Требования к исправлению повреждений гребных винтов сваркой

10.1. Ремонт гребных винтов с помощью
сварки должен осуществляться с учетом требо­
ваний настоящей Инструкции в отношении мате­
риалов (см. разд. 2) и ремонтных зон (см. разд. 3).

10.2. Ремонт гребных винтов сваркой, как
правило, должен осуществляться на гребных
винтах, снятых с вала, находящихся в горизон­
тальном состоянии, защищенных от осадков,
сквозняков, влаги, паров азота. Ремонт сваркой
в ремонтных зонах А и В (см. разд. 3) осуществл­
яется только на снятом гребном винте. Ремонт в
зоне С может быть разрешен на гребном винте,
находящемся на валу.

10.3. Мелкий ремонт сваркой инспектором
может быть разрешен на гребном винте, наход­
ящемся на валу судна. В этом случае ремонт
должен осуществляться квалифицированным
сварщиком с соблюдением требований по иск­
лючению сквозняков и влаги.

10.4. Ремонт сваркой гребных винтов из
марганцовистых латуней Cul, Cu2 и марганцо­
вистых бронз Си4 требует последующей тер­
мической обработки, которую осуществлять на
гребном винте, находящемся на валу, практичес­
ки невозможно. Поэтому такой ремонт гребных
винтов, не снятых с вала, следует предпринимать
только тогда, когда нет другого выхода в
сложившейся ситуации.

Таблица 8.1 чных видах ремонта и при термической обработке


Тип сплава по классифи­кации МАКО Наименование сплава Температура, °С
Нагрев при правке в горячем состоянии Предварительный нагрев при сварке Отжиг при термообработке
Cul Cu2 СиЗ Cu4 Мп латунь NiMn латунь NiAl бронза MnAl бронза 500-800 500-800 700-900 700-900 150 150 50 100 350-500 350-500 450-5001 450-600
1 Только при большом объеме сварки.    

Приложение 12





Тргщины

10.5. Все подлежащие исправлению сваркой
дефекты и прилегающие к ним поверхности
шириной 20 мм должны быть зачищены до
чистого металла и подготовлены под заварку в
соответствии с рис. 10.5.

10.6. Несквозные трещины обрабатываются
при этом со скосом кромок под углом не менее
35°, с закруглением по радиусу 5 мм (см. рис. 10.5).

10.7. Концы трещин перед разделкой засвер-
ливаются диаметром 8 — 12 мм на 2 — 3 мм
глубже дна трещины.

10.8. Сквозные трещины засверливаются
насквозь. Подготовку кромок сквозных трещин
производить, ориентируясь на рис. 10.8-1 и 10.8-2.

10.9. Степень полноты выборки трещин необ­
ходимо контролировать методами цветной или
люминесцентной дефектоскопии.

10.10. Заварка дефектов производится при
температуре воздуха не ниже —20° при отсутст­
вии сквозняков, влаги, паров азота.

10.11. Любое исправление дефектов гребных
винтов из всех цветных материалов сваркой
производится с местным предварительным подо-


Рис. 10.5 Подготовка под заварку несквозных трещин








Рис. 10.8-1 V-образная разделка кромок

б)


40 ±3°


Рис. 10.8-2 Разделка кромок: а) — Х-образная; 6) — Ж-образная



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации



гревом исправляемого участка. Нагрев должен производиться, избегая локального подогрева.

10.12. Предварительный нагрев осуществляется
в полном строгом соответствии с 8.4 и 8.5. Важно,
чтобы температура распространялась полностью
сквозь толщину участка и в пределах указанного в
8.4 диапазона площади 200 — 500 мм.

10.13. Температура предварительного нагрева
приведена в табл. 8.1. Она должна быть пос­
тоянной и контролироваться в соответствии с 8.7
до завершения сварочных работ.

10.14. После завершения сварки гребной винт
должен медленно остывать под термоизолир­
ующими одеялами до 100°С.

10.15. Сварка должна производиться по тех­
нологии завода-исполнителя, одобренной Регис­
тром.

10.16. Инспектору Регистра для предъявления
им обоснованных требований в качестве отдель­
ных рекомендаций могут быть предложены сле­
дующие:

для марганцовистых латуней ЛМцЖ 55-3-1, «Стоун», «Лима» (Cul) рекомендуется дуговая и аргоно-дуговая сварка;

для марганцовистых латуней Cul и марган-цовисто-алюминиевых бронз Си4 перед наложе­нием последующего валика предыдущий должен быть зачищен до блеска. Для латуней целесоо­бразно до зачистки каждый предыдущий валик зачеканить;

для никель-алюминиевых бронз СиЗ заварку дефектов следует производить с перерывами на охлаждение ранее выполненного шва до темпера­туры не выше 150°С;


в первую очередь следует выполнять наплав­ку на кромке, а затем завершающими проходами объединять наплавленный на кромке металл;

с целью обеспечения минимальной деформа­ции лопасти заварку разделки следует произво­дить попеременно с двух сторон;

очередность наложения сварных швов при наплавке — см. рис. 10.16-1;

очередность наложения сварных швов в зави­симости от вида разделки — см. рис. 10.16-2;

сварку сквозной трещины с Х- и Ж-образными разделками следует начать от засверленного отвер­стия, заполнив только половину разделки, затем перевернуть винт, подрубить корень шва до чисто­го металла и заварить, начиная от засверленного отверстия. После этого следует перевернуть винт и заварить оставшуюся часть разделки.

