Чтоб брат учился в музыкальной школе

Долженствовательное накл. Брат, учись, а я, работай.

В синтаксисе последнего десятилетия предпринимается попытка выявить весь набор структурных схем, по которым строятся предложения русского языка. В «Русской грамматике»-80 представлены и описаны 34 структурные схемы; из них 29 схем – это свободные схемы и 5 фразеологизированные. Свободные схемы предполагают свободное лексическое наполнение, а фразеологизированные обязательно имеют лексико-фразеологизированный (закрытый) компонент. Например: Лес как лес. Всем праздникам праздник. День как день. Все свободные схемы делятся на двухкомпонентные и однокомпонентные. Затем идет группировка в зависимости от морфологической природы и формы структурных компонентов (РГ, с.85-97). Построение структурных схем позволит инвентаризировать весь набор отвлеченных образцов, по которым строится простое предложение.

2. Семантическая структура предложения – это его абстрактное языковое значение, представляющее собой отношение семантики компонентов, формируемых взаимным действием грамматического и лексического значения членов предложения.

N 1 ←→ V f (3 л.)

подл. сказ.

Для описания предложения в семантическом аспекте используются следующие синтаксические категории: субъект предложения, объект предложения и действие (или состояние).

Завод работает. Семантика данных предложений такова:

Мальчик бежит. субъект и его конкретное действие:

Колесо крутиться.

Ребенок радуется. Семантика данных предложений такова:

Отец сердится. субъект и его эмоциональное состояние:

Толпа негодует.

Субъект обозначает деятеля, носителя признака, а этот носитель признака может быть определенным и неопределенным: Студенты пишут. Разговаривают. Субъект довольно часто совпадает с подлежащим, однако на семантическом уровне он понимается значительно шире, чем форма имени в И.п.

Ср.: Гордиться нехорошо.

S ←→ D

Односоставные в структурном отношении предложения на уровне смысловой структуры могут восприниматься как двусоставные. Ср.: Мне больно. Саду цвесть. Народу много. (S ←→ D).

Объект – это семантическая категория, которая обозначает предмет, на который направлено действие.

Студенты пишут лекцию.

S ←→ D → О

В основе разграничения актива и пассива (active – passive) положено соответствие/несоответствие семантических категорий субъекта и объекта, подлежащего и сказуемого. Эти же конструкции позволяют охарактеризовать залоговое значение глагола.

Студенты пишут лекцию.

S ←→ D → О

Лекция пишется студентами.

О ←→ D → S

Если субъект и подлежащее совпадают, то налицо конструкция актива; если же эти категории не совпадают, – конструкция пассива. Например:

Рабочие строят дома. или Рабочие строятся зимой.

S ←→ D → О S ←→ D

и

Дома строятся рабочими.

О ←→ D → S

В отличие от структурной схемы предложения, семантическая структура предложения многозначна. Одна и та же формальная сторона предложения может иметь разные семантические структуры, и в то же время различные структуры могут иметь и имеют одинаковую семантику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: