Регистратор данных рейса

3.7.19.1 Аппаратура регистратора данных рейса
размещается на ходовом мостике судна или в
непосредственной близости от него.

3.7.19.2 Место установки отделяемого блока с
записанной информацией является отдельно для
каждого проекта судна предметом специального
рассмотрения Регистром.

3.8 МОНТАЖ КАБЕЛЬНОЙ СЕТИ

3.8.1 Все кабели внешнего монтажа навигацион­ного оборудования, установленного на судне, должны быть экранированными и прокладываться в соответствии с требованиями части XI «Электричес­кое оборудование» Правил классификации и постройки морских судов.


Часть V. Навигационное оборудование


111



3.8.2 Сопротивление изоляции любого проложен­
ного кабеля, отключенного с обеих сторон, должно
быть не менее 20 МОм независимо от его длины.

3.8.3 Для устранения электромагнитных помех в
схеме эхолота линия вибратор — приемник — уси­
литель должна быть удалена от линии вибратор —


излучатель на расстояние не менее 1 м и от других электроустройств и параллельно идущих кабелей — на 0,5 м. Обе линии должны быть надежно экранированы. Кабели, идущие к вибраторам, в помещениях, находящихся ниже палубы переборок, должны быть проложены в стальных трубах.


4 АНТЕННЫЕ УСТРОЙСТВА И ЗАЗЕМЛЕНИЯ


4.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


создавали взаимных помех при одновременной работе станций.



4.1.1 К установке на суда допускаются антенны
любого типа, обеспечивающие наиболее эффектив­
ное использование навигационного оборудования по
своему назначению.

4.1.2 Антенны радионавигационного оборудования
должны отвечать требованиям разд. 4 части IV
«Радиооборудование» настоящих Правил.

4.2 АНТЕННЫ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СТАНЦИЙ

4.2.1 Антенна РЛС должна быть установлена с
таким расчетом, чтобы на экране индикатора обес­
печивался наилучший обзор по направлению движения
судна по возможности без теневых секторов в пределах
курсовых углов 15° левого и правого борта, а обзор по
горизонту не закрывался, если это достижимо, надст­
ройками, трубами, вентиляторами и т.д. Антенна РЛС
должна быть установлена на достаточной высоте, чтобы
плотность потока мощности высокочастотных излуче­
ний на открытых палубах судна, на которых могут
находиться люди, не превышала допустимого уровня.

Во всех случаях должна быть обеспечена воз­можность осмотра и ремонта любой части антенны.

При расположении антенны в легкодоступном месте она должна быть установлена на высоте не менее 1800 мм над соответствующей палубой, трапом или другим местом, где могут находиться люди.

4.2.2 Во избежание изгибов при прокладке
волновода антенна должна устанавливаться по
возможности над передатчиком.

При невозможности прокладки прямого вол­новода число изгибов должно быть минимальным.

4.2.3 Все оттяжки мачты, на которой установлена
антенна радиолокационной станции, должны иметь
такелажные изоляторы, разделяющие оттяжки на
неравные отрезки длиной от 2 до 6 м. Если оттяжки
изолировать невозможно, они должны быть
электрически соединены с корпусом судна.

4.2.4 На судах, где устанавливаются две РЛС, их
антенны должны быть размещены так, чтобы они не


4.3 АНТЕННЫ АППАРАТУРЫ УНИВЕРСАЛЬНОЙ

АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ

СИСТЕМЫ

4.3.1 Антенны аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы должны быть установлены на наибольшей высоте таким образом, чтобы обеспечивалось эффективное излучение и прием сигналов на всех рабочих частотах, и на пути распространения электро­магнитного поля по возможности не было препятствий по всему горизонту.

При этом должны быть учтены рекомендации изготовителя.

4.4 АНТЕННЫ ПРИЕМОИНДИКАТОРОВ СИСТЕМ РАДИОНАВИГАЦИИ

4.4.1 Не допускается располагать антенны под
какими-либо горизонтальными проводящими
конструкциями, такелажем и т.п.

Место установки антенн приемоиндикаторов глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) должно быть по крайней мере на 1 м выше металлических горизонтальных поверхностей.

4.4.2 Устройство для согласования и антенный
усилитель (если он предусмотрен) должны
устанавливаться у ввода антенны.

4.4.3 Антенна приемоиндикатора ГНСС должна рас­
полагаться в таком месте, где обеспечивается минималь­
ное затенение антенны судовыми конструкциями.

Антенна не должна устанавливаться в местах, подверженных сильной вибрации, а также вблизи источников сильного нагрева.

4.4.4 Антенна приемоиндикатора ГНСС не должна
находиться в направлении главного луча диаграммы
направленности излучения судовой РЛС и антенны
судовой земной станции ИНМАРСАТ стандарта А.

Расстояние между антеннами должно быть не менее 10 м.



Правила по оборудованию морских судов



Для судов малых размеров должны быть учтены рекомендации изготовителя приемоиндикатора по установке.

4.5 ЗАЗЕМЛЕНИЯ

4.5.1 Устанавливаемое на судне навигационное оборудование должно иметь защитное заземление с корпусом судна, выполненное кратчайшим путем.


4.5.2 При вводе кабелей в аппаратуру экрани­
рованные оболочки их должны быть электрически
соединены с корпусом судна.

4.5.3 Все радионавигационные приборы, кроме
того, должны иметь рабочее (высокочастотное)
заземление.

4.5.4 Общее сопротивление всех электрических
соединений любого заземления не должно превы­
шать 0,02 Ом.


5 ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К

НАВИГАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ


5.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1.1 Навигационные приборы и устройства
должны быть по возможности простыми по
конструкции и электрической схеме, удобными в
обслуживании и безопасными в работе.

Навигационное оборудование должно обладать способностью непрерывно и устойчиво работать при различном состоянии моря, параметрах движения судна, вибрации, влажности и температуре, которые могут быть на судне в реальных условиях эксплуатации.

5.1.2 Все навигационное оборудование должно
быть рассчитано на непрерывную круглосуточную
работу, иметь соответствующее защитное исполнение
и надежно работать, как это указано в 5.1.20 части IV
«Радиооборудование» настоящих Правил. При этом
рабочая температура для первичных преобразователей
скорости лага и вибраторов эхолота, находящихся в
воде, должна быть от —4 до +40 °С.

5.1.3 По степени защиты все навигационные
приборы и устройства в зависимости от места
установки должны иметь следующее исполнение:

.1 IP22 — для закрытых сухих служебных помещений;

.2 IP56 — для открытых палуб и грузовых трюмов;

.3 IP68 — для помещений междудонного пространства.

Для оборудования, установленного в закрытых сухих служебных помещениях на расстоянии более 1 м от дверей и иллюминаторов, выходящих на открытую палубу, допускается исполнение IP21.

5.1.4 Все навигационные приборы и устройства
должны иметь приспособления для надежного
крепления на штатном месте.

Допускается применение соответствующих амортизационных устройств.


5.1.5 На внешней стороне корпуса каждого
прибора, входящего в навигационное оборудование,
должны быть указаны изготовитель, тип или модель,
заводской номер и год выпуска изделия.

5.1.6 На каждом приборе или устройстве
навигационного оборудования, которое обычно
устанавливается около магнитного компаса, должно
быть указано минимальное расстояние от магнитного
компаса, на котором оно может быть установлено.

5.1.7 Число органов управления, их расположе­
ние и способ функционирования, место и взаимо­
расположение, размер должны обеспечивать простое,
быстрое и эффективное управление. Оперативные
органы управления, непреднамеренное использова­
ние которых может привести к выключению,
повреждению или неправильному функциониро­
ванию оборудования, должны быть специально
защищены от несанкционированного доступа.

Оперативные органы управления оборудованием должны располагаться на расстоянии не более 675 мм от передней кромки прибора, при этом их размещение должно исключать перекрещивание или смену рук оператора при одновременной работе двумя органами управления.

5.1.8 Каждый полный комплект навигационного
прибора должен быть рассчитан на обслуживание его
одним оператором.

5.1.9 На всех корпусах навигационных приборов
и устройств, работающих при напряжениях выше
безопасного, а также на всех других приборах и
устройствах, создающих радиопомехи, должны быть
предусмотрены специальные контактные устройства
для подключения проводника заземления.

5.1.10 Должны быть предусмотрены конструктив­
ные меры по защите оператора от поражения током в
момент замены плавких вставок предохранителей.

5.1.11 Конструкция и размещение всех штепсельных
и других легкосъемных контактных разъемов должны
исключать возможность неправильного их включения.


Часть V. Навигационное оборудование




5.1.12 Вся аппаратура должна быть снабжена
специальными приспособлениями или блокировкой,
обеспечивающими полную защиту обслуживающего
персонала от поражения током высокого напряжения
после вскрытия корпуса прибора для осмотра,
чистки, ремонта или замены внутренних деталей.

При вскрытии прибора все конденсаторы, находящиеся под высоким напряжением, должны разряжаться автоматически до потенциала, не превышающего 55 В.

5.1.13 Навигационные приборы должны быть
рассчитаны на питание одним или несколькими
напряжениями от электрических судовых сетей:

.1 постоянного тока — 24, ПО и 220 В;

.2 однофазного переменного тока частотой 50 Гц

— 110, 127 и 220 В;

.3 трехфазного переменного тока частотой 50 Гц

— 220 и 380 В.

5.1.14 Конструкция всех навигационных приборов и
устройств должна обеспечивать сохранение технических
параметров при длительном изменении напряжения
судовой сети переменного тока на +10 % и частоты
на +5 %, а также при отклонении питающего
напряжения на +30 % и —10 % от номинального
значения при питании от аккумуляторных батарей или
судовой сети постоянного тока.

Навигационное оборудование должно сохранять работоспособность при кратковременных отклонениях напряжения судовой сети на +20 % в течение 1,5 с и частоты на +10 % в течение 5 с. При этом не должна срабатывать сигнализация.

Конструкция навигационного оборудования должна предусматривать его защиту от случайного изменения полярности источника питания.

5.1.15 Сопротивление изоляции для отдельных
цепей приборов должно быть не менее указанного в
табл. 5.1.15.

Таблица 5.1.15

Условия испытаний Сопротивление изоляции, МОм
Нормальные климатические условия Температура 50 + 2 °С, относительная влажность менее 20 % Температура 40 + 2 °С, относительная влажность 95 + 3 %  

5.1.16 Навигационное оборудование должно отвечать следующим нижеперечисленным требова­ниям, обеспечивающим электромагнитную совмести­мость (ЭМС) на борту судна:

.1 уровень напряжения кондуктивных помех, создаваемых навигационным оборудованием на зажимах электропитания, не должен превышать значений, приведенных на рис. 5.1.22.1 части IV «Радиооборудование»;


.2 уровень напряженности поля излучаемых помех, создаваемых навигационным оборудованием (за исключением первичных преобразователей скорости лага и вибраторов эхолотов) на расстоянии 3 м от его корпуса, не должен превышать значений, указанных на рис. 5.1.22.2 части IV «Радиообору­дование»;

.3 навигационное оборудование должно обладать устойчивостью к кондуктивным низкочастотным помехам при наложении на напряжение питания оборудования дополнительных испытательных напряжений в диапазоне частот от 50 Гц до 10 кГц:

для оборудования с электропитанием от постоянного тока — синусоидального напряжения, действующее значение которого составляет 10 % от номинального напряжения питания;

для оборудования с электропитанием от пе­ременного тока — синусоидального напряжения, действующее значение которого по отношению к номинальному напряжению питания изменяется в зависимости от частоты в соответствии с рис. 5.1.22.3 части IV «Радиооборудование»;

.4 навигационное оборудование должно обладать устойчивостью к кондуктивным радиочастотным помехам при приложении к входным клеммам источников питания, сигнальных и управляющих цепей оборудования следующих испытательных синусоидальных напряжений:

с действующим значением напряжения 3 В при час­тоте, изменяющейся в диапазоне от 10 кГц до 80 МГц;

с действующим значением напряжения 10 В в точках с частотами: 2 МГц, 3 МГц, 4 МГц; 6,2 МГц; 8,2 МГц; 12,6 МГц; 16,5 МГц; 18,8 МГц; 22 МГц и 25 МГц.

При этом частота модуляции испытательного сигнала должна быть 400 Гц+10 % при глубине модуляции 80 + 10 %;

.5 навигационное оборудование (за исключением первичных преобразователей скорости лага и вибраторов эхолотов) должно быть устойчивым к излучаемым радиочастотным помехам при размеще­нии его в модулированном электрическом поле с нап­ряженностью 10 В/м при изменении частоты испыта­тельного сигнала в диапазоне от 80 МГц до 1 ГГц.

При этом частота модуляции испытательного сигнала должна быть 400 Гц+10 % при глубине модуляции 80 + 10 %;

.6 навигационное оборудование должно быть устойчивым к помехам быстрых переходных процессов при приложении к входным клеммам источников питания, сигнальных и управляющих цепей оборудования следующих испытательных импульсных напряжений:

с амплитудой 2 кВ и частотой повторения 2,5 кГц — на дифференциальных входах источников питания переменного тока;



Правила по оборудованию морских судов



с амплитудой 1 кВ по отношению к общему заземленному входу и частотой повторения 5 кГц — на входах сигнальных и управляющих цепей.

При этом время нарастания испытательного сигнала должно быть 5 не (на уровне 10 — 90 % амплитуды), длительность импульсов — 50 не (на уровне 50 % амплитуды);

.7 навигационное оборудование должно быть устойчивым к помехам медленных переходных процессов при приложении к его цепям питания переменного тока испытательного импульсного напряжения с амплитудами: 1 кВ — линия/земля, 0,5 кВ — линия/линия.

При этом время нарастания испытательного сигнала должно быть 1,2 мке (на уровне 10 — 90 % амплитуды), длительность — 50 мке (на уровне 50 % амплитуды), частота повторения — 1 имп/мин;

.8 навигационное оборудование должно быть устойчивым к неисправностям источника питания при прерывании подачи напряжения питания продолжительностью 60 с. При этом должна быть исключена возможность разрушения программного обеспечения и потери оперативных данных, хранимых в цифровой памяти.

5.1.17 Непосредственно на навигационных
приборах и устройствах должны быть пре­
дусмотрены плавкие предохранители и выключа­
тели или установочные автоматы, установленные в
цепях питания и рассчитанные на соответствующие
рабочие токи и напряжения.

Предохранители, выключатели и автоматы рекомендуется располагать в таких местах, где замена плавких вставок, а также ручное включение автоматов или выключателей могут быть произведены оператором без вскрытия корпуса прибора.

5.1.18 Визуальные указатели отсчетов величин и
встроенные электроизмерительные приборы,
оперативно используемые при эксплуатации,
должны быть расположены на передней панели
навигационного прибора.

Органы управления должны быть расположены на передней панели или в другом доступном месте.

5.1.19 У органов управления и контроля должны
быть предусмотрены четкие надписи и/или
общепринятые символы, указывающие их назначение
и действие.

Показания приборов и надписи на органах оперативного управления судном должны обеспечивать их считывание с расстояния не менее 1 м. Вся другая информация должна считываться с расстояния не менее 2 м.

5.1.20 Органы управления и регулировки,
которые не используются при нормальной
повседневной эксплуатации прибора, допускается
располагать внутри корпуса, и/или должна
предусматриваться регулировка под шлиц.


5.1.21 В приборах и устройствах должно быть
предусмотрено освещение передних панелей, где ус­
тановлены органы управления и регулировки; при
этом должны быть выполнены требования 5.1.29.

5.1.22 В навигационном оборудовании, имею­
щем электронно-лучевой индикатор, должны быть
приняты меры для наблюдения изображения в
дневное время.

5.1.23 Конструкция навигационных приборов и
устройств должна исключать нагрев ручек органов
управления за счет внутреннего тепловыделения до
температуры, превышающей температуру окру­
жающей среды более чем на 15 °С.

5.1.24 Схема и конструкция навигационных
приборов и устройств должны исключать возмож­
ность возникновения повреждений в результате
неправильной последовательности пользования
органами управления.

5.1.25 На всех навигационных приборах и
устройствах должна быть предусмотрена визуальная
сигнализация о подаче питания на прибор.

Рекомендуется также предусматривать визуальную сигнализацию о включении высокого напряжения и об ответственных переключениях режимов работы.

5.1.26 В навигационных приборах и устройствах
должна предусматриваться звуковая и/или визуаль­
ная сигнализация о появлении неиспраности в работе
прибора.

Рекомендуется, чтобы такая сигнализация срабатывала при наличии критического режима в работе прибора, который может привести к выходу его из строя.

Уровень звукового давления, создаваемого аварийно-предупредительной сигнализацией на расстоянии 1 м от источника излучения, должен быть не менее 75 дБ(А), но не более 85 дБ(А).

Виды сигнализации, а также неисправности или критические режимы, для которых должна быть предусмотрена сигнализация, являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

5.1.27 Сигнальные лампы или другие устройства
визуального контроля должны располагаться в
приборах или пультах управления и быть хорошо
видны оператору при рассеянном дневном свете.

5.1.28 Цвета сигнальных ламп в зависимости от
характера сигнализации должны соответствовать
принятым в части XI «Электрическое оборудование»
Правил классификации и постройки морских судов.

5.1.29 Сигнальные, индикаторные и осветитель­
ные лампы приборов, устанавливаемых в рулевой
рубке, должны быть такой интенсивности, чтобы их
свет не мешал рулевому и судоводителю.

Интенсивность освещения должна регулиро­ваться.


Часть V. Навигационное оборудование




5.1.30 В конструкциях навигационных приборов
и устройств должны применяться материалы
согласно части XI «Электрическое оборудование»
Правил классификации и постройки морских судов.

5.1.31 В навигационных приборах должна
предусматриваться возможность их сопряжения с
другими радио- и навигационными приборами, а
также с интегрированной навигационной системой.

Для обмена цифровой информацией должны использоваться форматы в соответствии с Междуна­родным стандартом сопряжения для морского радио-и навигационного оборудования.

5.1.32 Навигационное оборудование (за исключе­
нием первичных преобразователей скорости лага и
вибраторов эхолотов) не должно выходить из строя
при воздействии на его внешние поверхности электро­
статических разрядов, имеющих место на судне (6 кВ
контактным способом и 8 кВ при воздушном разряде).

5.1.33 Уровень акустического шума, созда­
ваемого навигационным оборудованием, не должен
превышать 60 дБ на расстоянии 1 м от любой части
оборудования.

5.1.34 Навигационные приборы, имеющие
несколько режимов работы, должны иметь
индикацию, отображающую используемый режим.

5.1.35 Оперативное программное обеспечение
навигационного оборудования должно быть
защищено от непреднамеренного доступа. Должны
обеспечиваться автоматический контроль функ­
ционирования программного обеспечения и сигна­
лизация, в случае возникновения неисправностей.

5.1.36 Информация, содержащаяся в эксплуата­
ционной документации (ЭД), должна быть дос­
таточна для правильного использования навига­
ционного оборудования судовым персоналом.

Навигационное оборудование, спроектированное таким образом, что диагностика неисправностей и последующий ремонт возможны до уровня элементной базы, должно иметь комплект электри­ческих и монтажных схем, а также спецификацию элементов, входящих в оборудование.

Эксплуатационная документация навигацион­ного оборудования, состоящего из отдельных модулей, ремонт которых в судовых условиях не предусмотрен, должна содержать методику определения и замены вышедшего из строя модуля.

5.2 МАГНИТНЫЙ КОМПАС

5.2.1 Магнитный компас должен обеспечивать указание курса судна с точностью:

+ 1° — на ходу при отсутствии качки;

+ 5° — при качке во всех направлениях до + 22,5° с периодом 6 — 15 с.


5.2.2 Картушка магнитного компаса должна
обеспечивать возможность снятия отсчета с точ­
ностью до 0,5°. Цена деления картушки должна
быть не более 1°.

5.2.3 Застой картушки магнитного компаса при
горизонтальной составляющей индукции магнитного
поля Н, мкТл, в месте установки компаса и
температуре окружающего воздуха 20 + 3 °С не
должен превышать (3/Н)° при отклонении картушки
от магнитного меридиана на +2 °.

5.2.4 В магнитном компасе должно быть
предусмотрено соответствующее амортизирующее
устройство, обеспечивающее устойчивость картушки
при судовых вибрациях, и устройство, обеспечи­
вающее сохранение нормального положения вертикаль­
ной оси компасного котелка в условиях эксплуатации.

5.2.5 Котелок компаса с карданным подвесом
должен сохранять горизонтальное положение при
наклоне нактоуза до 45° в любом направлении.
Картушка должна оставаться свободной при наклоне
котелка в любом направлении на угол не менее:

10° — для компасов с карданным подвесом; 30° — для компасов без карданного подвеса.

5.2.6 Магнитный компас должен иметь уст­
ройство для компенсации полукруговой, чет­
вертной, креновой и широтной девиации.

Каждое устройство должно обеспечивать компенса­цию соответствующей девиации с точностью до ±0,2°.

5.2.7 Конструкция устройств, предусмотренных
5.2.6, должна обеспечивать такую компенсацию
девиации, чтобы значения остаточной девиации не
превышали +3° для основного магнитного компаса
и +5° для запасного.

5.2.8 Магнитный компас должен иметь нактоуз и
электрическое освещение картушки, достаточное для
четкой видимости делений картушки. Должна быть
предусмотрена возможность регулировки силы света.

Основное электрическое освещение компаса должно быть обеспечено от судовой электростанции.

Помимо основного освещения должно быть предусмотрено аварийное освещение от аккумуля­торной батареи.

Напряжение питания освещения не должно превышать безопасного.

5.2.9 Высота нактоуза основного компаса должна
быть такой, чтобы вместе с попуткой, на которой он
установлен, плоскость стекла котелка компаса
находилась на высоте не менее 1300 мм от палубы.

Наибольшая высота установки компасов не регламентируется, но во всех случаях она не должна превышать величины, обеспечивающей удобство работы с компасом.

5.2.10 Основной компас должен быть снабжен
пеленгатором, который должен обеспечивать
пеленгование видимых с судна предметов и небесных
светил с точностью снятия отсчета +0,25°.



Правила по оборудованию морских судов



Пеленгаторы новой конструкции должны обеспечивать снятие прямого отсчета пеленга.

5.2.11 Должна быть обеспечена возможность
четкого снятия отсчета с картушки магнитного компаса
или оптического перископа на расстоянии не менее 1,4 м
как при дневном, так и при искусственном освещении.
Допускается применение увеличительных устройств.

5.2.12 Магнитный компас с электрической
дистанционной передачей показаний должен
удовлетворять всем требованиям 5.2.1—5.2.10 и,
кроме того, обеспечивать указание курса на репитерах.

Устройство дистанционной передачи магнитного курса может состоять из:

.1 магнитного компаса, не требующего источника электропитания для работы своего чувствительного элемента и оборудованного электронным устройст­вом для организации снятия и дистанционной передачи информации о магнитном курсе судна с поправками в другое навигационное оборудование. При организации дополнительной оптической передачи изображения картушки на главный пост управления судном такой компас может служить в качестве путевого магнитного компаса;

.2 электромагнитного компаса, требующего источник электропитания для работы своего специального чувствительного элемента и обо­рудованного электронным устройством для вы­работки соответствующих сигналов и передачи их в другое навигационное оборудование.

5.2.13 В качестве чувствительного элемента
магнитного компаса с электрической дистанцион­
ной передачей показаний картушки может быть
использована магнитная система основного магнит­
ного компаса или специальные магнитные чувстви­
тельные элементы.

5.2.14 При использовании магнитной системы
основного магнитного компаса в качестве чувстви­
тельного элемента для дистанционной передачи
показаний устройство, предназначенное для
электрической передачи показаний на репитеры, а
также устройство дистанционной передачи магнит­
ного курса должны быть такой конструкции, чтобы
их размещение и работа не создавали помех пеленго­
ванию, снятию отсчетов курса и пеленга с картушки
компаса, работам по компенсации девиации.

5.2.15 Устройство дистанционной передачи
магнитного курса должно включать в себя уст­
ройство для компенсации девиации, включая и
креновую, в следующих пределах:

.1 вертикальная составляющая индукции магнит­ного поля судна (вызывающей креновую девиацию): до+ 75 мкТл;

.2 коэффициент^: до ±3°;

.3 коэффициент В: до +(720/Н)°;

.4 коэффициент С: до +(720/Н)°;

.5 коэффициент D: до + 7°;


.6 коэффициент Е: до ±3°,

где Н — горизонтальная составляющая вектора индукции магнитного поля в месте установки компаса.

Установленные положения регуляторов элект­ронных устройств компенсации девиации должны быть четко обозначены и автоматически приводиться в действие при включении компаса.

Устройство для компенсации девиации должно быть защищено от непреднамеренного доступа.

Должна быть обеспечена возможность индикации величин девиации и магнитного склонения, необходимых для расчета суммарной поправки компаса. Указанные величины должны отображаться непосредственно или учитываться в выходном сигнале.

Все отображаемые и выходные данные о курсе, вырабатываемые устройством дистанционной передачи магнитного курса, должны быть автоматически преобразованы в истинный курс судна. При этом по крайней мере один выходной канал должен обеспечивать передачу курса в другое навигационное оборудование в соответствии с требованием 5.1.31.

5.2.16 Датчик и вся система дистанционной
электрической передачи показаний магнитного
компаса должны оставаться работоспособными при
следующих изменениях движения судна:

циркуляции при угловой скорости до 6%;

рысканьи с периодом 10 — 20 с и наибольшим отклонением от курса на +5 °.

Устройство дистанционной передачи магнитного курса при значении горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли в 18 мкТл и окружающих условиях, имеющихся на судне, должно обеспечивать следующие характеристики:

.1 статическая погрешность показаний курса не должна превышать ±1°;

.2 динамическая погрешность показаний курса и выходных данных при различных условиях волнения моря и качки судна не должна превышать +1,5° дополнительно к указанной выше статической погрешности.

Периоды изменения динамической погрешности не должны превышать интервалов времени в 30 с;

.3 застой следящей системы не должен превы­шать + 1,5° при повороте чувствительного элемента со скоростью 20%.

5.2.17 Расхождение в показаниях репитеров и
чувствительного элемента магнитного компаса с
дистанционной передачей показаний не должно
превышать 1°.

5.2.18 Выход из строя или отключение отдельных
репитеров не должны влиять на точность показаний
оставшихся репитеров и основного компаса.

5.2.19 Должна быть предусмотрена звуковая
сигнализация о выходе из строя следящей системы


Часть V. Навигационное оборудование


111



магнитного компаса с электрической дистанционной передачей показаний картушки. Звуковая сигнализа­ция должна получать питание от независимого источника.

5.2.20 В комплекте магнитного компаса с
дистанционной электрической передачей показаний
должно предусматриваться специальное световое
табло с надписью «Репитеры включены от магнит­
ного компаса» (см. 3.7.2.10).

5.2.21 Конструкция магнитного компаса с
оптической дистанционной передачей показаний
должна обеспечивать получение на экране прямого
отраженного изображения сектора шкалы картушки с
ясно видимыми градусными делениями на дуге не
менее 30°, а также курсовой черты, укрепленной в
корпусе котелка компаса.

Рекомендуется предусматривать устройство для получения изображения шкалы картушки с кормовой и носовой сторон перископа.

5.2.22 Длина перископа оптического тракта
магнитного компаса с оптической дистанционной
передачей показаний должна быть такой, чтобы при
установке компаса на подушке с учетом прохода
трубы перископа через палубу экран мог быть
установлен на уровне глаз рулевого.

Должно быть предусмотрено устройство для возможности регулировки высоты экрана на 100 — 150 мм вверх и вниз от среднего положения.

5.2.23 Экран должен быть снабжен приспособле­
нием, предохраняющим его от яркого солнечного или
другого света, способного вызывать засвечивание
изображения на экране картушки. Изображение на
экране должно быть ясно видимым в дневное и
ночное время.

5.2.24 Конструкция оптического тракта и экрана
должна быть такой, чтобы изображение сектора шкалы
картушки оставалось четким и ясным при визуальном
пеленговании и при закрытом колпаке компаса.

5.2.25 Должно быть предусмотрено устройство
регулировки и фиксации положения экрана для
удобства снятия показания.

5.2.26 Оптический тракт должен быть водоза­
щищенной конструкции IP56. Должны быть пре­
дусмотрены меры по предотвращению отпотевания
тракта и конденсации в нем влаги, а также обеспечен
легкий доступ к оптике для ее очистки.

5.2.27 Шлюпочный магнитный компас должен
отвечать следующим требованиям:

.1 цена деления картушки компаса должна быть 1°, 2° и не более 5° в зависимости от диаметра картушки;

.2 застой картушки компаса при условиях, изложенных в 5.2.3, не должен превышать (9/Н)°;

.3 должно быть предусмотрено освещение картушки в соответствии с требованием 6.13.8.1.5 части II «Спасательные средства»;


.4 должно быть предусмотрено устройство для крепления компаса на шлюпке и футляр для хранения;

.5 диаметр картушки должен быть достаточным для нормального считывания показаний.

5.3 ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ КОМПАС

5.3.1 Гирокомпас, установленный на горизонталь­
ном и неподвижном основании в широтах до 60°,
должен отвечать следующим техническим требованиям:

.1 время приведения гирокомпаса в меридиан — не более 6 ч;

.2 установившаяся погрешность показаний на любом курсе должна быть в пределах + 0,75° х се­канс широты, при этом среднее квадратичное значение разностей между отдельными отсчетами курса и средним значением курса должно быть менее чем 0,25° х секанс широты;

.3 погрешность показаний от пуска к пуску должна быть в пределах + 0,25 ° х секанс широты;

.4 скорость отработки следящей системы гирокомпаса — не менее 6°/с.

