Тема: «Совокупный спрос и совокупное предложение»

Совокупный спрос
Совокупное предложение

Совокупный спрос

Совокупный спрос (АD) — это тот реальный объем национального производства, который все макроэкономические субъекты готовы купить при каждом возможном уровне цен. Совокупный спрос определяется расходами, которые планируют домашние хозяйства и предприниматели,а также государство и зарубежные страны.
Спрос на блага со стороны отдельных макроэкономических субъектов формируется под воздействием разных побудительных мотивов, учитываемых при построении их функций спроса.
Совокупный спрос, или совокупные расходы, включают спрос:
населения на потребительские товары (потребительские расходы);
фирм на инвестиционные товары (инвестиционные расходы);
государства на товары и услуги (государственные расходы);
заграницы на продукцию данной страны (чистый экспорт).
Во всей совокупности расходов наибольшую долю занимают потребительские расходы, они же и наиболее постоянны, устойчивы, меньше всего подвержены колебаниям. Все остальные виды расходов более динамичны, изменчивы.
Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом производства (ВНП), на который предъявляется спрос, — обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем производства, который может быть куплен. Эта зависимость описывается кривой совокупного спроса (рис. 20.1).

Рис.. Кривая совокупного спроса

Нисходящая кривая AD указывает на то, что между совокупным спросом и уровнем цен существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больше совокупные расходы населения, фирм, государства и заграницы.
Обратная зависимость между уровнем цен и совокупным спросом объясняется действием эффекта процентной ставки, эффекта богатства, эффекта импортных закупок.
Эффект процентной ставки — изменение совокупного спроса вследствие изменения процентной ставки под влиянием колебания товарных цен. Повышение товарных цен в стране увеличивает спрос на деньги, соответственно, растут процентные ставки, происходит удорожание стоимости потребительского и инвестиционного кредита. В результате потребительский, инвестиционный и, следовательно, совокупный спрос падают. Снижение процентных ставок приводит к противоположному результату. Удешевление потребительского и инвестиционного кредита ведет к увеличению совокупного спроса.

Эффект богатства — изменение совокупного спроса вследствие изменения реальной стоимости финансовых активов (сбережений) под влиянием колебания товарных цен. Повышение товарных цен приводит к обесценению накопленного богатства (финансовых активов). Если население владеет ценными бумагами (акциями, облигациями и т.п.), то повышение товарных цен приводит к падению их реальной стоимости. Население беднеет, что ведет к падению потребительских расходов и совокупного спроса. Снижение товарных цен ведет к обратному результату.
Эффект импортных закупок — изменение совокупного спроса вследствие изменения импортных закупок под влиянием колебания товарных цен. Повышение уровня цен на отечественные товары ведет, с одной стороны, к относительному снижению цен на импортные товары, росту спроса на них и увеличению импорта. С другой стороны, отечественные товары для иностранцев становятся дороже, экспорт сокращается, а поскольку чистый экспорт является элементом совокупного спроса, то рост импортных закупок при снижении экспорта ведет к падению совокупного спроса, и наоборот.
Таким образом, изменение общего уровня цен оказывает влияние на совокупный спрос(реальный объем производства, который готовы купить хозяйствующие субъекты), что на графике совокупного спроса отражается движением вдоль кривой совокупного спроса.
Но совокупный спрос изменяется и под действием неценовых факторов. Неценовые факторы совокупного спроса — это экономические и неэкономические условия и рычаги, оказывающие влияние на составляющие совокупного спроса.

Так, потребительские расходы зависят от:

изменения реальной стоимости накопленного богатства. При повышении курса имеющихся у потребителя акций он станет богаче и при прочих равных условиях его текущий спрос возрастет. (Следует отличать изменение реальной стоимости ценных бумаг в связи с изменением уровня товарных цен от изменения их курсовой стоимости);
ожиданий потребителей в отношении изменения уровня цен в будущем. Ожидание роста цен увеличит текущие потребительские расходы; ожидание снижения цен — сократит;
задолженности потребителей по кредитам. С увеличением задолженности потребителей по кредитам их текущий спрос уменьшается, снижение задолженности ведет к расширению потребительского спроса;
изменения величины подоходного налога. Очевидно, что повышение налогов сокращает спрос, их снижение — расширяет.
На величину инвестиционных расходов влияют:
изменения процентной ставки. Рост процентной ставки сокращает инвестиционный спрос, ее падение расширяет;
ожидаемая норма прибыли от инвестиций. Чем больше ожидаемая прибыль, тем больше будет инвестиционный спрос;
изменения размеров налогов, уплачиваемых предприятиями (оказывают на инвестиционный спрос такое же воздействие, что и на потребительский);
характер применяемых технологий. Появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции.
Увеличение или сокращение планируемых государственных расходов (строительство, заработная плата работникам бюджетной сферы, расходы на охрану окружающей среды и т.п.) также оказывает большое влияние на совокупный спрос.

На величине чистого экспорта отражаются:
изменение национального дохода в зарубежных странах. Например, при росте национального дохода Китая эта страна может закупать больше товаров в России, что увеличивает совокупный спрос на российские товары;
динамика валютного курса. При падении курса национальной валюты отечественные товары для иностранных покупателей становятся дешевле, и спрос на них растет.
Действие неценовых факторов совокупного спроса приводит к смещению кривой совокупного спроса (рис.).

Рис.. Смещение кривой совокупного спроса под воздействием неценовых факторов
При увеличении совокупного спроса его кривая сдвинется вправо из положения АD в положение АD1. При сокращении совокупного спроса его кривая сдвинется влево, из положения AD в положение AD2.
Изменение совокупного спроса, при прочих равных условиях, приведет к изменению равновесия на рынках благ.

Совокупное предложение

Совокупное предложение (AS) — это общая величина всех конечных товаров и услуг, предъявляемых к продаже, т.е. это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен.
Зависимость между уровнем цен и совокупным предложением (реальным ВНП) описывает кривая совокупного предложения. В долгосрочном периоде кривая совокупного предложения имеет вид вертикальной прямой. Это объясняется тем, что в долгосрочном периоде цены абсолютно эластичны, а объем реального ВНП находится на уровне потенциального (Qp), возможного при полной занятости.
Кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде, когда экономика функционирует в условиях неполной занятости, горизонтальна. "Синтетическая" кривая совокупного предложения приведена на рис. 20.3.

Рис.. Кривая совокупного предложения

Кривая AS показывает реальный объем ВНП, который может быть произведен и предложен при различных уровнях цен. "Синтетическая" кривая AS состоит их трех отрезков.
1. Горизонтальный (кейнсианский) отрезок кривой совокупного предложения. На этом отрезке объем национального производства (ВНП) может изменяться при постоянстве цен. Любой объем производства от 0 до Q1 свидетельствует о недопроизводстве, неполном использовании ресурсов, наличии циклической безработицы. Поскольку безработица находится на высоком уровне, то предприниматели могут расширять производство, нанимая дополнительную рабочую силу, не увеличивая при этом уровень заработной платы. Издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены. Сокращение производства отразится на уровне безработицы, но не затронет цены.
2. Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения. На этом отрезке кривой AS объем национального производства увеличивается при возрастании цен. Безработица по мере продвижения объема производства от Q1 к Qp начинает сокращаться, свободных рабочих рук становится меньше, и предприниматели, чтобы привлечь дополнительную рабочую силу, должны платить больше. Растет заработная плата, растут издержки производства, повышаются цены.
3. Вертикальный (классический) отрезок кривой совокупного предложения. Этот отрезок описывает состояние экономики, когда она при данном уровне технологий достигает границ своих производственных возможностей. Все ресурсы используются полностью, безработица находится на естественном уровне, объем производства измениться не может, он постоянен. Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать только "переманив" работников более высокой заработной платой. Издержки производства и цены повысятся, но увеличение производства в одном месте приведет к сокращению производства в другом (вспомните кривую производственных возможностей) и национальный объем производства не изменится.

Кроме уровня цен на совокупное предложение влияет целый ряд неценовых факторов, к числу которых относятся:
цены на ресурсы. Цены на ресурсы являются одним из важнейших факторов, определяющих издержки производства, а, следовательно, и объем предложения. В свою очередь на уровень цен на ресурсы могут воздействовать:

открытие новых месторождений;
изменение демографической ситуации, иммиграция рабочей силы, увеличение численности экономически активного населения. Рост предложения труда отражаются на цене труда — заработной плате и, соответственно, на издержках производства и предложении;
цены на импортные ресурсы. Например, повышение курса национальной валюты снижает цену ипортных ресурсов, что, естественно, отражается на издержках производства, следовательно, и на объеме предложения;
ослабление или усиление рыночной власти монополий-поставщиков ресурсов также влияет на цены ресурсов и предложение.

производительность ресурсов. Производительность — это показатель среднего объема выпуска на единицу затрат. Повышение производительности ресурса означает, что при имеющемся объеме ресурсов можно получить больший объем производства (предложения);
налоги и субсидии. Очевидно, что увеличение налогов, которые платят предприниматели, увеличивают их издержки производства и ведут к сокращению совокупного предложения. Напротив, снижение налогов или субсидии предпринимателям сокращают их издержки производства и способствуют его расширению и увеличению совокупного предложения.
Таким образом, под действием неценовых факторов происходит изменение совокупного предложения и смещение его кривой - вправо при более низких издержках производства и смещение влево - при более высоких издержках производства. См. рис. 20.4

Рис.. Смещение кривой совокупного предложения под воздействием
неценовых факторов

Если, например, повышаются цены на ресурсы (растет цена нефти), то при неизменной технологии издержки производства возрастут. Тогда при каждом уровне цен, совокупное предложение будет сокращаться — кривая AS сместится влево, в положение AS1. Соответственно, падение цен на ресурсы приведет к увеличению предложения и смещению кривой AS вправо до AS2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: