Аутизм — крайняя форма психического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида в мир собственных переживаний.
Афферентный (от лат. afferens — приносящий) — несущий к органу или в него; передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центростремительные, нервные волокна).
Афферентация — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (ин-терорецепция).
Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Гипертонус — неконтролируемое чрезмерное напряжение мыщц.
Гипотонус — неконтролируемая мышечная вялость.
Глиальные клетки (нейроглия) — клетки, являющиеся изоляторами нейронов и повышающие эффективность передачи нервных импульсов.
Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил.
Дендрит —ветвящийся отросток нейрона, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона.
Депривация (социальная) — недостаточная востребованность социальной среды.
Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
Дисграфия (аграфия) — частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражен я, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Дискалькулия (акалькулия) — нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Дислекция (алекция) — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повто-ряющихся ошибках стойкого характера и обусловленное не-сформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Индивидуальный латеральный профиль — сочетание доми-нантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха.
Кинезиологические упражнения — комплекс движений, по-зволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Комиссуры — нервные волокна, осуществляющие взаимодействие меж / полушариями.
Конвергенция — схождение глаз на цели.
Кортиколизация — развитие коры больших полушарий.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегра-тивно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Миелинизацня — процесс образования миелиновой оболочки, покрываюшей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей
Модальность — ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).
Мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга
Невроз — выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы.
Нейроны — клетки, образующие нервную систему; формируются в пренатальный (дородовой) период, но продолжают расти и образовывать отростки в течение всей жизни человека.
Нейротранстмиттер (от лат. transmitto — передаю) — биологические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов.
Онтогенез — индивидуальное развитие человека от зачатия до конца жизни.
Персеверация — навязчивое, цикличное повторение одних и тех же движений, мыслей, переживаний, застревание на звуке или слоге.
Перцептивная (от лат. perceptio — представление, восприятие) — то же, что восприятие.
Пренатальный — период развития человека до рождения
Перинатальный — период развития человека во время рождения.
Постнатальный — период развития человека после рождения
Релаксация — состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения.
Сенсорная система — нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы.
Синапс (от греч. synapsis — соединение) — область контакта нейронов друг с другом и с клетками исполнительных органов Между клетками имеется т. н. синаптическая щель, через которую возбуждение передается посредством медиаторов (химический синапс), ионов (электрический синапс) или тем и другими способом (смешанный синапс). Крупные нейроны головного мозга имеют по 4—20 тыс. синапсов, некоторые нейроны — только по одному.
Синкинезии —дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).
Тонкая моторика — способность выполнять точные движения малой амплитуды.
Фонематический слух — смыслоразличение звуков речи.
Элиминация — исчезновение.
Эмбриогенез — внутриутробное развитие плода.