1. Растяжка «Половинка». И.п. — сидя на полу.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Вды
хать левой ноздрей, вьщыхать через правую ноздрю. На вдохе
представлять, как с воздухом «золотисто-серебристая энер
гия» проходит через левую ноздрю, левую часть горла, ле
вую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При вы
дохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть
тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла
и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выды
хать левой. Циклы повторить по 3 раза.
3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на
полу.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —
сидя на полу. Усложнение — на каждое движение пальцем или
рукой ребенок должен произносить «хве» и «фи», чередуя их.
• «Волна».
• «Лягушка».
• «Лезгинка»,
• «Змейка».
Усложнение—упражнения выполняются слегка прикушенным языком и закрытыми глазами.
• «Массаж ушных раковин».
• «Паровозик».
• «Рисующий слон».
• «Сова».
5. Когнитивное упражнение «Визуализация водопада». И.п. — сидя на полу. Детям предлагается представить водопад. Необходимо рассмотреть высокое голубое небо, яркое. солнце, детали горных порогов и огромную лавину воды. При зтом тело должно почувствовать прохладу горной воды, тысячи мельчайших брызг на лице и запах свежести. Уши могут услышать шум падающей воды и стук камней. 6. Коммуникативное упражнение с правилами «Хвасталки». Дети садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и достижениях в любой сфере. Обязательное условие упражнения — рассказывать не всей группе в целом, а одному конкретному человеку, так как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказали «хвасталку», должен сказать: «Я рад за тебя!», и поделиться своими достижениями со следующим участником игры.
7. Функциональное упражнение «Шалуны». Цель:развитие
двигательного контроля, элиминация импульсивности. Инст
руктор по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т. д.) пред
лагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По
второму сигналу ведущего все шалости должны прекратить
ся. Упражнение повторяется несколько раз.
8. Коммуникативное упражнение «Компас». Цель: элими
нация импульсивности и развитие навыков взаимодействия со
сверстниками. Дети выстраиваются друг за другом «парово
зиком» и кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза дол
жны быть закрыты. Ведущий «компас» идет самый первый
с открытыми глазами по комнате, меняя направление. Он
должен так вести группу, чтобы все находились в безопас
ности. Успешность выполнения упражнения зависит от
4—2125 97
каждого участника. В роли ведущего поочередно могут быть все играющие. В конце упражнения обсуждаются ощущения детей в роли ведущего и в роли ведомого.
9. Релаксация «Парусник». Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать ни колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной. Инструктор: «Подул ветерок, и парус расправился, н гдулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой)».
Усложнение — ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.