5.3.2 Гирокомпас, установленный на судне в
условиях его эксплуатации в широтах до 60°, должен
отвечать следующим техническим требованиям:

.1 время приведения гирокомпаса в меридиан при бортовой и килевой гармонической качках до 5° с периодом от 6 до 15 с и при максимальном ускорении 0,22 м/с2 должно быть не более 6 ч;

.2 погрешность показаний основного компаса в эксплуатационных условиях с учетом изменений параметров судовой сети, а также возможных измене­ний магнитных полей на судне должна быть в пределах + 1° х секанс географической широты;

.3 погрешность показаний, обусловленная быстрым изменением скорости судна на 20 уз, не должна превышать +2°;

.4 погрешность показаний, обусловленная быстрым изменением курса судна на 180° при скорости до 20 уз, не должна превышать +3°;

.5 остаточная погрешность показаний после коррекции влияния скорости, курса и, при необходимости, широты при постоянной скорости до 20 уз не должна превышать + 0,25° х секанс широты;

.6 погрешность показаний, обусловленная бортовой качкой до 20°, килевой качкой до 10° и рысканьем судна до 5° с периодом от 6 до 15 с при максимальном горизонтальном ускорении не более 1 м/с2, не должна превышать 1° х секанс широты;

.7 расхождения в показаниях репитеров и основного прибора гирокомпаса не должны превышать +0,5°.

Примечание. Погрешности, указанные в 5.3.2.3 — 5.3.2.6, определяются как разность между наблюдаемым и установившимся значениями курса.



Правила по оборудованию морских судов



5.3.3 В комплекте гирокомпаса должен быть
предусмотрен курсограф, а также корректор для
корректировки показаний компаса по скорости
судна и широте места.

5.3.4 Курсозаписывающее устройство (курсо­
граф) должно обеспечивать запись курса по
времени с точностью +1 %.

5.3.5 Система дистанционной передачи
показаний гирокомпаса должна быть рассчитана
таким образом, чтобы обеспечивалась одновремен­
ная работа собственных репитеров, курсографа, а
также репитеров, установленных в другом навига­
ционном оборудовании.

5.3.6 Конструкции картушки репитеров,
пеленгаторных устройств, устройств освещения и
других приборов должны обеспечивать снятие
отсчетов курса и пеленга в соответствии с
требованиями 5.2.2, 5.2.4 и 5.2.8 (кроме требований к
аварийному автономному питанию освещения,
применяемому роду тока и напряжению), 5.2.9 и 5.2.10.

5.4 ЛАГ

5.4.1 Оборудование для измерения скорости и
пройденного расстояния (лаг) предназначено для
выработки и отображения данных о параметрах
движения судна, используемых для целей навигации
и маневрирования.

В качестве обязательных параметров лаг должен измерять продольную составляющую скорости перемещения судна на переднем ходу относительно воды или грунта, а также пройденное расстояние в этом направлении. Дополнительно лаг может измерять и другие компоненты движения судна.

Лаг, обеспечивающий передачу информации о скорости судна в средство радиолокационной прокладки (СЭП, САС, САРП) и систему управле­ния траекторией судна, должен измерять продольную составляющую скорости перемещения судна относительно воды.

5.4.2 Лаг должен нормально функционировать на
всех скоростях переднего хода судна, вплоть до
максимальной, начиная со следующих глубин под
килем судна:

3 м — для лагов, измеряющих скорость и пройденное расстояние относительно воды;

2 м — для лагов, измеряющих скорость и пройденное расстояние относительно грунта.

5.4.3 Начальная чувствительность лага должна
быть не более 0,1 уз.

5.4.4 Погрешность (За) измерения лагом
скорости, при условии, что судно свободно от
влияния эффектов мелководья, ветра, течения, а
также прилива и отлива, не должна при нормаль-


ном законе распределения превышать следующих значений:

+ 2% от действительной скорости судна, или + 0,2 уз, в зависимости от того, что больше — для представления информации в цифровые репитеры и трансляционные устройства;

+ 2,5% от действительной скорости судна, или + 0,25 уз, в зависимости от того, что больше — для представления информации в аналоговые репитеры.

5.4.5 Погрешность измерения лагом пройденного
расстояния, при условии, что судно свободно от
влияния эффектов мелководья, ветра, течения, а также
прилива и отлива, не должна превышать +2% от
действительного расстояния, пройденного судном в
течение одного часа, или +0,2 мили на каждый час
плавания, в зависимости от того, что больше.

5.4.6 Расхождение в показаниях скорости между
репитерами и основным прибором не должно
превышать +1,5 % верхнего предела скорости,
измеряемой лагом.

Расхождение в показаниях пройденного рас­стояния между репитерами и основным прибором не должно превышать +0,01 мили, а между репитерами — + 0,02 мили.

Репитеры скорости и пройденного расстояния должны работать одновременно.

Репитеры скорости должны быть самосинхрони­зирующего типа. Допускается применять в качестве репитеров скорости цифровые индикаторы. При этом направление движения судна должно быть четко обозначено.

5.4.7 Лаги должны отвечать следующим
конструктивным требованиям:

.1 выдвижные подводные устройства лагов должны обеспечивать быструю их установку в рабочее положение и уборку внутрь корпуса судна одним человеком;

.2 конструкция приборов лага должна быть такой, чтобы ни способ их крепления к корпусу судна, ни профилактический осмотр и замена на плаву судна, ни повреждение любой части донно-забортного оборудования, в том числе и выступающего за обводы судна, не могли привести к нарушению общей прочности корпуса судна и попаданию воды внутрь его;

.3 если масса выдвижного подводного устройства превышает 16 кг, для его уборки внутрь корпуса судна должны предусматриваться механические устройства (лебедки, тали, блоки). Время подъема не должно превышать 2 мин.

Должно быть предусмотрено устройство для дистанционного подъема и опускания подводного устройства лага, управление которым производится из рулевой рубки. В этом случае должны быть предусмотрены соответствующие конечные выключатели, ограничивающие подъем и опускание подводного устройства в клинкете, уплотнение в


Часть V. Навигационное оборудование




клинкете и световая сигнализация в рулевой рубке о положении подводного устройства «поднято» — «опущено», а также «клинкет закрыт», если это требуется конструкцией лага;

.4 материалы, применяемые для изготовления подводных устройств лагов, их обработка и покрытия должны обеспечивать длительную работу этих устройств в морской воде;

.5 в комплектах лагов должно быть преду­смотрено необходимое число репитеров скорости и пройденного расстояния в соответствии с требованиями 3.7.3.6 и 3.7.3.7.

Допускается применение репитеров скорости и пройденного расстояния, совмещенных в одном корпусе;

.6 лаги должны иметь устройства для соответствующих регулировок после установки лагов на судне и для уничтожения недопустимых погрешностей в их показаниях;

.7 информация о скорости может представляться в аналоговой или цифровой формах, либо одновременно в двух видах.

При использовании цифрового репитера шаг показаний не должен превышать 0,1 уз при частоте обновления данных 1 раз в секунду.

Аналоговый репитер должен быть отградуирован по крайней мере через каждые 0,5 уз с укрупненной оцифровкой делений не более чем через каждые 5 уз.

Если индикатор скорости предназначен для отображения различных компонентов движения судна, то индикация направлений должна исключать их ложное считывание;

.8 информация о пройденном расстоянии должна отображаться в цифровом виде. Указатель должен охватывать диапазон от 0 до не менее 9999,9 мили с шагом не более 0,1 мили. Может быть предусмотрен оперативный счетчик со сбросом на «0»;

.9 шкалы основного прибора и репитеров должны иметь внутриприборное регулируемое освещение.

Индикация указателей должна быть легко воспринимаемой для снятия отсчетов в дневное и ночное время;

.10 подключение репитеров должно производить­ся через соответствующие предохранители;

.11 рекомендуется предусматривать в конструк­ции лагов сигнализацию о прохождении судном определенных заданных расстояний;

.12 допускается применение первичных пре­образователей скорости лагов в выдвижном и стационарном исполнении.

Выдвижные и стационарные преобразователи допускаются как выступающие, так и не выступающие за обшивку корпуса судна;

.13 допускается предусматривать установку двух первичных преобразователей скорости с соответ­ствующим переключением.


5.4.8 Трансляционное устройство лага должно
обеспечивать выдачу информации о пройденном
расстоянии другому судовому оборудованию. При
этом, если используется релейный контакт, то
информация должна вьщаваться во внешние системы
только при движении судна вперед путем замыкания
контакта или его электрического эквивалента через
каждые 0,005 пройденной мили. Минимальное время
замыкания контакта или длительность эквивалентного
импульсного сигнала должны быть не менее 50 мс.

Если лаг предназначен для выдачи внешним системам данных о скорости, пройденном рас­стоянии, а также других параметров движения судна с учетом направлений, то в его трансляцион­ном устройстве должны быть предусмотрены в необходимом количестве цифровые последователь­ные интерфейсы (см. также 5.1.31).

5.4.9 Лаг, имеющий возможность измерять
скорость судна относительно воды и относительно
грунта, должен иметь оперативный переключатель и
индикатор режима работы.

В двухкомпонентном лаге, измеряющем продольную и поперечную составляющие скорости, должна быть предусмотрена индикация, обеспе­чивающая однозначную и ясную индикацию режима работы и измеряемых параметров.

Дополнительно на индикаторах лага может отображаться информация о результирующем векторе скорости (по модулю и направлению) перемещения судна в месте установки датчика, а также расчетные данные о параметрах движения его носовой и кормовой оконечностей.

5.4.10 Первичные преобразователи лагов не
должны создавать помех, влияющих на работу
другого навигационного оборудования на судне.

5.4.11 Эксплуатационно-технические характе­
ристики лага не должны ухудшаться при бортовой
качке судна до + 10 ° и килевой качке до + 5 °.

5.4.12 Если на эксплуатационно-технические
характеристики лага влияют внешние факторы
(волнение моря, температура, соленость и аэрация
воды, скорость распространения звука в воде,
глубина под килем, статический крен, динамичес­
кий крен, дифферент и осадка судна), то подробные
сведения об этом должны быть отражены в судовой
эксплуатационной документации.

5.5 ЭХОЛОТ

5.5.1 Эхолот предназначен для надежного измерения, наглядного представления, регистрации и передачи в другие судовые системы данных о глубине под килем судна. Эхолот должен функционировать на всех скоростях переднего хода



Правила по оборудованию морских судов



судна от 0 до 30 уз, в условиях сильной аэрации воды, ледяной и снежной шуги, колотого и битого льда, в районах с резко меняющимся рельефом дна, скалистым, песчаным и илистым грунтом.

5.5.2 Эхолот должен обеспечивать измерение
глубин под вибратором в диапазоне от 1 м до 200 м.

5.5.3 Эхолот должен иметь:

шкалу малых глубин, охватывающую 0,1 диапазона глубин (1 — 20 м);

шкалу больших глубин, охватывающую весь диапазон глубин (1 — 200 м).

Частота следования зондирующих импульсов должна быть не менее 36 имп/мин в диапазоне малых глубин и не менее 12 имп/мин на шкале больших глубин.

5.5.4 Допустимые значения погрешности
измерения глубин, при скорости распространения
звука в воде С=1500 м/с, не должны превышать:

+ 0,5 м на шкале малых глубин или +2,5 % от измеряемой глубины, в зависимости от того, что больше;

+ 5,0 м на шкале больших глубин или +2,5 % от измеряемой глубины, в зависимости от того, что больше.

Эксплуатационно-технические характеристики эхолота не должны ухудшаться при бортовой качке судна до + 10° и килевой качке до + 5°.

Допускаются отдельные пропуски показаний при бортовой качке больше 10° и/или килевой качке больше 5°, а также сильно наклонном профиле дна (свыше 15°) или при скалистом грунте.

5.5.5 В комплект эхолота должны входить один
или несколько вибраторов, основной блок со
встроенным указателем глубин, устройство
регистрации глубин, выносные репитеры, а также
трансляционное устройство для передачи данных в
другие судовые системы.

Конструкцией эхолота должна быть предусмот­рена возможность отображения текущей глубины на указателе глубин и регистрации измеренных глубин в устройстве регистрации глубины.

Допускается устройство регистрации глубин встраивать в основной прибор эхолота.

5.5.6 Допускается в составе эхолота использование
нескольких вибраторов, устанавливаемых в различных
частях судна. При этом должна быть обеспечена четкая
индикация об используемом вибраторе.

5.5.7 Конструкция эхолота должна обеспечивать
представление информации о глубине одновременно
в двух видах:

в графической форме, отображающей профиль глубин на пройденном судном пути;

в цифровой форме, отображающей текущую глубину.

Графическая форма отображения информации о глубине должна обеспечивать возможность


наблюдения профиля дна не менее чем за 15-минут­ный интервал времени.

5.5.8 Масштаб отображения глубины в
графической форме должна быть не менее:

1 м: 5 мм — на шкале малых глубин;

1 м: 0,5 мм — на шкале больших глубин.

Графическая форма отображения должна автоматически сопровождаться отметками времени с дискретностью, не превышающей 5 минут, и отметками шкалы глубин с интервалом не превышающим 0,1 максимального значения глубины используемой шкалы.

Показания цифровых индикаторов глубины должны быть кратными значению 0,1 м.

Другие формы представления информации о глубине могут быть использованы при условии, что они не оказывают влияние на достоверность графической и цифровой информации.

5.5.9 Эхолот должен обеспечивать звуковую и
световую сигнализацию о выходе судна на заданную
глубину. Возможность ручной установки заданной
глубины должна обеспечиваться плавно в диапазоне от
1 до 100 м или дискретно (5, 50, 100 м).

5.5.10 В эхолоте должно быть предусмотрено
устройство ввода поправки для определения глу­
бины под наиболее заглубленной частью судна.

5.5.11 В конструкции эхолота должна быть
предусмотрена звуковая и световая аварийная
сигнализация о возникновении технических
неисправностей, влияющих на достоверность
отображаемой информации, а также об исчезно­
вении напряжения питания и критическом
изменении параметров судовой сети.

5.5.12 Устройство регистрации эхолота должно
обеспечивать запись информации о глубине с
отметками времени за предыдущие 12 часов. При
этом должна быть обеспечена возможность
восстановления зарегистрированной информации в
береговых условиях.

5.5.13 Регистрация показаний эхолота может
осуществляться на бумажной ленте или другом
носителе.

При использовании бумажной ленты на лицевой ее стороне должны быть предусмотрены соответствующие отметки, информирующие о том что до конца рулона остается менее 1 м бумаги.

5.5.14 Включение эхолота должно производиться
одной манипуляцией.

Время пуска эхолота не должно превышать 30 с.

5.5.15 Измерение очень малых глубин
допускается путем установки на судне отдельного
эхолота, обеспечивающего измерение на шкале очень
малых глубин и не менее чем на половине шкалы
малых глубин.


Часть V. Навигационное оборудование




5.6 ИЗМЕРИТЕЛЬ СКОРОСТИ ПОВОРОТА

5.6.1 Измеритель скорости поворота должен
работать независимо от гирокомпаса и РЛС и
показывать направление и угловую скорость
поворота судна.

5.6.2 Должна быть предусмотрена возможность
использования измерителя угловой скорости
поворота как при автоматическом управлении
движением судна, так и при ручном управлении.

5.6.3 С учетом влияния вращения Земли
указываемая скорость поворота не должна отли­
чаться от фактической скорости поворота судна
более чем на 0,57мин +5 % от измеряемой величины.

Измеритель скорости поворота должен отвечать настоящим требованиям по точности при скорости судна до 10 уз.

5.6.4 Измеритель скорости поворота должен
устойчиво работать во время рысканья судна на
волнении.

При периодической бортовой качке судна с амплитудой + 5° и периодом до 25 с, а также периодической килевой качке с амплитудой +1° и периодом до 20 с показания измерителя не должны отличаться от среднего значения фактической скорости поворота более чем на 0,5°/мин.

5.6.5 Измеритель скорости поворота должен быть
готов к работе и отвечать требованиям настоящей
главы за время не более 4 мин с момента его
включения. Должна быть предусмотрена индикация
о его работе.

5.6.6 Число репитеров измерителя скорости
поворота должно соответствовать 3.7.5.2.

5.6.7 Скорость поворота должна отображаться с
помощью аналогового индикатора предпочтительно
на круговой шкале с положением нуля в верхней
части. Допускается применение шкал с обозначе­
ниями, состоящими из букв и цифр. В этом случае
должно быть обеспечено четкое указание стороны
поворота.

5.6.8 Поворот судна влево должен указываться
слева от нуля, а поворот вправо — справа от нуля.
Если фактическая скорость поворота выходит за
пределы шкалы, это должно быть четко отображено
на индикаторе.

5.6.9 Размер шкалы в любом направлении от нуля
должен быть не менее 120 мм. Чувствительность
системы должна быть выбрана такой, чтобы
изменению скорости поворота на 17мин соответ­
ствовало расстояние на шкале не менее 4 мм.

5.6.10 Должна быть предусмотрена линейная
шкала с диапазоном не менее + 30°/мин. Эта шкала
должна иметь цену деления 17мин по обе стороны от
нуля и цифровые обозначения через каждые 10°/мин.
Каждая отметка для 10°/мин должна быть


значительно длиннее отметки для 57мин, которая в свою очередь должна быть длиннее отметки для 17мин. Отметки и цифровые обозначения рекомен­дуется выполнять красным или белым цветом на черном поле. Допускается применение дополни­тельных линейных шкал.

5.6.11 Должно быть предусмотрено регули­руемое демпфирование указателя скорости поворота с возможностью изменения постоянной времени от 0 до 10 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: