Формирование элементарных математических представлений

Особые сложности в связи со зрительной недостаточностью воз­никают у детей с нарушением зрения при овладении счетом пос­ледовательного ряда элементов множества, выполнении действий наложения и приложения элементов одного множества к элемен­там другого при сравнении их количества. Значительные трудности испытывают дети с нарушением зрения в зрительно-пространствен­ной ориентации, что при отсутствии специальных условий обуче­ния приводит к обедненности информации о пространстве. Поэто­му очень важно вести работу по обогащению, расширению чувст­венного опыта детей, что позволяет избежать появления вербализма математических представлений.

Начиная с первого года обучения следует учить детей видеть и понимать реальные предметы в их взаимосвязях и пространствен­ных отношениях. Учить видеть в реальных предметах сенсорные эта­лоны формы, величины, пространства: круг, квадрат, овал, треуголь­ник, прямоугольник — сенсорные эталоны плоскостных предметов; куб, шар, эллипсоид, цилиндр, параллелепипед (брусок), конус — сенсорные эталоны объемных тел. Формировать эти представления следует по принципу нарастающей сложности: от 1 — 3 сенсорных эталонов до усвоения более полного набора этих эталонов.

Далее закрепляется поэлементное сравнение множеств, но уже с выделением количества, начинается обучение измерению вели­чин с помощью условных мерок — все это становится основой формирования полноценного понятия о числе и счете.

Основой для ознакомления с длиной служит непосредственное сравнение предметов по их размерам. Давая детям первоначальные представления об измерении длин, необходимо познакомить их с условными мерками, в качестве которых могут быть полоски цвет­ной бумаги, палочки, карандаши, линейка и другой дидактичес­кий материал. При этом надо обратить особое внимание на выра­ботку умений выполнять такие сложные для детей с нарушением зрения операции, как приложение и наложение.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений важно уделять внимание развитию зрительного вос­приятия, зрительно-пространственной ориентации и формирова­нию чувственно-практического опыта детей за счет активного вклю­чения в процесс обучения сохранных анализаторов и речи.

Арифметические задачи на сложение и вычитание следует ре­шать с опорой на практические действия с реальными предмета­ми или их изображениями.

Большое внимание наряду с формированием чувственно-прак­тического опыта детей с нарушением зрения следует уделять овла­дению грамматически правильной речью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: