11.7.2.1 Непассажирским судам длиной менее
15 м разрешается выход и нахождение в море при
интенсивности волнения не более четырех баллов;
судам длиной от 15 до 20 м — не более пяти
баллов, а судам длиной от 20 до 24 м — не более
шести баллов.
11.7.2.2 Пассажирским судам длиной менее
20 м разрешается выход и нахождение в море при
интенсивности волнения не более трех баллов, а
судам длиной от 20 до 24 м — не более четырех
баллов.
Правила классификационных освидетельствований судов
11.8 При установлении предельно допустимой
интенсивности волнения для малых судов, базир
ующихся на судах-носителях (например, малых
рыболовных судов-ловцов, транспортируемых
плавбазой), помимо условий, указанных выше,
учитывается предельная интенсивность волнения,
при которой возможен их безопасный подъем на
борт судна-носителя.
11.9 В зонах особого режима волнения
должны вводиться по усмотрению Регистра до
полнительные ограничения. К зонам особых
режимов волнения относятся:
зона прибойного (разрушающегося) волнения, зона местного резкого увеличения высоты и крутизны волн (бары в устьях рек, волнение, именуемое «толчеей», и т.п.).
Зоны особых режимов волнения устанавливаются по данным местных гидрометеорологических и гидрографических учреждений.
11.10 В отношении конкретных ограничений
по району и условиям плавания судам смешан
ного плавания III СП — см. 2.2.5.3 части I «Клас
сификация» Правил классификации и постройки
морских судов.
11.11 В отдельных случаях, когда судно не в
полной мере соответствует требованиям Правил
классификации и постройки морских судов в
отношении прочности судна, Регистр может
присвоить или возобновить класс, установив
ограничения, например, по максимально допус
тимой высоте волны 3%-ной обеспеченности,
внесением в Классификационное свидетельство
записи о допустимых условиях эксплуатации.
11.12 Вне зависимости от района плавания
судам, остойчивость которых не удовлетворяет
требованиям части IV «Остойчивость» Правил
классификации и постройки морских судов, пре
дъявляемым к судам, плавающим в зимних
сезонных зонах севернее параллели 66° 30' с.ш. и
южнее параллели 66° ю.ш., а также в зимнее
время в Беринговом, Охотском морях и в
Татарском проливе, Регистром устанавливаются
соответствующие ограничения внесением в Клас
сификационное свидетельство записи о недопус
тимости эксплуатации судна в вышеуказанных
зимних сезонных зонах и акваториях.
11.13 Ограниченный район плавания судна
устанавливается или уточняется (подтверждается,
если он одобрен в согласованной технической
документации) при постановке судна на учет по
месту приписки судна с учетом конкретных
условий плавания в предусматриваемом районе
эксплуатации. Соответствующий обобщенному
определению (см. 11.5) ограниченный район пла
вания для конкретного бассейна устанавливается
в виде географического названия бассейна или его
части с указанием в необходимых случаях географической границы района плавания внутри бассейна и ограничений по удалению от места убежища, времени года, условиям погоды.
Для судов, предназначенных для определенных рейсов, район плавания может быть назначен в виде указания рейса между конечными портами.
Для судов типа плавдоков и плавмастерских указываются конкретные акватории портов, рейдов, мест убежища, где предусматривается стоянка. Перемещение судна в пределах установленной акватории не входит в компетенцию Регистра.
11.14 Возможность изменения района плава
ния судна в эксплуатации по ходатайству судо
владельца может быть рассмотрена при пред
ставлении обоснованных доказательств такого
изменения или при устранении причин, вызва
вших ограничение района плавания.
11.15 Знак ограниченного района плавания
указывается в символе класса судна. В Класси
фикационном свидетельстве указываются также
все дополнительные ограничения — географичес
кий район, ограничения по удалению от места
убежища, времени года, условиям погоды.
12 ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА РЕМОНТОМ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕМ СУДОВ
12.1 Регистр осуществляет надзор за всеми
видами ремонта, переоборудования и модерниза
ции корпуса судна, судового оборудования и
устройств, механической и холодильной установок,
электрического оборудования, подлежащих обяза
тельному контролю Регистра в соответствии с
номенклатурой объектов надзора, приведенной в
Руководстве по техническому надзору за построй
кой судов и изготовлением материалов и изделий
(см.части 1 и 4 Руководства). Надзор за объек
тами, не указанными в номенклатуре, может
осуществляться при обращении (заявке) судовла
дельца или завода-изготовителя в подразделение
Регистра.
12.2 Плановый ремонт судов должен, как
правило, совмещаться с периодическими освиде
тельствованиями судов, требуемыми настоя
щими Правилами.
В процессе надзора за ремонтом, не совпадающим по времени с периодическим освидетельствованием, инспектор производит внеочередное освидетельствование объектов, подвергающихся ремонту, что дает возможность уменьшить объем предстоящего периодического освидетельствования. Во всех случаях при больших ремонтах, не совпадающих с очередным освидетельствованием, судовладельцу рекомен-
Часть I. Общие положения
дуется предъявлять судно к очередному освидетельствованию ранее установленного срока.
12.3 При освидетельствованиях судов в целях
определения обобщенного объема ремонта, необ
ходимого для сохранения класса, инспектор
учитывает положения о ремонте судов, дейст
вующие в различных ведомствах.
12.4 При техническом надзоре за ремонтом
судов в части, не регламентированной специаль
ными требованиями настоящих Правил, инспек
тор должен руководствоваться требованиями
Руководства по техническому надзору за пост
ройкой судов и изготовлением материалов и
изделий в отношении:
порядка одобрения проектно-технической документации,
номенклатуры объектов надзора,
применяемых форм надзора,
объема надзора (характера освидетельствований и испытаний),
документации и клеймения.
12.5 Метод ремонта объектов надзора Регис
тра устанавливается судовладельцем или судо
ремонтным заводом с последующим одобрением
инспектором Регистра. При контроле объема и
способа ремонта инспектор использует указания
соответствующих частей настоящих Правил в
отношении определения технического состояния,
норм допускаемых износов, повреждений и неис
правностей, а также указания документов техно
логического характера.
Контроль за выполнением требований стандартов и технической документации по не регламентируемым Правилами элементам поднадзорных Регистру объектов лежит при их монтаже и эксплуатации на судне лежит на ответственности технического персонала предприятия, производящего ремонт, и администрации судна.
12.6 Надзор за ремонтом, переоборудованием
и модернизацией судов производится Регистром
по договорам, заключаемым инспекцией с судо
ремонтным предприятием или судовладельцем,
или по заявкам администрации судна, если
оплата за надзор Регистру производится непо
средственно судовладельцем.
12.7 При постановке судна на большой ре
монт, переоборудование или модернизацию су
довладелец должен представить на одобрение
Регистру проектную документацию по сущест
венным изменениям корпуса судна, его механиз
мов, устройств или оборудования. Объем проект
ной документации должен соответствовать
объему планируемых изменений. Судовладелец
должен знать, что производство работ без одо
бренной проектной документации впоследствии
может привести к необходимости переделок. При
ремонте должна быть также представлена на одобрение программа швартовных и ходовых испытаний судна после ремонта в объеме, соответствующем ремонту механизмов, устройств и оборудования и требованиям соответствующих частей данных Правил.
12.8 До начала ремонтных работ инспектору,
проводящему надзор за ремонтом, должны быть
представлены согласованные с инспекцией по
месту приписки судна ремонтные ведомости,
являющиеся первичным документом ремонта
или письмо-заключение для судов, ремонтир
ующихся на загранбазах, составленное по резуль
татам рассмотрения этих ведомостей, а также
одобренная инспекцией проектная документация
(см. 12.7). Если указанные выше документы
представляются без предварительного согласова
ния с Регистром, то объекты надзора, подле
жащие ремонту, должны быть предъявлены к
освидетельствованию до начала ремонта.
Согласование теряет силу при внесении в ремонтные ведомости или проектную документацию без одобрения Регистра изменений по вопросам, входящим в его компетенцию, а также, если период от согласования ремонтных ведомостей до постановки судна в ремонт превысит 6 мес. Судно должно быть предъ-явлено к освидетельствованию для контроля полноты необходимых ремонтных работ, отраженных в ремонтных ведомостях.
Результаты освидетельствования судна перед ремонтом и рассмотрения ремонтных ведомостей оформляются Актом (форма 6.3.10) по всем освидетельствованным частям судна. В дополнение к дефектам, указанным в ремонтной ведомости, в Акте должны быть указаны дефекты конструкций, механизмов и оборудования, требования по ремонту или необходимой дефекта-ции для уточнения износов, повреждений и неисправностей.
12.9 Дефектация судна для определения объема
ремонта должна производиться судоремонтным
заводом и судовладельцем с учетом соответст
вующих требований настоящих Правил, относ
ящихся к определению технического состояния,
учитывая ранее произведенные ремонты и замены.
12.10 После постановки судна на ремонт
инспектору, проводящему надзор, должны быть
представлены для одобрения материалы заводс
кой дефектации с уточненным объемом работ и
рабочими чертежами по мере их готовности.
При рассмотрении указанных материалов инспектор уточняет требования к объему ремонта, необходимость вскрытия и разборки механизмов, демонтажа оборудования и т.п. для производства соответствующего вида освидетельствования.
Правила классификационных освидетельствований судов
В необходимых случаях инспектор принимает непосредственное участие в проведении дефекта-ции. Уточнение требований по ремонту и необходимой подготовке объектов к проведению освидетельствования оформляется принятой при надзоре документацией.
12.11 При разработке технической документа
ции для проведения ремонта должно быть пре
дусмотрено выполнение обязательных
требований действующих Правил классификации
и постройки морских судов, связанных с кон
структивными изменениями на судах, построен
ных до вступления Правил в силу.
Судно, подвергающееся ремонту, переоборудованию или модернизации, должно после этого отвечать по меньшей мере требованиям Правил классификации и постройки морских судов, применявшихся ранее к этому судну.
Устанавливаемые на судно или заменяемые механизмы, устройства, оборудование и снабжение, применяемые при ремонте материалы и изделия, поднадзорные Регистру, должны иметь документацию и клейма, предусмотренные Руководством по техническому надзору за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий.
Производство ремонтных работ (сварка, клепка и термическая обработка) и их контроль должны отвечать требованиям действующих Правил классификации и постройки морских судов и Руководства по техническому надзору за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий.
12.12 Проведение ответственных ремонтных
работ должно производиться по технологическим
процессам, одобренным инспекцией для данного
судна или в качестве типовых.
12.13 При надзоре за ремонтом судов основ
ной задачей инспектора является контроль за
производством ремонтных работ. Этот контроль
включает проверку соответствия конструкций,
узлов и деталей одобренным чертежам, правиль
ности технологии, применение соответствующих
материалов и полноты заводского контроля
качества работ.
12.14 После ремонта или установки на судне
новых объектов должны быть произведены необ
ходимые испытания, предписанные при их изго
товлении и установке на судно. Объем испытаний
после ремонта устанавливается инспектором в
зависимости от объема и характера произведен
ного ремонта. Испытания производятся в соот
ветствии с Руководством по техническому
надзору за постройкой судов и изготовлением
материалов и изделий с оформлением соответст
вующих документов.
12.15 Контрольные проверки и освидетельст
вования инспектором в процессе надзора за
ремонтом производятся после представления актов ОТК об окончательной приемке объектов надзора. Совмещение приемки ОТК с освидетельствованием, проводимым инспектором, может быть допущено только по согласованию с инспектором.
12.16 Контрольные проверки качества работ и
освидетельствования, производимые в процессе
надзора за ремонтом, уточнение требований по
ремонту и необходимой подготовке объектов к
проведению освидетельствования и прочие замеча
ния и требования инспектора должны оформляться
документацией, форма которой устанавливается
инспекцией на основе существующей практики
(журналы технического надзора, извещения на
проверку выполненных работ, удостоверения о
проведении испытаний, акты и т.п.).
12.17 После окончания ремонта должны быть
проведены швартовные и ходовые испытания в
объеме, предусмотренном одобренной програм
мой испытаний (см. 12.7).
12.18 Технический надзор за ремонтом или
переоборудованием заканчивается оформлением
Акта (форма 6.3.10) по всем поднадзорным Регис
тру объектам, подвергшимся ремонту или перео
борудованию. В Акте указываются объем ремонта,
изменения и замены конструкций, механизмов и
оборудования, дополнительные дефекты, по срав
нению с указанными в акте освидетельствованиями
до начала ремонта (см. 12.8).
Если имеются требования, подлежащие выполнению при последующих плановых ремонтах или в установленный срок, а также если надо обратить особое внимание при последующих освидетельствованиях на отдельные объекты, в Акте делается об этом соответствующее указание.
При изменении во время ремонта, переоборудования или модернизации характеристик и нормируемых показателей судна, назначения, района плавания, надводного борта, мощности механизмов и т.п., замене механизмов или оборудования в Акте указываются соответствующие данные для внесения исправлений в документацию Регистра (на судне и в инспекции), а также составляется документация, требуемая правилами Регистра.
12.19 При несовпадении ремонта с период
ическим освидетельствованием производится
внеочередное освидетельствование с целью уста
новления требований, технических характерис
тик, подлежащих контролю в процессе ремонта
или после его окончания, или если в процессе
ремонта будет установлена необходимость
производства работ, подлежащих в соответствии
с номенклатурой объектов надзора обязательно
му контролю Регистра. В этом случае освиде-
Часть I. Общие положения
тельствование должно быть продолжено в процессе ремонта или после его окончания. Результаты освидетельствования в этом случае оформляются Актом по форме 6.3.10.
13 ДОКУМЕНТАЦИЯ
13.1 Документация, представляемая инспектору перед освидетельствованием судна.
13.1.1 На судне должна быть техническая
документация, перечень которой указан в прило
жении к настоящим Правилам. Эта документация
необходима для проверки выполнения техничес
ких требований и обеспечения показателей и
характеристик, регламентированных Правилами,
при первоначальном освидетельствовании судна,
построенного без надзора Регистра или компе
тентного органа по договору с Регистром о
замещении. Перечень включает в себя построеч
ную документацию, обычно выдаваемую на
судно после постройки или существенного ре
монта, переоборудования, модернизации и за
мены объектов надзора.
13.1.2 Объем требуемой судовой технической
документации может быть сокращен при наличии
документации классификационных и других ор
ганов надзора, а также документации завода-
строителя (изготовителя), подтверждающей вы
полнение технических требований Правил клас
сификации и постройки морских судов и
международных конвенций, качество применен
ных материалов и выполнения работ, произ
водство требуемых испытаний объектов и
подтверждающей, что представленная докумен
тация включает все необходимые данные для
оформления документов Регистра. Номенклатура
документов может быть представлена в другой
комплектации.
13.1.3 При изменениях и заменах конструкций
корпуса, объектов механической и холодильной
установок и оборудования объем представляемой
документации должен соответствовать объему
произведенных изменений и замен. На всех судах
рекомендуется иметь, а на судах старше 20 лет
должны быть чертежи растяжек наружной обшив
ки, настила двойного дна и водонепроницаемых
переборок с указанными на них заменами листов
обшивки во время предыдущих ремонтов, а
также результатами дефектаций.
13.1.4 Расчеты, необходимые для определения
удовлетворения требованиям Правил, могут
быть потребованы инспектором, если они не
содержатся в представленной документации.
13.1.5 Если судовладелец не может представить
какую-либо техническую документацию, предусмо
тренную перечнем, он должен обеспечить получе
ние инспектором необходимой информации при
проведении первоначального освидетельствования
с изготовлением в необходимых случаях чертежей
по натурному обмеру и расчетов. При отсутствии
сертификатов или других документов, свидетельст
вующих о производстве требуемых Правилами
классификации и постройки морских судов испы
таний, объекты должны быть подверг-нуты соот
ветствующим испытаниям.
13.1.6 При переоборудовании или ремонте
судна должна быть представлена Регистру для
одобрения документация по тем частям корпуса,
механизмов и оборудования судна, которые под
лежат переоборудованию или восстановлению.
13.1.7 При установке на судно поднадзорных
Регистру новых механизмов или устройств, ко
торые существенно отличаются от первоначаль
ных, необходимо предъявить Регистру для
одобрения техническую документацию но-вых
установок в объеме, требуемом при первоначаль
ном освидетельствовании судна.
13.1.8 При предъявлении судна к любому
освидетельствованию инспектору, по его просьбе,
должна предъявляться документация, указанная
в 5.15.