10.17. Инспектор Регистра может допустить приварку недостающей части лопасти на участке г > 0,5. Материал недостающей части лопасти (лопастной наделки) по химическому составу и механическим свойствам должен соответствовать материалу гребного винта. В литой лопастной наделке должен быть предусмотрен припуск на обработку после приварки. Разделка кромок производится в зависимости от толщины лопасти в месте приварки:

при толщине до 20 мм — V-образная раз­делка (рис. 10.8-1);

при толщине от 20 до 60 мм — Х-образная (см. рис. 10.8-2, а);

свыше 60 мм — Ж-образная (см. рис. 10.8-2, б).

Поводку при приваривании части лопасти уменьшают, используя гребенки, привариваемые


17

12


■I-о


10

15


11


16


14



20


19




150

13

18


Рис. 10.16-1 Очередность наложения швов при наплавке


Приложение 12



Рис. 10.16-2 Очередность наложения сварных швов в зависимости от вида разделки



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации



с обеих сторон лопасти (см. рис. 10.17). Гребенки изготавливаются из того же сплава, что и лопасть или (что хуже) из стали Ст.З и привариваются аргонодуговым способом.

10.18. После сварки все сварные швы и места
наплавки подвергаются контролю методом цвет­
ной дефектоскопии. Внутренние дефекты в местах
приварок частей лопастей и заварок сквозных
трещин большой протяженностью контролируют
гаммаграфированием или другими методами
неразрушающего контроля.

10.19. После исправления всех дефектов свар­
кой для гребных винтов из латуни Cul, Cu2 и
марганцовистых бронз Си4 обязательно произво­
дится термическая обработка. Заварка трещин,
наплавка с помощью сварки для гребных винтов
из никель-алюминиевых бронз не требует после­
дующей термической обработки. После приварки
частей лопасти, т.е. большего объема сварочных
работ, для гребных винтов из никель-алюминие­
вых бронз вопрос о необходимости термической
обработки должен быть решен инспектором
Регистра.

10.20. Как правило, в условиях судоремонта
осуществляется местная термическая обработка с
помощью специальных электронагревательных
устройств. Для видов ремонта, таких как зава­
рка трещин и наплавка, производимых на 1 ^0,5 и


на ступице, местная термическая обработка раз­решается. Для ремонта сваркой на г>0,5 и при приварке в этой зоне лопасти желательна общая термическая обработка.

10.21. После значительного объема проведен­
ных сварочных работ и обязательно после при­
варки части лопасти необходимо выполнить
контрольные измерения геометрии гребного вин­
та на разметочной плите с помощью штатного
шагомера. Должны быть исключены разношаго-
вость и отклонения уклона лопастей сверх допус­
тимых (см. разд. 16).

10.22. После приварки части лопасти и бол­
ьшего объема наплавки должна быть произведе­
на статическая балансировка гребного винта (см.
разд. 17).

11. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ

11.1. Термическая обработка является важне­йшей технологической операцией ремонта греб­ных винтов, и должна тщательно контроли­роваться инспектором. Она проводится с целью предотвращения разрушения лопастей в эксплуа­тации, обеспечивая снятие повышенных неблаго­приятных остаточных растягивающих напряжений, возникших в процессе ремонта за


Рис. 10.17 Установка сборочных гребенок для приварки лопастных наделок


Приложение 12




счет нагрева материала. Для марганцовистых латуней Cul и Си2 и марганцовистой бронзы Си4 выполнение термической обработки обяза­тельно.

11.2. Термическая обработка производится
после следующих технологических операций в
эксплуатации и при ремонте гребного винта для
материалов, склонных к коррозионному растрес­
киванию (Cul, Cu2, Cu4):

обрезки кромок лопастей не механическим путем;

сварки и наплавки в любой зоне поверхности винта;

правки лопастей в горячем и холодном сос­тоянии;

местного неравномерного нагрева ступицы при демонтаже гребного винта с валом.

Для гребных винтов из никель-алюминиевых бронз СиЗ термическая обработка, как правило, не производится, за исключением ремонта с крупным объемом сварки и приварки части лопасти.

11.3. Термическая обработка в зависимости
от объема сварочных работ и наличия печей для
отжига может быть местной и общей. Общая и
местная термические обработки заключаются в
отжиге гребных винтов при температурах, ука­
занных в табл. 8.1.

11.4. Общая термическая обработка осу­
ществляется в электрических, мазутных, газовых
и других печах для отжига, в которых перепад
температур пола и свода не превышает 40°, а
скорость охлаждения — не более 50°С/ч.

Разница температур ступицы и конца лопас­тей не должна превышать 30°С. Подъем темпера­туры должен быть равномерным со скоростью не более 200°С/ч при начальной температуре не более 200°С. Охлаждение гребных винтов произ­водится вместе с печью до температуры 80°С и осуществляется равномерно со скоростью 50°С/ч. Выдержка зависит от габаритов гребного винта (см. табл. 11.4).

Таблица 11.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: