В процессе риск-менеджмента важнейшим этапом является анализ и оценка риска. Необходимость этого этапа определяется потребностью выявить степень возможности возникновения риска и величину потерь в случае его возникновения. Цель учета риска - защита от катастрофических убытков и минимизация затрат на прирост стоимости капитала. В широком смысле принципиальными целями учета и управления риском являются:
q обеспечение экономической прибыльности проекта для предприятия;
q достижение полезности и ценности для общества;
q достижение общественного одобрения, публичного признания проекта (в плане воздействия на окружающую среду и т.д.); снятие политических проблем (например, в области ядерной энергетики).
Расчет и анализ рисков может включать:
1) моделирование последствий каждого фактора риска;
2) определение реальной (прогнозируемой) возможности появления каждого фактора риска и потерь (в денежном выражении);
3) временн о е распределение рисков (это учет того, что часто многие риски сосредоточены на начальных этапах реализации проекта и исчезают по мере приближения к завершению работ);
|
|
4) построение структурно-элементной модели факторов риска с идентификацией каждого фактора и его количественной оценкой;
5) ранжирование факторов риска по значимости и выбор наиболее опасных (угрожающих) рисков;
6) создание базы данных (базы знаний) по аналогичным проектам о приемлемости того или иного уровня / фактора риска;
7) выбор альтернативных критериев для выработки стратегии управления риском;
8) максимизация ликвидности;
9) максимизация прибыльности для фиксированных уровней ликвидности и риска;
10) минимизация риска для фиксированных уровней ликвидности и прибыли / рентабельности.
Основными критериями при идентификации и оценке рисков, являются:
q приемлемая точность оценки количественных характеристик риска;
q степень важности влияния различных факторов риска на стоимость проекта (на соответствующей стадии анализа - в проекте, коммерческом предложении и т.д.);
q потенциальные дополнительные затраты, связанные с условиями контракта (участие заказчика в работах, штрафы, бонусы, их размеры и время введения, затраты при увеличении длительности или отсрочке начала проекта, штрафы из-за плохой работы компании, плохого качества товаров, выпускаемых ею, ответственности за брак и т.д.);
q финансовые риски (неплатежеспособность, потоки наличных денег, отмена (аннулирование) или падение стоимости ценных бумаг и гарантий, налоги и пошлины и т.д.;
q стоимостная оценка скрытых неблагоприятных факторов.