Разрешение спора в рамках СНГ

Соглашение от 8 декабря 1991 г. о создании СНГ закрепляет ние его участников урегулировать спорные проблемы согласительными средствами. Споры относительно толкования и применения норм учре­дительного договора СНГ' подлежат разрешению путем переговоров ме­жду соответствующими странами, а при необходимости — на уровне глав правительств и государств — участников СНГ. Алма-Атинская дек­ларация 1991 г. подтверждает стремление стран СНГ к мирному урегули­рованию споров. Эти общие нормы и намерения подробно раскрыты в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 г. на заседании Совета глав го­сударств в Минске.

В соответствии с разделом IV Устава государства — члены СНГ при­нимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. Они оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе и в рамках международных организаций.

Государства — члены Содружества воздерживаются от действий, способных нанести ущерб другим государствам-членам и привести к обострению возможных споров. Государства добросовестно и в духе сотрудничества прилагают усилия к справедливому мирному разреше­нию своих споров посредством переговоров или достижению договорен­ностей о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования спора. Если государства-члены не разрешают спор при помощи указанных выше средств, они могут передать его в Совет глав государств.

В последующем принцип мирного разрешения споров был закреп­лен и развит в ряде совместных документов, принятых государствами СНГ. Так, в Декларации о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами - участниками СНГ от 20 мар­та 1992 г. подчеркивается, что в случае возникновения споров государст­ва прилагают усилия к справедливому решению их на международном уровне. В этих целях используются такие средства мирного урегулирова­ния споров, как переговоры, обследование, посредничество, примире­ние, арбитраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, со­гласованную до возникновения споров, и применяют принципы, поло­жения и нормы по мирному урегулированию споров, разработанные в рамках ООН об ОБСЕ.

В Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целост­ности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ, принятой 15 апреля 1994 г., члены Содружества подтверждают свою го­товность способствовать урегулированию споров и конфликтов посред­ством использования согласованных в каждом конкретном случае меха­низмов, предусматриваемых для этих целей соответствующими докумен­тами, принятыми в рамках СНГ, ООН и СБСЕ (в дальнейшем — ОБСЕ).

В соответствии с Меморандумом о поддержании мира и стабильно­сти в СНГ от 10 февраля 1995 г.

государства — члены Содружества будут решать все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только мирными средствами. В случае возникновения ситуации, затра­гивающей интересы безопасности каждого государства, оно может обра­титься к другим государствам — участникам СНГ с просьбой безотлага­тельно провести консультации.

Совет глав государств СНГ на своем заседании 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников Содружества. Предотвращение и урегулирование конфликтов должно быть предметом заботы в первую очередь конфликтующих сторон.

СНГ как региональная организация предпринимает необходимые шаги в целях урегулирования конфликтов на территории государств Со­дружества в соответствии с гл. VII Устава ООН. Под урегулированием конфликтов понимается комплекс политических, социально-правовых, экономических мер, направленных на прекращение конфликтов. Урегу­лирование конфликтов может включать широкий набор средств, в том числе проведение операций по поддержанию мира. Необходимыми ус­ловиями проведения таких операций являются:

— подписание между конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня и ясно выраженная политическая воля сторон по урегулированию конфликта политическими средствами;

— согласие конфликтующих сторон на проведение операций по под­держанию мира и использование коллективных сил по поддержанию мира в соответствии с поставленными перед ними задачами, а также ус­тановление тесного сотрудничества сторон с руководством этими силами для осуществления такой операции;

— принятие сторонами в конфликте обязательств об уважении меж­дународного статуса, нейтральности, привилегии и иммунитетов персо­нала коллективных сил по поддержанию мира в соответствии с междуна­родным правом;

— открытость операций по поддержанию мира, нейтральный и бес­пристрастный характер этой деятельности.

188 Глава VI. Международно-правовые средства разрешения международных споров

Коллективные силы по поддержанию мира формируются на коали­ционной основе с участием государств, давших согласие на участие в операциях по поддержанию мира. При этом каждое государство Со­дружества самостоятельно определяет формы своего участия в операциях по поддержанию мира. Решение о выделении воинских контингентов, военных наблюдателей, полицейского (милицейского) и гражданского персонала для участия в операциях по поддержанию мира принимается в соответствии с национальным законодательством.

Принудительные действия при урегулировании конфликтов (прину­ждение к миру) допускаются только при наличии соответствующих пол­номочий Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН1.

Нарастание интеграционного процесса и расширение экономиче­ских связей стран Содружества невозможно без четкого взаимного ис­пользования решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов. Основным арбитражным органом СНГ является Экономический суд, созданный на основании ст. 32 Устава Содружества.

Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения эко­номических обязательств в рамках Содружества. К ведению Суда отно­сится разрешение споров, возникающих при использовании экономиче­ских обязательств. Суд может разрешить и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем от 6 июля 1992 г.

Согласно ст. 3 Положения к ведению Экономического суда относит­ся разрешение межгосударственных экономических споров, возникаю­щих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных со­глашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав прави­тельств Содружества и других его институтов, а также о соответствии нормативных и других актов государств — участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Со­дружества.

По результатам рассмотрения спора Экономический суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения: государством — участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения), и определяются меры, которые рекомен­дуется принять соответствующему государству в целях устранения нару­шения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.

Помимо рассмотрения споров Суд осуществляет толкование приме­нения положений соглашений, других актов Содружества и его институ­тов. Кроме того, он уполномочен толковать акты законодательства быв­шего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Тол­кование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Судьи Экономического суда избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) су­дей высших хозяйственных, арбитражных судов, сроком на десять лет, на строго профессиональной основе из числа хозяйственных, арбитраж­ных судей и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалифика­ции в области экономических отношений.

Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум. Он состоит из председателя Экономического суда, его замести­телей и судей этого Суда, а также председателей высших хозяйственных арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешаю­щих в государствах-участниках экономические споры.

За период деятельности Суд рассмотрел ряд принципиальных споров между государствами — участниками Содружества. Так, по запросу Ар­битража Республики Молдова Суд в 1996 г. разрешил спор между этой республикой и Белоруссией по поводу взимания таможенных пошлин. По запросу правительства Таджикистана Суд вынес решение о толкова­нии ст. 1 и 2 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г. В октябре 1996 г. Суд по иску администрации Нижегородской области вынес решение рекомен­довать правительству Казахстана поставить в Нижегородскую область часть недопоставленного зерна.

Решением Совета глав государств СНГ от 26 мая 1995 г. было при­знано необходимым совершенствование деятельности Экономического суда и расширение его компетенции. Пленум Суда в 1999 г. обсудил ос­новные направления реформирования Суда. В частности, предусматри­вается внедрение принципа обязательности решений Суда и необходи­мость их исполнения через отработанные в международной практике ме-ханизмы1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: