Подавляющему числу (более 80%) коммерческих структур приходится заниматься проведением внешнеэкономических операций, и многие из них неоднократно сталкиваются с рисковыми ситуациями. Это ситуации, в результате которых либо эффективность проведения операции оказывается минимальной и не оправдывает вложенных средств и надежд субъекта бизнеса, либо вообще предприниматель (инвестор) несет огромные убытки, расплачиваясь за свою неосведомленность, просчеты и некомпетентность в деле.
Структура рисков ВЭД достаточно обширна и насчитывает порядка 150 видов рисков. Классифицировать риски можно различным образом. Риски могут быть общими и операционными, относящимися к конкретному типу внешнеэкономической операции. Обобщенная схема рисков ВЭД представлена на рис. 2.2.
Риски, связанные с условиями контракта: · риски, связанные с товаром, его свойствами · риск условий поставки · риск выбора валютных условий контракта · риск форс-мажорных обстоятельств · риск разрыва контракта |
Внешние к договору риски: · политические · макроэкономические · риск надежности партнера · юридические · криминальные · маркетинговые · информационные |
По отношению к договорному процессу |
По отношению к территориальному положению |
По отношению к возможности воздействия на риск |
q управляемые фирмой q косвенно управляемые q неуправляемые |
q при таможенном оформлении q при сертификации q инвестиционные q коммерческие q транспортные |
q за рубежом q на границе q на своем рынке |
|
По отношению к этапу сделки |
2.2.1. Страновые риски
При проведении внешнеэкономических операций одним из немаловажных моментов является учет особенностей страны партнера. Это обуславливается множеством факторов, которые объединены в группу страновых рисков (риск страны) и являются актуальными как для субъектов ВЭД, так и для банков. Они могут быть политическими и макроэкономическими.
Политический риск - это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Политические риски можно разделить на четыре группы:
q риск национализации и экспроприации;
q риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;
q риск разрыва контракта из-за действий власти страны, в которой находится компания-контрагент;
q риск военных действий и гражданских беспорядков.
Политический риск особенно необходимо учитывать при заключении контрактов в странах с нестабильной политической ситуацией.
Обычно ситуацию в стране оценивают по следующим показателям:
1) политическая стабильность;
2) экономическая стабильность;
3) валютная стабильность;
4) перевод капитала и прибылей;
5) защита технологий;
6) отношение к иностранным инвестициям;
7) ограничения и льготы в рамках системы регулирования инвесторов;
8) культурное взаимодействие.
Макроэкономические риски. При проведении ВЭО необходимо учитывать факторы рисков, связанные с платежным потенциалом страны-дебитора, и поэтому требуется, прежде всего, анализ макроэкономических показателей страны и анализ рыночного потенциала. К ним относятся:
1) внутренняя экономика страны;
2) экономика страны партнера;
3) задолженность государства (внутренняя и внешняя).
Информацию о страновых рисках можно получить, используя регулярные публикации консалтинговых фирм, специализирующихся на оценках рисков. Некоторые из них, в основном зарубежные, например, “Frost and Sullivan Inc.”, “Business International Corporation”, “BERI” и другие публикуют отчеты, сборники по инвестиционному климату в зарубежных странах и политическому риску. Они могут включать различные индексы, среди которых можно выделить следующие:
1. Индекс политического риска (Political Risk Index, PRI).
2. Индексы текущей экономической ситуации (Operating Risk Index, OPI).
3. Индексы (факторы) возможностей для перевода капитала и прибылей (Repatriation Index, R factor).
4. Индексы возможностей получения прибылей (Profit Opportunity Index, POI).
Для оценки странового риска используют различные подходы и методики - либо расчетно-аналитические процедуры, либо процедуры получения экспертных оценок, что наиболее просто и достаточно объективно.
Степень возможности возникновения страновых рисков зависит от анализируемой страны, а величина убытков может достигать, в зависимости от каждого конкретного случая, суммы, даже большей, чем сумма контракта.