Долженствовательное накл. Брат, учись, а я, работай.
В синтаксисе последнего десятилетия предпринимается попытка выявить весь набор структурных схем, по которым строятся предложения русского языка. В «Русской грамматике»-80 представлены и описаны 34 структурные схемы; из них 29 схем – это свободные схемы и 5 фразеологизированные. Свободные схемы предполагают свободное лексическое наполнение, а фразеологизированные обязательно имеют лексико-фразеологизированный (закрытый) компонент. Например: Лес как лес. Всем праздникам праздник. День как день. Все свободные схемы делятся на двухкомпонентные и однокомпонентные. Затем идет группировка в зависимости от морфологической природы и формы структурных компонентов (РГ, с.85-97). Построение структурных схем позволит инвентаризировать весь набор отвлеченных образцов, по которым строится простое предложение.
2. Семантическая структура предложения – это его абстрактное языковое значение, представляющее собой отношение семантики компонентов, формируемых взаимным действием грамматического и лексического значения членов предложения.
N 1 ←→ V f (3 л.)
подл. сказ.
Для описания предложения в семантическом аспекте используются следующие синтаксические категории: субъект предложения, объект предложения и действие (или состояние).
Завод работает. Семантика данных предложений такова:
Мальчик бежит. субъект и его конкретное действие:
Колесо крутиться.
Ребенок радуется. Семантика данных предложений такова:
Отец сердится. субъект и его эмоциональное состояние:
Толпа негодует.
Субъект обозначает деятеля, носителя признака, а этот носитель признака может быть определенным и неопределенным: Студенты пишут. Разговаривают. Субъект довольно часто совпадает с подлежащим, однако на семантическом уровне он понимается значительно шире, чем форма имени в И.п.
Ср.: Гордиться нехорошо.
S ←→ D
Односоставные в структурном отношении предложения на уровне смысловой структуры могут восприниматься как двусоставные. Ср.: Мне больно. Саду цвесть. Народу много. (S ←→ D).
Объект – это семантическая категория, которая обозначает предмет, на который направлено действие.
Студенты пишут лекцию.
S ←→ D → О
В основе разграничения актива и пассива (active – passive) положено соответствие/несоответствие семантических категорий субъекта и объекта, подлежащего и сказуемого. Эти же конструкции позволяют охарактеризовать залоговое значение глагола.
Студенты пишут лекцию.
S ←→ D → О
Лекция пишется студентами.
О ←→ D → S
Если субъект и подлежащее совпадают, то налицо конструкция актива; если же эти категории не совпадают, – конструкция пассива. Например:
Рабочие строят дома. или Рабочие строятся зимой.
S ←→ D → О S ←→ D
и
Дома строятся рабочими.
О ←→ D → S
В отличие от структурной схемы предложения, семантическая структура предложения многозначна. Одна и та же формальная сторона предложения может иметь разные семантические структуры, и в то же время различные структуры могут иметь и имеют одинаковую семантику.