целях для оценки навигационной обстановки и, кроме требований 5.8.4, 5.8.5, 5.8.7, 5.8.9 — 5.8.20, 5.8.22, 5.8.24 — 5.8.31, отвечать следующим требованиям:

.1 САС должно обеспечивать:

автоматическое сопровождение и обработку, а также одновременное отображение и непрерывное обновление информации не менее чем по 10 целям;

возможность ручного захвата и сброса целей с относительными скоростями движения до 100 уз;

.2 индикатор САС может быть автономным или входить в состав РЛС. Однако изображение на индикаторе САС должно включать все данные, которые обеспечиваются индикатором РЛС.

Если отображение информации САС осуществляется на индикаторе РЛС, выход из строя элементов САС не должен приводить к нарушению функций РЛС;

.3 при использовании другого, чем индикатор РЛС, средства обнаружения целей, его эксплуата­ционные характеристики должны быть не хуже тех, которые могут быть получены при визуальном обнаружении целей на индикаторе РЛС;

.4 должны быть приняты меры по уменьшению вероятности возникновения ошибок сопровождения,



Правила по оборудованию морских судов



в том числе вызванных перебросами сопровождения целей;

.5 должны быть предусмотрены два режима стабилизации изображения и графической информа­ции: относительно воды и относительно грунта. При этом должны выполняться следующие требования:

лаг и датчики скорости, обеспечивающие ее ввод в САС, должны иметь возможность определения продольной составляющей скорости судна относи­тельно воды на переднем ходу;

ввод скорости относительно грунта может обеспечиваться от лага, электронной системы точного местоопределения или по данным радио­локационного сопровождения неподвижных целей;

используемый режим стабилизации изображения и тип вводимой скорости должны четко указываться на экране индикатора САС.

5.7.31 Радиолокационные станции для судов смешанного (река-море) плавания, совершающих рейсы по внутренним водным путям (знаки ограничения района плавания в символе класса судна II СП и III СП), должны, кроме требований 5.1, 5.7.1, 5.7.4, 5.7.5, 5.7.7 — 5.7.9, 5.7.12, 5.7.14, 5.7.18, отвечать следующим требованиям:

.1 на индикаторе РЛС, установленной на судне, при высоте установки антенны 10 м от поверхности воды, должно быть обеспечено получение четкого изображения различных объектов на расстояниях (в километрах), указанных ниже:

Берег высотой, м:

60............................................ 37

6.............................................. 13

4 4

Судно валовой вместимостью:

5000.....................

20.........................

Буй с отражающей поверхностью 10 м

Изображение всех объектов должно сохраняться при качке судна (бортовой и килевой) с амплитудой +10 °;

.2 основные эксплуатационные параметры РЛС, установленной на судне, при высоте установки антенны 7 м от поверхности воды, должны быть не хуже приведенных в табл. 5.7.31.2.

Все параметры должны сохраняться при качке судна (бортовой и килевой) с амплитудой +10 °;

.3 эффективный диаметр экрана индикатора должен быть для судов валовой вместимостью от 300 до 1600 — не менее 180 мм; от 1600 и более — не менее 250 мм.

Индикатор должен иметь 6 шкал дальности от 400 до 5000 м. При этом на каждой шкале должно быть не менее четырех неподвижных колец дальности и подвижное кольцо дальности с цифровым отсчетом в метрах (километрах).

Погрешность измерения дальности с помощью электронного подвижного кольца дальности должна


Таблица 5.7.31.2

Основные эксплуатационные параметры Значение
Минимальная дальность обнару­жения, м Разрешающая способность по рас­стоянию на шкалах 0,4 — 1,2 км, м Разрешающая способность по рас­стоянию на остальных шкалах отно­сительно максимального значения установленной шкалы дальности, Точность измерения расстояния, м Разрешающая способность по азимуту, град Точность измерения по азимуту, град Точность указания курса, град 15 15 1 10 1,0 1,0 0,5

быть не более 10 м на шкалах дальности 0,4 — 2,0 км и 0,8% от значения установленной последующей шкалы;

.4 должна быть предусмотрена возможность изменения яркости неподвижных колец дальности и подвижного кольца дальности до полного снятия их с экрана индикатора;

.5 индикатор РЛС должен быть снабжен электронным или механическим устройством для пеленгования обнаруженных объектов;

.6 должно быть предусмотрено непрерывное и автоматическое вращение антенны РЛС по часовой стрелке в пределах 360° по азимуту. Частота вращения антенны должна быть не менее 18 об/мин. Антенна должна быть работоспособна при относительной скорости ветра до 50 м/с;

.7 должна быть предусмотрена возможность смещения начала развертки в любую точку экрана индикатора на расстояние не менее 0,5 его радиуса;

.8 индикатор РЛС с двумя наборами шкал дальности, в метрах (километрах) и морских милях, должен иметь неоперативный орган переключения и соответствующую индикацию о выбранной единице измерения дальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: