4.1. В зоне А устранение дефектов сваркой, как
правило, не допускается. Каждый случай исправ
ления дефектов в зоне А сваркой требует спе
циального согласования с инспектором Регистра.
В этой зоне дефекты, распространяющиеся на глубину не более определяемой по формуле dA = tA/50, или 2 мм (в зависимости от того, что больше), должны устраняться шлифованием. Здесь dA — глубина дефектов в зоне A; tA — толщина лопасти в данном месте.
Если дефекты более глубокие, то их устранение в зоне А осуществляется только по согласованию с инспектором Регистра в каждом конкретном случае.
Трещины в зоне А на кромках лопастей с большой откидкой протяженностью не более 10 мм могут ремонтироваться сваркой.
Рис. 3.3-2: в1 — угол между радиусом, проведенным через середину концевого сечения лопасти, и радиусом, касательным к средней линии; 82 — угол между радиусами, проведенными через середину концевого и корневого сечений лопасти |
4.2. В зоне В дефекты, распространяющиеся
на глубину не более определяемой по формуле
dB=tB/40, или 2 мм (в зависимости от того, что
больше), должны устраняться только шлифова
нием. Более глубокие дефекты могут устра
няться заваркой. Дефекты, глубина которых
больше tB/3, устраняются только по согласова
нию с инспектором Регистра.
|
|
4.3. В зоне С ограничений по ремонту с
помощью сварки нет.
4.4. Предельные размеры дефектов и пов
реждений на лопастях и ступицах винтов фикси
рованного шага и винтов регулируемого шага
представлены в табл. 4.4-1 и 4.4-2.
Таблица 4.4-1 Размеры дефектов и повреждений на гребных винтах фиксированного шага, допускаемых к исправлению с помощью сварки
Участок гребного винта | Общая поверхность дефектов | Площадь максимального единичного дефекта | Максимальная глубина | |
Зона | Место расположения | |||
А | лопасть | исправление дефектов сваркой | — | — |
не допускается | ||||
В | лопасть | не более 20% площади одной | не более 10% площади одной | не более tB/3 |
стороны | стороны | |||
С | лопасть, ступица | не ограничивается | не ограничивается |
Таблица 4.4-2
Размеры | повреждений на ВРШ, допускаемых к исправлению с помощью | сварки | ||
Участок гребного винта | Общая поверхность дефектов | Площадь максимального единичного дефекта | Максимальная глубина | |
Зона | Место расположения | |||
А | лопасть, комель лопасти | исправление дефектов | — | — |
Б | лопасть | сваркой не допускается не более 20% площади одной | не более 10% площади одной | |
комель лопасти | стороны лопасти не более 20% площади комля | стороны лопасти не более 10% площади комля | не более tB/3 | |
лопасти | лопасти | |||
ступица | не более 20% площади окна | не более 10% площади окна | ||
С | лопасть, ступица | не ограничивается | не ограничивается |
Приложение 12
|
|
5. ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА МОНТАЖОМ-ДЕМОНТАЖОМ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ
5.1. Монтаж и демонтаж с гребного вала
гребных винтов из марганцовистых латуней и
марганцовистых бронз категорически запрещено
выполнять с помощью нагрева открытым сосре
доточенным пламенем с помощью пропановых,
ацетиленовых, кислородных и других горелок.
Гребные винты из этих материалов должны устанавливаться и сниматься с помощью механических или гидравлических съемников и путем нагрева паром до 150°С или с помощью электрических индукционных нагревателей до температуры, меньше или равной 150°С.
5.2. Для винтов из сплавов Oil, Cu2 и Cu4 для
облегчения монтажа и демонтажа может быть
использована твердая двуокись углерода (сухого
льда), уложенная в пакетах на валу до и после
ступицы.
5.3. Гребные винты из никель-алюминиевой
бронзы СиЗ должны монтироваться и демонти
роваться с соблюдением тех же требований.
Допускается, в присутствии инспектора, для гребных винтов из бронз СиЗ осуществлять монтаж и демонтаж с помощью нагрева ступицы на коксовом горне или с помощью горелок, дающих длинное рассредоточенное пламя (на каменноугольном газе или керосине) при условии непрерывного перемещения горелки.
6. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕМОНТУ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ
6.1. Ремонт гребных винтов, включающий правку погнутых лопастей или исправление дефектов с помощью сварки, должен производиться только при горизонтальном положении гребного винта. Сварочные работы и правка при нахождении винта на валу в доке допускаются только в зонах В и С. На плаву, в виде крайнего исключения, допускается ремонт гребного винта только в зоне С. Исправление дефектов гребного винта, особенно, из латуней, на валу судна допускается в виде исключения при соблюдении следующих условий:
выполнении работ опытными рабочими, особенно сварщиками;
обеспечении защиты от сквозняка, дождя;
при соблюдении условий для проведения после нагрева и сварки термической обработки и цветной дефектоскопии, если она необходима.
Инспектор Регистра должен рекомендовать:
надежно укрыть гребной винт при окраске корпуса в целях защиты его от попадания брызг краски;
покрыть гребной винт до начала эксплуатации защитным лаком или самозатвердевающим жировым покрытием. В случае повреждения такого покрытия рекомендовать восстановить его до монтирования винта на вал.
Для гребных винтов из марганцовистых латуней и бронз может быть использована твердая двуокись углерода (сухого льда), уложенная в пакетах на валу до и после ступицы.
6.2. Гребные винты из никель-алюминиевой бронзы должны монтироваться и демонтироваться с соблюдением тех же требований.
Допускается, в присутствии инспектора, для гребных винтов из никель-алюминиевой бронзы СиЗ осуществлять монтаж и демонтаж с помощью нагрева ступицы на коксовом горне или с помощью горелок, дающих длинное рассредоточенное пламя (на каменноугольном газе или керосине) при условии непрерывного перемещения горелки.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРАНЕНИЮ КОРРОЗИОННЫХ И ЭРОЗИОННЫХ ДЕФЕКТОВ
7.1. Устранение язв и питтингов, вызванных коррозией или эрозией, должно производиться, по возможности не прибегая к заварке. Инспектор должен проследить, чтобы в первую очередь были устранены источники концентрации напряжений, т.е. острые края и углы язв путем вырубки и фрезерования абразивным инструментом. Шлифование после вырубки обязательно.
Предельная глубина дефектов в зонах А и В — см. табл. 4.4-1.
8. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПРАВЛЕНИЮ ПОГНУТОСТИ ЛОПАСТЕЙ
8.1. Правку в холодном состоянии разрешено производить только при погиби с углом отклонения до 20° при толщине лопасти не более 30 мм статическими методами, через прокладку для более равномерного распределения нагрузки, избегая ударной нагрузки. Для этой цели используются струбцины с большим рычагом, гидродомкраты и т.п., рекомендуется использовать специальные и правочные постели.
|
|
Даже после холодной правки погнутостей лопастей марганцовистой латуни (Cul), никель-марганцовистой латуни (Си2) и марганцовисто-алюминиевой бронзы (Си4) необходимо требовать термической обработки для снятия остаточных напряжений (температуры для термичес-кой обработки — см. табл. 8.1).
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации
8.2. Основным методом является правка в
горячем состоянии с применением статической
нагрузки. Как исключение, разрешается править
лопасти из всех материалов, кроме никель-алю
миниевой бронзы СиЗ с помощью динамических
нагрузок.
8.3. Правка производится в интервале тем
ператур нагрева лопастей с обеих сторон, указан
ном в табл. 8.1. Во время правки указанные
температуры должны непрерывно поддержи
ваться и контролироваться.
8.4. Участок нагрева должен быть больше
участка правки у крупных винтов на 500 мм, у
мелких (5<2 м) — на 200 мм.
8.5. Для нагрева предпочтительно использовать
электронагрев. Допускается нагрев на коксовом
горне или горелке, работающей на каменноуголь
ном газе или керосине, т.е. дающие длинное
рассредоточенное пламя. Горелки необходимо не
прерывно перемещать. Нагрев лопастей кислород
но-ацетиленовыми и кислородно-пропановыми
горелками допускается только через надежные
теплоизолирующие прокладки.
8.6. Трещины в зоне погиби должны быть
вырублены и заварены до правки.
8.7. Контроль температуры нагрева должен
непрерывно производиться термометрами типа
ГРХК или пирометрами АПИР-6 или другими
приборами в нескольких точках нагрева по
контуру участка нагрева с обеих сторон лопасти.
8.8. После горячей правки лопасти, особенно
в месте нагрева, необходимо укрыть термоизо
лирующими одеялами.
|
|
8.9. После горячей правки лопастей из лату-
ней (Cul, Cu2) и марганцовистой бронзы (Си4)
должны производиться местные или общие тер
мообработки (см. разд. 11 и табл. 8.1 и 11.4).
8.10. После правки и термообработки прове
ряется отсутствие трещин визуально, методами
цветной или люминесцентной дефектоскопии на
участке правки с обеих сторон лопасти. При
значительном объеме нагрева и правки обязательно
требовать осуществления контрольного измерения
геометрии лопастей, особенно на предмет выявле
ния разношаговости противоположных лопастей.