Макроэкономическое равновесие

Совокупный спрос. Совокупное предложение.

Макроэкономическое равновесие – центральная проблема экономического развития. Равновесие на макро рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.

И для этого необходимо подробнее рассмотреть, что же такое совокупный спрос и совокупное предложение. Вообще понятие «совокупный» в макроэкономике встречается довольно часто. В этом понятии проявляется не простая сумма товаров, капиталов и т.д., а их взаимосвязанное, системное единство. Подобное единство следует видеть и в совокупном спросе и в совокупном предложении.

Итак, Совокупный спрос AD (Aggregate demand) – это объем реального национального производства, который может «поглотить» макрорынок при данном уровне цен и при постоянной величине денежной массы у покупателей (домохозяйств, фирм, правительство, заграничные покупатели).

Т.о. Совокупный спрос можно выразить следующей формулой:

AD= C+I+G+Xn

Где:

С- спрос на потребительские товары и услуги;

I – спрос на инвистиционные товары;

G – спрос на товары и услуги со стороны государства;

Xn – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Зависимость совокупного спроса от уровня цен можно выразить графически:

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Очевидно, что величина совокупного спроса – отрицательная функция от уровня цен. Отрицательный наклон линии совокупного спроса совпадает с отрицательным наклоном кривой индивидуального спроса, но за этим совпадением скрываются различные причины. Иными словами, отрицательная зависимость кривой совокупного спроса не может быть объяснена факторами, характеризующими индивидуальный спрос. Здесь не действуют (эффект дохода и эффект замещения).

Объяснение отрицательного наклона кривой совокупного спроса принято связывать с 3 важнейшими эффектами:

1. Эффект процентной ставки Он заключается в том, что при росте уровня цен, спрос на деньги (при той же денежной массе) повышается, так как их требуется для расходов больше. В систему цен, уровень которых представлен по оси ординат, входит и такая специфическая цена, как «процент» (плата за использование денег). Понятно, что рост процентной ставки делает невыгодным потребительский и инвестиционный кредит. Домохозяйства и фирмы сокращают ту часть расходов, которая могла бы быть произведена при низкой процентной ставке. В результате уменьшается объем совокупного строса.

Т.о. рост уровня цен→рост спроса на деньги→рост %→невыгодность потребительского и инвестиционного кредита→сокращение объема совокупного спроса. И наоборот.

2. Эффект богатства. При росте уровня цен накопленное фирмой или домохозяйством богатство обесценивается, и чтобы восполнить его она сокращает расходы, т.е уменьшается объем совокупного спроса.

3. Эффект импортных закупок. Рост уровня цен на отечественные товары приводит к тому что внутри страны предпочтут дешевый импорт. Т.о, рост уровня цен в данное стране всегда увеличивает импорт и сокращает экспорт. Следовательно уменьшается объем совокупного спроса.

Совокупное предложение AS (Aggregate supply) – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним ВВП.

Совокупное предложение может быть приравнено к ВНП или к ВВП:

AS= ВНП=ВВП

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияют количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала):

AS= ЗП+ рента+%+прибль

Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей, а значит, к росту совокупного предложения.

Кривая совокупного предложения показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынке предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

Кривая совокупного спроса состоит из 3х отрезков:

1) Горизонтальный («кейнсианский») – показывает изменение объема производства при неизменности уровня цен.

2) Восходящий («промежуточный») – показывает изменение объема производства при изменении уровня цен.

3) Вертикальный («классический») – показывает неизменность объема производства при изменении уровня цен.

«Кейнсианский» отрезок возникает, если фактическое изменение объема производства меньше его потенциально возможного изменения. Следовательно этот отрезок кривой совокупного предложения характеризует экономику спада, депрессии, т.е наличие неиспользуемых ресурсов.(Отрезок назван Кейнсианским, потому что он детально проанализирован Кейнсом на примере американской экономики времен Великой депрессии)

«Промежуточный» отрезок. Здесь прирост производства сопровождается ростом уровня цен. Объясняется это тем, что ряд отраслей приближается к полному использованию ресурсов, приводя к частичному дефициту(т.е конкуренции между фирмами, когда приходится перекупать ресурсы, привлекая их повышенной ценой); вовлекаются устаревшее или менее эффективное оборудование, менее квалифицированные кадры, т.е растут средние издержки производства, а с ними и уровень цен; поэтому совокупное предложение на этом отрезке откликается только на такой рост уровня цен, который компенсирует рост издержек производства.

«Классический отрезок». Экономика достигает полного объема производства, т.е находится на линии кривой производственных возможностей. Для рабочей силы это ситуация «естественной» безработицы. Теперь, как бы ни росли переманивающие цены на ресурсы, прироста производства не будет из-за полного использования всех наличных ресурсов. Т.е может происходить только их перераспределение. (Этот отрезок называется «классическим», т.к. он воплощает идеал классической экономической теории – «полное» использование ресурсов)

Ну и наконец, поговорим о макроэкономическом равновесии.

Точка макроэкономического равновесия определяется пересечением кривых совокупного спроса и совокупного предложения; по вертикали эта точка показывает «равновесный уровень цен», а по горизонтали – «равновесный объем производства».

Поскольку кривая совокупного предложения состоит из 3х отрезков, то точка равновесия может быть образована соответственно в 3х вариантах:

1. На «кейнсианском» отрезке точка равновесия определяется «мощностью» совокупного спроса., поскольку объем производства не может быть больше или меньше, чем это определяет точка пересечения совокупного спроса и совокупного предложения. Если бы производители произвели больше, то это было бы бессмысленно, так как данная кривая совокупного спроса показывает передел покупательной способности потребителей, т.е излишек не будет реализован. А если бы производители произвели меньше, то часть совокупного спроса не была бы удовлетворена и стремление к максимальному доходу заставило бы производителей допроизвести дефицитную продукцию. Т.о равновесный объем производства на «кейнсианском отрезке фиксирован неподвижностью уровня цен и мощностью совокупного спроса.

2. На «промежуточном» отрезке точка равновесия также фиксирована, но именно потому, что уровень цен и объем производства подвижны, приспосабливаются к мощности совокупного спроса

3. На «классическом» отрезке цены являются подвижными, но точка равновесия теперь фиксирована неподвижностью объема производства и мощностью кривой совокупного спроса: более высокие цены непосильны для данного совокупного спроса, а более низкие – потеря для производителя.

Т.о фиксированность кривой совокупного спроса в сочетании с неподвижностью цен (на кейнсианском отрезке) и неподвижностью объема производства (на классическом) жестко задают точку макроэкономического равновесия.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что макроэкономическое равновесие, проявляемое через равенство совокупного спроса и предложения (AD=AS), может возникать в разных состояниях экономики. При неполной занятости факторов производства, (1ый случай), при полной занятости факторов производства и наличии некоторых резервов (2ой случай) и при полном использовании всех факторов производства(3 случай).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: